Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ СТАДИАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ: ЭРИК ЭРИКСОН И ЖАН ПИАЖЕ
Боброва Ольга Дмитриевна
студент 4 курса, факультет психологии образования МГППУ, РФ, г. Москва
Е-mail: olgab427@yandex.ru
Авдеева Наталия Николаевна
научный руководитель, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология» МГППУ, РФ, г. Москва
Многие выдающиеся психологи предлагали стадиальные модели для понимания фаз роста и развития ребенка. Разумеется, в зависимости от принадлежности к той или иной школе определялся критерий, на основании которого выделялись стадии.
Я бы хотела рассмотреть концепции развития личности Эрика Эриксона и Жана Пиаже, которые несомненно представляют собой огромную ценность для психологической науки в целом и для детской психологии в частности.
Эрик Эриксон, выдающийся психолог, работая в русле психоанализа, отошел от классического учения Фрейда и разработал новую концепцию развития личности, являющуюся одной из ведущих в Эго-психологии. Его теория получила название «эпигенетическая», а предложенные им стадии развития, в отличие от фрейдовских, психосексуальных, называются психосоциальными. Думаю, сложно объяснить основную идею теории Эриксона и мою симпатию к ней не прибегая к сравнениюс теорией отца-основателя всего психоанализа, поэтому мне придется ее затронуть.
Фрейд, утверждая, что развитие человека обусловлено перемещением сексуальной энергии либидо по различным эрогенным зонам, оставляет человека один-на-один с враждебным его естеству обществом, обрекая его на вечные конфликты с ним. Эриксон, в отличие от Фрейда полагал, что влечения, которые имеются у ребенка при появлении на свет -это не инстинкты, так как они не несут в себе паттернов завершения и самосохранения, традиция и совесть призваны их организовать. Традиции и совесть, являясь логическим порождением культуры, призваны развивать биологически данное и разделять функции между полами таким образом, чтобы оно одновременно было осуществимо в рамках схемы тела, значимо для конкретного общества и выполнимо для индивидуального эго [6]. Эриксон концентрирует внимание на «Я» человека, уверяя нас, что общество является источником развития нашей личности, только благодаря ему мы можем обрести целостность и быть психологически здоровыми. С его точки зрения, последовательность стадий — результат биологического созревания, но содержание развития определятся тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит [2]. Я считаю, что это очень здравая мысль — человек рождается в обществе, живет в обществе и умирает в нем же, в конце концов, такие как он это общество и составляют; и было бы крайне пессимистично ставить личность и общество по разные стороны баррикад. А Эрик Эриксон дает нам надежду, надежду на то, что мы обретем Эго-идентичность и проживем жизнь так, что сможем, оглянувшись на свое прошлое, сказать, что мы полностью удовлетворены. При этом, — что мне кажется очень важным-он не отказывался от идеи психосексуального развития с переходом от аутоэротизма к внешнему объекту- он предполагает, что оно существует наряду с психосоциальным. Когда какой-то процесс рассматривается с разных точек зрения, всегда мы получаем возможность понять его лучше и точнее, именно по этой причине я отдаю предпочтения эриксоновской концепции. Также немаловажной является идея развития личности в течение всей жизни, в противовес классической психоаналитической периодизации, оканчивающейся на возрасте 18 лет. Мне кажется, это гораздо более логично, нежели фатализм ортодоксального психоанализа, убеждающего человека в том, что ему всю жизнь предстоит пожинать плоды ошибок родителей, которые они совершили в его воспитании в первые 5 лет жизни. Причем, Эриксон был согласен с тем, то характер человека формируется в детстве, но при этом он считал, что он способен меняться на каждом этапе жизни. И с этим трудно не согласиться! Достаточно вспомнить множество примеров из жизни, ведь как часто на каком-то этапе перед человеком оказываются альтернативные пути, и в зависимости от его выбора он сам меняется в ту или иную сторону.
Второй, рассматриваемый мной в этой работе, психолог — Жан Пиаже, создатель теории когнитивного развития. Он рассматривал детское развитие с точки зрения формирования интеллектуальных процессов. Безусловно, Пиаже внес огромный вклад в психологию: факты, полученные в ходе проводимых им экспериментов неоспоримы, и нельзя отрицать того, что на определенных возрастных этапах развития у ребенка имеются особые, отличные от взрослых, формы мыслительной деятельности, но считал, что развитие всех психических процессов ребенка детерминировано интеллектом и подчинено ему.
