Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Савельева П.Ю. ЗАСТАВИТЬ СКРИПКУ ГОВОРИТЬ… // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЗАСТАВИТЬ  СКРИПКУ  ГОВОРИТЬ…

Савельева  Полина  Юрьевна

студент  2  курса  специальности  Инструментальное  исполнительство  филиала  ГОУ  СПО  «Саратовский  областной  колледж  искусств»,  РФ,  Саратовская  область,  г.  Балаково

Е-mailpolyasav@yandex.ru

Коршун  Марина  Юрьевна

научный  руководитель,  преподаватель  филиала  ГОУ  СПО  «Саратовский  областной  колледж  искусств»,  РФ,  Саратовская  область,  г.  Балаково

 

Девятнадцатый  век  —  «золотой  век»  русской  культуры,  время  культурного  и  духовного  подъема  России.  В  это  время  открывается  русское  музыкальное  общество,  которое  стремилось  распространять  музыкальное  образование,  приобщать  широкую  публику  к  серьезной  музыке,  поощрять  отечественных  талантов.  В  него  в  разное  время  входили:  А.  Рубинштейн,  М.  Балакирев,  А.  Глазунов,  К.  Лядов,  Г.  Венявский,  С.  Рахманинов,  Н.  Римский-Корсаков,  А.  Скрябин,  а  также  основатель  русской  скрипичной  школы  Леопольд  Семёнович  Ауэр.

Леопольд  Ауэр  был  блестящим  исполнителем  и  талантливым  педагогом,  формировавшим  личность  ученика.  Леопольд  Семёнович  объединил  все  лучшее,  что  могла  дать  в  то  время  зарубежная  и  русская  педагогика.  Достижения  педагогической  деятельности  Леопольда  Семёновича  его  современники  и  последователи  считают  явлением  русской  музыкальной  культуры.

Леопольд  Ауэр  родился  в  Венгрии,  в  городе  Весприм  седьмого  июня  1845  года.  Музыке  он  обучался  с  детства.  С  двенадцати  лет  Леопольд  Ауэр  учился  у  Якоба  Донта  в  Вене.  Завершил  свое  образование  у  Иозефа  Иоахима  в  1863—1864  годах  в  Ганновере.  В  мае  1868  года  в  Лондоне  Леопольд  Семенович  принимал  участие  в  камерных  концертах.  Именно  там  он  познакомился  с  пианистом  из  Петербурга  Антоном  Рубинштейном.  Это  знакомство  и  стало  поводом  приглашения  Леопольда  Ауэра  в  Петербургскую  консерваторию  на  место  профессора  по  классу  скрипки  и  солиста  Русского  Музыкального  Общества.

Прожив  в  России  почти  полвека,  Леопольд  Семенович  окончательно  сформировался  как  артист,  и  как  преподаватель.  Он  был  многосторонним  музыкальным  деятелем,  постоянно  гастролировал.  Леопольд  Семенович  был  выдающимся  толкователем  классических  произведений,  пропагандировал  современную  русскую  музыку.

Кроме  того,  что  Леопольд  Ауэр  был  великим  скрипачом-исполнителем,  он  являлся  ярким  представителем  русской  музыкальной  педагогики  в  области  инструментального  исполнительства.  Леопольд  Семенович  расширил  национальные  традиции  русской  скрипичной  культуры,  виртуозные  и  творческие  возможности  скрипичного  исполнительства  и  утвердил  всемирное  значение  русской  скрипичной  школы.

Педагогика  Леопольда  Ауэра  складывалась  под  влиянием  той  обстановки,  в  которой  он  работал  в  России.  Он  общался  с  выдающимися  русскими  музыкантами,  критиками,  исполнителями,  композиторами,  вследствие  чего  формировалась  эстетика  Ауэра,  его  музыкальное  мировоззрение.

B  основе  педагогики  Леопольда  Семеновича  лежало  высокое  понимание  целей  и  задач  исполнительской  деятельности  скрипача.  Настоящий  скрипач-художник  «…способен  властвовать  над  огромнейшей  аудиторией  с  величайшей  магической  силой…  подобно  всем  другим  художникам,  деятельность  которых  обращена  к  массе»,  —  говорил  Лепольд  Семенович  [1,  с.  92].  По  свидетельству  учеников  Леопольда  Ауэра,  он  часто  истолковывал  им  содержание  музыкального  произведения,  используя  образные  сравнения-ассоциации.  Именно  здесь  проявлялась  конкретность  его  мышления  как  артиста,  а  также  способность  лаконично  подчеркнуть  и  выразить  метафорой  музыкальный  образ.  Раз  изученное  произведение  скрипач  должен  был  сохранять  в  репертуаре,  регулярно  играть  его.  Леопольд  Ауэр  в  любое  время  мог  попросить  ученика  сыграть  произведение,  выученное  даже  несколько  лет  назад.  Именно  благодаря  такому  приему  педагогической  практики  Леопольда  Семеновича  учащийся,  оканчивая  учебное  заведение,  владел  большим  исполнительским  репертуаром.  Леопольд  Ауэр  много  писал  о  стиле  исполнения  и  был  против  разного  рода  стилизаторства,  но  в  то  же  время  крайне  заботился  о  том,  чтобы  его  ученики  владели  стилистическими  особенностями  музыки  разных  композиторов  в  отдельности.  Он  разделял  реалистические  традиции  русской  музыкальной  культуры,  культивировал  подход  к  скрипке,  как  к  эмоционально-выразительному  инструменту«Заставить  скрипку  говорить»,  —  призывал  Леопольд  Ауэр  [1,  с.  82].  В  этом  и  заключалось  значимое  отличие  от  подхода  к  скрипке,  развивавшегося  в  зарубежных  школах,  в  которых  главенствовала  склонность  к  только  инструментальной  трактовке  скрипичного  звука  с  имитированием  различных  музыкальных  тембров.

