Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА ЕНИСЕЙСКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ
Шубина Мария Евгеньевна
студент 3 курса специальности «Изобразительное искусство и черчение» КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж», РФ, г. Енисейск
Андреева Татьяна Васильевна
научный руководитель, преподаватель живописи КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж», РФ, г. Енисейск
E-mail: twander@mail.ru
Художественный образ города — это отражение действительности в выразительных, чувственных формах изобразительного искусства. Это рассказ в красках, линиях, силуэтах о радостной или скорбной любви к удивительному по красоте городу на могучей сибирской реке.
В процесс формирования художественного образа входят три составляющие: образ города, мастерство художников и художественные произведения, воспринимаемые зрителем.
1. Образ города
Енисейск является историческим городом, носит звание Отца сибирских городов и готовится к празднованию 400-летнего юбилея. Город знаменателен не только своей богатой историей, но и художественной культурой. Город имеет внешнюю и внутреннюю красоту. Если бы мы могли, не обращая внимания на время, которое много, что унесло, взглянуть на Енисейск в целом, первое, что мы бы увидели, — это светлые облики храмов, строгость и грациозность мощных белокаменных стен монастыря, высокие колокольни — это одна сторона духовной красоты. Красота внешняя выражена в роскошных фасадах купеческих усадеб, в которых использованы различные архитектурные стили XVIII—XIX веков, и в украшенных фасадах деревянных изб наличниками, ставнями, карнизами, воротами, представляющими произведения деревянного творчества. О красоте набережной многие путешественники оставили свои впечатления, как о красивом силуэте города. Могучий Енисей неоднократно спасал город при пожарах и затапливал весной, как хозяин дико-сурово-прекрасной природы.
Внутренняя красота по силе впечатления, возможно, даже превосходит внешнюю. Енисейск — место паломничества и источник самоуглубленного созерцания, духовного совершенствования и возвышенного творчества. Город — отражение сибирской жизни, спокойной силы и самодостаточности, неизменный источник вдохновения и зарождения творческих замыслов для живописцев и студентов художественных институтов и колледжей.
2. Художники и город
В культурной истории города во второй половины прошлого века создалось художественное движение. Стали организовываться выставки, появилось творческое объединение мастеров и художников, в конце шестидесятых годов в педагогическом училище открылось художественно-графическое отделение. Больше всего енисейских художников вдохновляет знакомая природа и архитектура любимого города, так что основной жанр, в котором они работают, — это пейзаж, именно в нем отражается их мироощущение. Смысл творчества в том, чтобы передать глубину философской мысли в черной крыше с выросшей на ней зелёной берёзкой или так показать людям дома и улицы, мимо которых они каждый день проходят, чтобы вдруг увидеть церковь, подпирающую всю жизнь небо, или родной дом с окнами — очами. Художники пытаются поймать духовную красоту, «посадить» её рядом с внешней красотой и успеть их написать вместе. Все художники ставят себе намного более значимые цели, чем просто списать с натуры пейзаж.
3. Городские пейзажи в живописи.
Восприятие зрителем картины — это сотворчество. Умение видеть самовыражение художника, воспринимать его произведение как исповедь личности, раскрывающую нам образ мысли, переживания и чувства автора. Картина — это диалог художника и зрителя, и без взаимного понимания картину смотреть бессмысленно. Эта ответственность и осознание важности собственных чувств при взгляде на полотно художника рождает вдохновение, наделяет творческой силой и духовно обогащает.
Дорогов Николай Федорович — выдающийся художник, написавший большое количество городских пейзажей: «Улица Тамарова», «Улица Худзинского», «Мужская гимназия», «Старый Енисейск. Аптека» и др. Под стать его характеру созданы сильные, суровые, величественные пейзажные образы, наполненные великой добротой и человечностью. Город написан просто, основательно, ничем не приукрашен. Удивительная и самоценная красота его видна во всем: глухие заборы, бревенчатые стены отражают нелёгкий сибирский быт; вековые деревья и храмы, как молчаливые свидетели прошлого, возвышаются над миром. В картинах художник показывает гражданскую ответственность — это желание сохранить исчезающий облик старого города, зафиксировать его в натурных рисунках, эскизах и этюдах. Художник верил, что любимые его сердцу деревянные избы, резные наличники и ворота когда-нибудь будут восстановлены, он уже заранее участвовал в этом, старательно и кропотливо прорисовывая каждую деталь. Деятельность художника была подвижнической, он старался сформировать мысль о том, что художники и зрители, как патриоты своей малой родины, должны ценить художественно-историческую культуру своего города.
Анатолий Иванович Лебедев, считающий себя учеником Дорогова Н.Ф., продолжает тему эстетической ценности города и вносит своё особое мироощущение и поэтический лиризм в картины «Будни старого дома», «Уголок старого Енисейска», «Уехали», «Богоявленский собор» и др. Его взгляд на Енисейск — это взгляд истинно духовного человека. Он видит божественную красоту и совершенство в простых и даже скромных провинциальных видах. Его пейзажи не конкретные, не документальные, они собирательные, обобщающие образ Родины. Выразительность силуэтов изб, сараев, заборчиков облагораживает и воскрешает усталые души, пробуждает в разочарованных сердцах тягу к прекрасному. Вершина гражданственности в творчестве художника — это картина «Енисейск — православный». С тревогой и болью показаны все храмы города: сохранившиеся, разрушенные и исчезнувшие. Сохранить, не пренебрегать, не разрушать, чтить и помнить вечный и хрупкий мир. Произведение, как синтез иконы и станковой живописи, приобретает большую смысловую и эстетическую ценность
Беспалов Михаил Валентинович создает эпический пейзаж, величавый и поэтический. В его произведениях может быть лирическое начало («Апрель»), романтическое («Камень», «Хрустальный этюд»), драматическое («Реквием», «Улеглась метелица»), возвышенно-идеальное («Взбегу на холм, сказка про небылань»), что и определяет характерный эмоциональный тон картины. Преломляя обыденный сюжет через эмоциональное видение в эпическую картину, художник предлагает зрителю свой художественно-эстетический вариант конкретного восприятия вида природы, города: торжественного и величественного.
