Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НЕЗАКОНЧЕННЫХ И АБСТРАКТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Желонкина Юлия Николаевна
студент 4 курса специальности «Изобразительное искусство и черчение» КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж», РФ, г. Енисейск
E -mail: Gelon-ol@yandex.ru
Андреева Татьяна Васильевна
научный руководитель, преподаватель живописи КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж», РФ, г. Енисейск
Творчество давно стало объектом многих исследований, однако пути его познания, также бесконечны, как и само творчество. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка — самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Период дошкольного детства очень благоприятен для развития творческого воображения. У ребенка в игровой деятельности рождаются сюжеты, образы, проявляется и формируется способность определять сходство и различие предметов, замещать одни предметы другими, применять их в разных ситуациях, видеть существенные признаки и свойства.
Все ли дети обладают творческим воображением? Как можно его развивать? В рамках проблемы необходимо разобрать понятие «творческое воображение». Воображение — результат деятельности мозга, проявляющийся в способности человека к построению новых образов. Под воображением понимают психический процесс, с помощью которого создаются новые образы путем переработки полученного в прошлом опыте. Этим качеством «воображение» отличается от «представления», которое является тоже психическим процессом, но отражает предметы и явления окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов, и уровень, качество творчества здесь другой. Представление часто называют образами памяти, т.к. идет воспроизведение прошлого опыта человека. Сущность же воображения состоит в комбинировании образов представлений. Воображение более творческий процесс, чем представление, развивающийся во времени.
В зависимости от уровня новизны различают воображение:
· репродуктиное (воссоздающее, воспроизводит образы исходя из известных)
· продуктивное (творческое, рождает новые образы, не имеющиеся в прошлом опыте)
Воображение — это свойство личности, проявляющейся в творческой деятельности. Исходя из определения «творчество», как деятельность в результате, которого создается художественный продукт, формулируется понятие «творческое воображение» — это психический процесс, созидающий новые образы для художественного произведения, продукта.
Творческая деятельность — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. Существуют различные виды детской творческой деятельности. Рассмотрим проявление воображение у детей в изобразительном искусстве. Детское рисование один из наиболее доступных видов творческой деятельности. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о восприятии им окружающей действительности, об особенностях мышления, воображения, памяти.
И так, воображение способно создавать нечто совершенно новое, но главной работой воображения является преобразование уже имеющихся образов.
В Енисейском педагогическом колледже организована студия «Дошколенок», в которой занимаются дети 5—6 лет. Занятия имеют разную направленность: развитие речи, сенсорное развитие, изобразительное искусство, музыка, изучение окружающего мира, английский язык. Одним из направлений является развитие творческого воображения.
Для определения творческого воображения была проведена диагностика детей 6 лет с использованием метода Е.П. Торранса (невербальный уровень) «Закончи рисунок». Метод заключается в том, что детям предлагается дорисовать 10 различных линий до определенного образа, предмета, картинки (рисунок 1).
Рисунок 1. Тестовый материал
Оценка результатов осуществляется по 4 показателям:
· легкость (беглость) — количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов;
· оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся образов;
· гибкость — отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного варианта решения задачи к другому. Измеряется числом категорий (мир природы, животный мир, человек, механическое, символическое, декоративные элементы, искусство, динамическое явление, видовое (город, дом, двор, шоссе))
· разработанность (тщательность, детализация образов, прорисовывание деталей, создание сюжетной картинки). Фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при создании образа [1, с. 15].
За 10 минут 75 % детей группы дорисовали все 10 фрагментов. Это говорит о том, что большая часть детей группы способны быстро переходить от одной идеи к другой. Говоря о параметре «оригинальность» нужно отметить, что данный параметр выявляет степень непохожести созданного ребенком изображения на изображения других детей. При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. Рисунки, которые созданы детьми в рамках диагностики в большинстве случаев повторяют типичные рисунки, которые прилагаются к методике. Например, большинство детей увидели в линии (рисунок 2) незаконченную букву. Оригинальными можно считать рисунки, встретившиеся у 2-х детей (рисунки 2, 3)
Рисунок 2. Оценка оригинальности
Рисунок 3. Оценка оригинальности
Параметр «гибкость» позволяет увидеть кругозор ребенка, степень его наблюдательности. У детей данной группы встречаются чаще других категории «животные» и «человек» (рисунок 4 и 5).
Рисунок 4. Выполнил Юра, 6 лет
Рисунок 5. Выполнила Маргарита , 6 лет
Рисунок 6. Оценка разработанности
Прорисовывание деталей и сюжета встретились у 30 % детей. Например, тщательная прорисовка ежика, создание сюжета картинки и прорисовка фигуры ковбоя к шляпе (рисунок 6).
Таким образом, проведенная диагностика и анализ детских рисунков помогают сделать вывод, что творческое воображение у детей имеется, но различного качества и уровня, поэтому есть необходимость его развивать и подбирать методы и приемы для развития детей данной группы. К таким приемам можно отнести использованный в диагностике прием «Дорисовка линии», а также создание образа на основе абстрактных изображений, например дорисовка пятен, клякс, отпечатка собственных ладошек. В работе с абстрактными изображениями выделяется два направления. Первое — это поиск знакомых образов и второе дорисовка до знакомого образа. Полезными в общении с детьми дошкольного возраста являются вопросы «На что похоже облако?», «Что рисует мороз на окне?». Рассматривание картин художников-абстракционистов не только приобщает детей к искусству и знакомит с шедеврами живописи, но и дает пищу для воображения. Выделяя мысленно из абстрактных картин конкретный объект, ребенок задействует и в тоже время развивает свое образное мышление. «Какое настроение передал художник?», «Что вы представляете, рассматривая картину?» «Какие эмоции вызывает у вас картина?» — вопросы, которые следует задавать детям при знакомстве с абстрактными композициями (рисунок 7).
Рисунок 7. В.В. Кандинский. Композиция № 218
Упражнения на развитие воображения.
1. Рисунок в несколько рук (сюрреалистическая игра)
Первый ребенок делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка. Может получиться реальный объект, а может — абстрактная композиция, в которой снова следует поискать знакомые образы.
2. Волшебные кляксы.
Перед упражнением изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши, затем лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Когда клякса подсохнет ее можно дорисовать до увиденного или придуманного образа.
3. Что спрятано?
На репродуктивном уровне дети дорисовывают рисунок, часть которого видна и узнаваема (рисунок 8), на творческом уровне задания предполагают разные варианты полученных образов (рисунок 9).
Рисунок 8. Репродуктивный уровень
Рисунок 9. Творческий уровень
Предлагаемые развивающие упражнения к занятиям детей является результатом педагогической деятельности, а также опыта реальной практики дополнительного образования. Данный материал поможет модифицировать, корректировать программы для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1.Барышева Т.А. Как воспитать в ребенке творческую личность? Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 224 с.
2.Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 189 с.
дипломов
Оставить комментарий