В  своей  педагогической  деятельности  Леопольд  Ауэр  исходил  только  из  индивидуальных  особенностей  ученика.  Он  никогда  не  стремился  воспитывать  своих  учеников  согласно  лишь  собственным  узким  эстетическим  принципам,  но  учил  их  общим,  широким  принципам  вкуса,  на  которых  мог  развиться  их  индивидуальный  стиль.  Леопольд  Ауэр  настаивал  на  внимательном  изучении  произведения,  на  осознании  самой  идеи  изучаемой  пьесы.  Очень  важна  для  него  была  та  сторона  исполнительства,  к  которой  относилось  само  исполнение,  фразировка,  характер  произнесения  нотного  текста.  Здесь  Леопольд  Семенович  поощрял  свободу  фразировки,  считая,  что  именно  в  ней  найдет  выражение  индивидуальность  артиста.

Очень  важным  элементом  педагогической  школы  Леопольда  Ауэра  был  психологический  фактор.  Он  считал,  что  никогда  не  придавали  должного  значения  психологической  работе  и  мозговой  активности,  которые  контролируют  работу  пальцев.  Другой,  не  менее  важной,  чертой  его  скрипичной  школы  является  артистичность.  Леопольд  Ауэр  воспитывал  артистов,  для  которых  искусство  пишется  только  с  большой  буквы.  В  исполнении  ауэровских  учеников  музыка  никогда  не  теряла  свою  высокоидейную  и  художественно-воспитательную  функцию.  Леопольд  Семёнович  в  процессе  работы  над  произведениями  технический  аспект  подчинял  художественным  целям.  Он  был  полностью  согласен  с  А.  Рубинштейном,  что  игра  на  инструменте  —  движение  пальцев,  исполнение  —  движение  души. 

Большое  внимание  Леопольд  Ауэр  придавал  способностям,  нужным  для  полного  посвящения  себя  игре  на  каком  либо  инструменте.  Наряду  с  этим  совершенно  необходимым  качеством  он  считал  изощренный  слух.  По  его  мнению,  тонкое  чувство  слуха  и  четкий  ритм  дают  музыканту  больше  шансов  для  достижения  намеченной  цели.

Не  менее  важным  для  Леопольда  Ауэра  было  физическое  строение  руки,  мышц,  кисти,  пальцевая  сила  и  эластичность.  Постановка  правой  руки,  применяемая  Леопольдом  Семёновичем  в  своей  педагогической  практике,  стала  называться  «постановкой  русской  школы».  Такая  постановка  обогатила  звуковую  палитру  скрипача  и  стала  наиважнейшим  завоеванием  мирового  скрипичного  искусства.  Давая  характеристику  способу  держания  смычка  русской  школы,  Карл  Флеш  говорил,  что  считает  её  самой  целесообразной  и  что  именно  такой  способ  помогает  достичь  с  наименьшей  затратой  энергии  самых  лучших  звуковых  результатов.  Такой  способ  отличается  очень  небольшим  расстоянием  между  указательным  и  средним  пальцами,  слабое  натяжение  волоса  и  прямое  положение  трости  смычка,  что  было  абсолютно  не  свойственно  постановке  во  франко-бельгийской  школе.

Придавая  большое  значение  постановке  правой  руки  скрипача,  Леопольд  Ауэр  не  менее  внимательно  относился  к  левой  руке.  Он  был  очень  требователен  к  технической  стороне  исполнения.  Ученики  должны  были  напряженно  работать  над  техникой,  над  каждым  ее  элементом,  владеть  аппаратом  абсолютно  безукоризненно. 