Харченов Сергей Михайлович выделяется из всех енисейских художников. Он работает в необычном для местных художников направлении — сюрреализме. Сам город он считает маленькой моделью вселенной и переносит на холст не только его настоящее, но прошлое и даже будущее. Сам художник называет это синтезом времени. В итоге его картины («Между прошлым и будущим», «Медвежий угол», «Двойной портрет») представляют собой параллельные миры, в которых сочетаются отрывки разных жизней, времен и состояний. Из окон знакомых домов выглядывают странные существа из снов и детских фантазий, на них элементы старинной одежды, кругом в воздухе парят всевозможные символические предметы из прошлого, и тут же спокойно идут реальные современные енисейцы, едут современные машины. Помимо сюрреализма Харченов С.М. создает исторический пейзаж («Старый Енисейск», «Аптека», «Дом Гадалова», «Летний день в провинциальном городе»), где на фоне старинных усадеб и домов, храмов изображает сюжеты и образы из прошлого, воспроизводит традиции национального жизненного уклада. Енисейск показан не только, как город, богатый архитектурными зданиями, но и наполненный размеренной, умиротворенной жизнью горожан. Манера живописи близка к академичности или салонности, но творческие искания лежат в русле передовых направлений времени. Новаторство художника сказывается в его восприятии и трактовке города. Он видит Енисейск в высоком, космическом пространстве, временном развитии и придает изображению своеобразную меланхоличность и задумчивость.
Архипова Анна Филипповна передает праздничную атмосферу города, радостно воспринимая действительность, полную многоголосья шумной обыденности. Она с большим вниманием и интересом обращается к народному искусству: «Колокольный звон», «Синяя птица», «Красный конь». В ее живописи отдаются предпочтения ярким декоративным краскам, условным изображениям, лихим наложениям мазка. «Зимняя сказка» — показан веселый, добродушный и увлекательный праздник.
Осипенков Виктор Сергеевич пишет несколько этюдов городских пейзажей («Улица Горького. Здание городской архитектуры», «Весна в городе») на передачу цветовых ощущений, состояний природы. Он любуется небом, освещением, фактурой стен домов и придает образу убедительность и яркость.
Выразительны пейзажные работы («Большая улица», «Спасский монастырь» «Купеческие усадьбы») молодого художника Рихтера Александра Владимировича по формальным художественным средствам и художественным лирическим образам. Он созерцает город и видит тихую его жизнь, домашний уют и спокойствие, есть ощущения простора и ясности, размеренности и неспешности.
Животов Иван Никитович — самый необычный из всех енисейских художников. Его творчество воспринимается очень неоднозначно: кого-то оно приводит в восторг, другие с пренебрежением говорят — примитив. У этого художника очень своеобразное видение города — детское, его наивные полотна представляют нам старинные церкви и усадьбы глазами ребёнка. Картины («Лужа. Коровы», «Мост через речку Мельничную», «Енисейск зимой», «Енисейск летом» и др.) переполнены добротой. Серое северное небо написано яркими чистыми красками без тонов и светотени, на лапах зелёных елок лежит абсолютно белый снег, вот-вот упадут крыши и колокольни, по фиолетовой дороге едут разноцветные машинки с маленькими человечками внутри. Так художник рассказывает нам о простом сегодняшнем или вчерашнем дне, о том, как люди идут с работы и на работу, со школы и в школу, просто по магазинам. Эти чистые, простые и непосредственные картины, возможно, наиболее точно и правдиво отражают само состояние провинциального городка.
Проведя экскурс по произведениям, мы ознакомились с различными образами Енисейска, представленные местными художниками. Все они видят свой город и рассказывают нам о нём разными художественными средствами. Большинство работ выполнено методом живописного реализма, со сложной цветовой гаммой, правильным рисунком, детальной прорисовкой и пропиской всех элементов. Такие работы точно и узнаваемо запечатлеют городские виды, словно фиксируют для будущего поколения, но есть и совсем другие направления. Есть два художника, работающие в направлениях сюрреализма и примитивизма. Первого называют сибирским Дали (Харченова С.). Его картины по технике, действительно, похожи на работы известного мастера снов, видений и мыслей, со множеством переходящих друг в друга форм, символов и деталей. Второй (Животов И.) наоборот, пишет просто, без перспективы, без свето-теневых отношений, без построения, в самой ограниченной цветовой гамме. Но каждый из них выражает свою мысль, чувства и передаёт свой особенный взгляд на прекрасный и простой сибирский город — Енисейск.
Список литературы:
- Народному объединению художников «Енисей» 60 лет / [сост.: С.И. Романова, Т.В. Мокрогузова]. Красноярск : КаСС, [2010]. — 53 с.
- Никифоров Б.М. Путь к картине. М.: «Искусство», 1971. — 56 с.
- Свешников А.В. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведений: учеб.пособие. М.: Университетская книга, 2009. — 272 с.
дипломов
Оставить комментарий