Итак, следует рассмотреть подробнее теорию Жана Пиаже. Пиаже стремился показать, каковы биологические основы и механизмы развития логического мышления ребенка [1]. Мыслительные операции, по его мнению, первоначально возникают как элементарные действия, которые могут интегрироваться с другими действиями и формировать часть организованной структуры. Действия в ходе развития интериоризируются, что ведет к возникновению организованных мыслительных операций, обладающих важными свойствами обратимости и логической необходимости. В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире, для объяснения которых он использовал понятие эгоцентризма. Под эгоцентризмом он понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.
Я, придерживаясь взглядов отечественных психологов на развитие ребенка, не разделяю мнения Пиаже относительно биологических основ и механизмов развития логического мышления.
У Пиаже процесс развития мышления идет от индивидуального через эгоцентрическую речь к социализированному, а так как мне близка теория Выготского (она мне видится очень логичной и обоснованной), то мне кажется более правильной его позиция, суть которой заключается в переходе от социального к индивидуальному через эгоцентрическую речь. Выготский в своей критической статье очень подробно высказывает свою точку зрения на некоторые аспекты теории Пиаже, поэтому не имеет смысла ее переписывать. Я считаю, что следует лишь повторить основную идею Выготского о том, что ребенок изначально максимально социален, и в ходе присвоения социокультурного опыта, происходит процесс индивидуализации. Это многократно подтверждено экспериментально и обосновано теоретически.
Важнейшим в концепции Пиаже является его представление о биологической предопределенности процесса умственного развития. Я же, снова опираясь на культурно-историческую концепцию, на которой зиждется вся отечественная психология, не могу принять эту точку зрения. Мне видится, что огромная роль в психическом развитии ребенка принадлежит обучению, источником умственного развития ребенка является среда, в которой он находится, что абсолютно противоречит теории Пиаже. Как и в случае с психоаналитическими концепциями, рассмотренными мной выше, мне приходится не по душе подобный фатализм. Возможно, это потому что мне давно внушено, что «Выготский — наше все», но мне кажется, что у моей позиции есть и объективные основания, по крайней мере, очень хотелось бы в это верить. При этом, безусловно, идеи Пиаже о мышлении оказали сильное влияние на современную психологию. Это подтверждает хотя бы тот факт, что его работы цитировались чаще, чем работы кого-либо другого, кроме Зигмунда Фрейда. Описанные им стадии развития интеллекта ребенка вдохновили многих исследователей и вызвали конструктивную критику. Работа в русле традиций школы Пиаже продолжается и после его смерти [1].
Каждый ученый-психолог по большей части рассматривает развитие с какой-то одной точки зрения. Если мы говорим о развитии интеллекта, которым занимался Жан Пиаже, то он изучается через генезис и формирование мышления и речи. Социальное развитие, которому уделял большое внимание Эрик Эриксон, касается интеграции ребенка с окружающим миром и объясняет, как ребенок усваивает семейные и общекультурные ценности.
При этом современной психологии понятно, что в каждой точке жизненного цикла существуют и биологические, и культурные аспекты развития. С помощью биологических процессов обеспечивается развитие и естественная «маркировка» отдельных стадий. Фактически, они являются предпосылками социальной истории и помогают понять жизненный цикл. Социальная среда оказывает огромное влияние на развитие человека на протяжении всей его жизни. Именно социум задает ту систему отсчета, относительной которой можно выделить и изучить периоды или стадии жизни.
Безусловно, рассмотренные нами концепции сыграли огромную роль в становлении и развитии и психологии, в общем, и психологии развития и детской психологии, в частности. Идеи этих ученых разрабатываются психологами в настоящем и взяты за основу новых теорий и даже школ психологии.
Эрик Эриксон, Жан Пиаже, а также З. Фрейд и Л.С. Выготский, также упомянутые нами в данной работе, привнесли в науку множество новых фактов и открытий, которые позволили лучше понять специфику детского развития, организовать теоретическую и практическую деятельность для дальнейшего изучения этой проблемы.
Список литературы:
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология Учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
- Обухова Л.Ф., Бурменская Г.В. Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии. М.: Гардарики 2001.
- Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка Спб.: Питер , 2003.
- Фрейд З. Психоанализ сост. В.М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001.
- Эриксон Э. Детство и общество. М.: Университетская книга, 199.
дипломов
Оставить комментарий