На  склоне  лет  Леопольд  Ауэр  подвел  итог  своему  более  чем  шестидесятилетнему  педагогическому  опыту,  опубликовал  свои  работы:  «Прогрессивная  школа  скрипичной  игры»,  «Моя  школа  игры  на  скрипке»  и  «Интерпретация  произведений  скрипичной  классики»,  которые  показывают  всю  широту  взглядов  автора.  В  них  подчеркивается,  что  педагогическая  система  Леопольда  Семёновича  является  обобщением  огромного  опыта  передовых  скрипичных  школ  и  известных  скрипачей.  Педагогическая  школа  Леопольда  Ауэра  развивалась  на  принципах  реалистической  эстетики  ХIХ  века.  Его  можно  поставить  в  один  ряд  с  блистательными  фигурами  музыкальной  педагогики  —  такими,  как  Ф.  Лист,  А.  Рубинштейн,  И.  Иоахим,  Л.  Массар  (учитель  Сарасате),  П.  Марсик,  но  по  педагогическим  заслугам  с  ним  не  сравниться  ни  один  из  музыкантов-педагогов  ХIХ—ХХ  веков.

Среди  воспитанников  Леопольда  Ауэра  исполнители,  занявшие  видное  место  в  русском  музыкальном  мире:  Е.  Цимбалист,  М.  Эльман,  М.  Полякин,  Я.  Хейфец,  Б.  Сибор,  Ц.  Ганзен,  К.  Мострас  и  многие  другие  продолжатели  традиций  ауэровской  педагогической  школы  во  всем  мире.

Викентий  Викентиевич  Зайц,  окончивший  Петербургскую  консерваторию  по  классу  скрипки  Иоаннеса  Налбандиана,  ассистента  Леопольда  Ауэра  проработал  в  Саратовской  консерватории  более  пятидесяти  лет.  А  его  дочь,  Лидия  Викентиевна  Зайц,  получила  замечательную  школу  под  руководством  своего  отца,  совершенствовалась  в  классе  К.Г.  Мостраса,  ученика  Б.О.  Сибора,  который  в  свою  очередь  был  учеником  Леопольда  Ауэра.  Среди  учеников  Лидии  Викентиевны  —  представители  кафедры  струнных  инструментов  СГК  им.  Л.В.  Собинова:  профессор,  ныне  заведующий  кафедрой,  А.Б.  Григорьев,  кандидат  искусствоведения,  доцент  Н.Н.  Токина,  а  также  мой  преподаватель  по  классу  скрипки  Юрий  Анатольевич  Земсков.

Юрий  Анатольевич  начинал  свою  педагогическую  деятельность  в  Вольском  музыкальном  училище  им.  В.В.  Ковалёва.  Сейчас  он  работает  преподавателем  в  филиале  Саратовского  областного  колледжа  искусств  в  г.Балаково.  Выпускники  Юрия  Анатольевича  преподают  в  ДШИ  и  колледжах  не  только  нашего  города,  но  и  в  разных  городах  России  и  за  рубежом.  За  сорок  семь  лет  педагогической  деятельности  Юрий  Анатольевич  выпустил  более  ста  учеников.

Заключение

Успех  Леопольда  Семёновича  Ауэра,  несомненно,  коренился  в  его  прогрессивном  педагогическом  методе,  объединившем  в  себе  все  лучшее,  что  могла  дать  зарубежная  и  русская  педагогика  тех  лет.  По  педагогическим  достижениям  с  ним  не  может  сравниться  практически  ни  один  из  музыкантов  ХIХ—ХХ  веков.  Абсолютно  необыкновенным  был  уровень  его  школы,  блистающей  именами  Я.  Хейфеца,  Е.  Цимбалиста,  М.  Эльмана,  М.  Полякина  и  других  выдающихся  скрипачей-исполнителей.

По  сей  день  русская  скрипичная  школа  широко  использует  принципы  педагогической  школы  Леопольда  Семёновича.  Самые  именитые  педагоги  старшего  поколения,  развивающие  основы  русской  скрипичной  культуры,  в  большинстве  своем  его  воспитанники.  Творчески  обогащая  благородные  традиции  русской  скрипичной  школы,  они  высоко  подняли  русское  скрипичное  искусство,  получившее  признание  во  всем  мире.  Музыка  в  исполнении  ауэровских  учеников  никогда  не  теряла  свою  идейную  и  художественную  и  воспитательную  функции.  Леопольд  Ауэр  воспитывал  скрипачей-исполнителей,  для  которых  искусство  пишется  всегда  с  большой  буквы.  Его  школа,  буквально  вскормленная  реалистической  эстетикой  XIX  и  XX  веков,  сохранила  свое  незаменимое  значение  и  для  наших  дней.

 

Список  литературы:

  1. Ауэр  Л.  Моя  школа  игры  на  скрипке.  Москва:  М.,  1965.  —  86  с.
  2. Гольденберг  А.  Традиции  художественного  образования  и  воспитания:  история  и  современность.  Саратов:  2004.  —  121  с.
  3. Flesch  C.  Die  Kunst  des  Violinspiels.  Berlin:  Bd.  I.  1923.  —  104  c.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий