Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ
Елясова Елена Викторовна
студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, г. Абакан
Декоративная нижнетагильская роспись — одно из наиболее ярких явлений русского народного искусства.
В наше время исследование каждой отрасли и разновидности приобретает большое практическое значение, так как без этого невозможно решать вопросы развития современного народного творчества. Изучение декоративных росписей Урала необходимо не только для теории и истории отечественной культуры, но и для практики, для определения художественно-стилевой направленности народных промыслов этого крупного региона нашей страны.
Большой интерес данной работы заключен в обращении к традиционным формам и украшению народных жилищ, что заставляет с особым внимание заметить как удивительно декоративным росписям удается соединить в себе рациональность и духовность.
Западно-сибирский историк В.Г. Молодых в статьях об иконописании и живописи отмечает значительную роль живописной школы Нижнего Тагила в распространении декоративной росписи в Сибирском Зауралье.
В исследованиях В.А. Барадулина уральская домовая роспись показана на материалах Прикамья, Среднего Урала и Сибирского Зауралья. Особое место уделяется экспедиционному обследованию этих районов и изучение коллекций местных музеев. Это дает возможность увидеть многообразие росписей, тесную связь декора интерьера с росписью утвари, во многих случаях их комплексность [1; 2; 3].
Активное участие в возрождении росписи и создании образцов приняли художники Института Художественной Промышленности А. Бабаев, З. Архипова и другие.
После октябрьской революции особое участие в восстановление приняли — искусствоведы А. Бакушинский, В. Воронов. Участвовали в этой работе и художники опытные профессиональные , любящие и чувствовавшие народное искусство.
Е. Фролова в своей статье (1990 г., Музей уральской народной живописи в Нижней Синячихе) делает попытку объяснения происхождения домовых росписей. Рассматривая их в тесной связи с бытом, они закладывают научную основу изучения сибирской крестьянской живопси, предлогают методику анализа и принципы классификации стенописей в зависимости от размера, формы плоскости и характера композиции.
Развернутую характеристику стенописей позволяют составить собрания музея, созданного И.Д. Самойловым.
Несомненный интерес представляют статьи и книги рассказывающие о жилищах и традициях промысловых дел русского населения
Уральскими живописными промыслами интересовались и продолжают интересоваться историки и этнографы Т. Гуськова, Б. Кафенгауз, В. Крупянская, Н. Полищук, С. Рождественская. Искусствоведы Д. Айзенштадт.
Эти исследования важны еще и потому, что в них местное народное искусство рассматривается как самобытное и художественно значимое явление.
В русском народном творчестве для украшения предметов быта широко применялась роспись. Так как темой данной курсовой работы является изучение то более подробно можно обратиться к ней.
Возникновение и распространение нижнетагильской (уральской), росписи связано с миграцией русского населения на Урал, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII—XIX вв. «Уже в первой половине XVII века за Уралом появились многие русские поселения, под именем слобод; они заселялись выходцами из Вологды, Тотьмы, Устюга, Вятки, Кай-городка, Чердыни, Соликамска». Позднее на формирование этого региона оказала влияние миграция русского населения из районов Поволжья, центра и севера России.
Среди поселенцев было немало красильщиков и маляров. Профессии эти ценились еще с древности, всегда относились к творческому труду. Народные художники красили на ярмарках торговые ряды, лавки, балаганы, царские палаты, хоромы бояр, дома богатых людей.
Таким образом, у истоков нижнетагильской росписи находится урало-сибирская роспись.
Самым распространенным и известным в наши дни является использование нижнетагильской росписи металлических изделий, в основном подносов. Так же, подобную роспись можно обнаружить в с. Верхняя Синячиха Свердловской области, где таким образом украшали дома.
Кроме того к историческим предпосылкам возникновения нижнетагильского промысла относят влияние металлургического производства. «В XVIII веке в жизни Урала произошли события, коренным образом изменившие его судьбу. Огромное металлургическое производство, развернувшееся здесь, определило дальнейшее развитие края… Деревообрабатывающие промыслы так же, как и металлообрабатывающие, стали той основой, на которой развивалась уральская декоративная роспись» [4, с. 26].
Широко по белу свету разнеслась слава об умельцах-ремесленниках тагильских заводов. Одними из первых они освоили практичную медную, а затем железную посуду, научились делать несравненные лакированные подносы с нарядной цветочной росписью. Процветало сундучное ремесло.
Подносный промысел Нижнего Тагила. С развитием железоделательного производства на Урале металлические орудия все шире начинают применяться в быту простых людей. Такие предметы быта многие мастера старались сделать привлекательными на вид, поэтому их украшают разными узорами, а также расписывают цветными красками. Да и сами хозяева производств, заметив, что красивый товар пользуется повышенным спросом, стали уделять некоторое внимание художественному декорированию. Одним из таких промышленников был Никита Акинфиевич Демидов (внук основателя династии). Никита Акинфиевич был увлечен не только производством, но и искусством, он много путешествовал, в том числе и за границей. Путешествуя по Европе Никита Акинфиевич, «подглядел» идею расписных лакированных металлических изделий. Подглядел — и решил основать собственную лакировальную фабрику.
В 1778 году началось обучение лакирному делу первой группы мастеровых. Лучшим мастером стал Андрей Худояров, считающийся основоположником лакового дела на Урале. Впоследствии Андрей Худояров основал свою красильную мастерскую и изобрел особый вид лака: «хрустальный» — прочный, влагостойкий, который «на железе, меди и дереве нимало не трескается» [4, с. 31]. Один из сказов П.П. Бажова посвящен этому лаку.
Зарождение нижнетагильской лаковой росписи по металлу обязано расширением в начале XVIII века «железного» военного производства на Урале. Стремясь к совершенствованию технологии обработки железа, Никита Демидов, заводовладелец и ведущий поставщик металла для «военных нужд государства», закупал новейшее оборудование, в том числе партию плющильных прессов, при помощи которых изготавливали листовое железо. Активно развивались частных «лакерных» мастерские. А владельцы завода были, заинтересованы в максимально широком сбыте металла и в первую очередь бракованного листового железа. На бракованных металлических листах ставилось клеймо «БРАКЪ НТЗ». Именно из такого железа, прекрасно подходившего для бытовых целей, и изготавливались различные бытовые предметы с лаковой росписью.
Еще одной из причин появления в русской жизни лакированных подносов было активное распространение в России традиции чаепития, которое позднее утвердилось как русский национальный обычай. Мода на «чаевничание» спровоцировала кустарей-железоделов на создание из остатков проката подносов — плоского широкого блюда с высоким бортиком. Естественное желание повысить спрос на свою продукцию привело промысловиков к мысли о живописном украшательстве и подносы стали расписывать. По загрунтованному металлу наносился цветной фон (красный, синий, зеленый, черный), затем с помощью мягкой беличьей кисти выполнялась размашистая роспись — букет из разнообразных цветов. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения и напоминала роспись по дереву и бересте. Но ее цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали нарядное убранство подносов.
На рубеже XVIII—XIX вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине. Среди сюжетов, украшавших подносы, встречаются мифологические и исторические сцены, городские и сельские пейзажи. Подносы различали двух типов: подносы-картины и собственно подносы. Они различались по характеру использования: «скатертные» (были во всю ширину стола и как бы заменяли столешницу), «чайные», «рюмочные»… Тагильские подносы, называемые также уральскими или сибирскими, увозили на продажу на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки.
Первоначально мастерами росписи были мужчины. Была даже создана школа живописи, в которую принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Но постепенно мужчин-живописцев вытеснили женщины. Уже к середине XIX века нижнетагильский поднос имел не только свой собственный язык, к тому времени сложились семейные мастерские Перезоловых, Кайгородовых, Худояровых и другие. Был выработан канон нижнетагильской росписи по подносу: для махового мазка используется одновременно два цвета, один из них обязательно белый; Двойной мазок — это метод когда одновременно на кисточку набираются две краски, затем одним движением рисуются листья, лепестки. Особый «конек» тагильской росписи — три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции. Цвет фона может быть любым, но чаще всего черный, «черепаховый» или зеленый. Цветок — тагильская роза выполнен достаточно абстрактно. Перед нанесением рисунка подносы «воронили» — вываривали в масле, отчего получалась блестящая черная поверхность. Черепаховый (черно-коричневый пятнами) цвет получали, держа под подносом горящую свечку или кусок бересты. Зеленую краску делали из размельченного малахита.
В 30—40-е годы XIX века нижнетагильский подносный промысел достиг наивысшего рассвета. Слава о живописном искусстве мастеров вышла далеко за пределы Нижнего Тагила. Произошел обмен опытом между жостовскими и тагильскими мастерами.
Это отрицательно сказалось на развитии тагильского промысла, традиционная тагильская роспись потеряла характерные ей черты и промысел пришел в упадок.
Серьезное восстановление тагильской росписи началось в конце XX века. За этим следовало возрождение подносного промысла. В советское время известны артели «Пролетарий» (просуществовала до 1930-х годов) и «Металлист» (работала до 1950-х годов), а с 1950-х годов действовал цех росписи на заводе «Эмальпосуда». Однако мастера этого цеха в росписи подносов ориентировались не на почти забытую нижнетагильскую роспись, а на ставшей известной московскую (жостовскую) школу росписи. В соответствии с этой школой фон подноса должен быть черным, цветы — похожи на настоящие, а не абстрактные, а при рисовании использовались плавные переходы от темных тонов к светлым.
Возрождение старинной техники началось в 1974 г. с постановления ЦК КПСС «О народных промыслах». Были найдены мастера, которые когда-то работали в старой нижнетагильской технике и могли вспомнить правила рисования различных элементов. Разыскивались и сами старинные подносы. Среди ветеранов росписи подносов, приложивших много сил для возрождения нижнетагильской росписи, были Арефьева И.А, Афанасьева А.В., Коровина А.С. Все они когда-то работали в артели «Пролетарий». Агриппина Васильевна Афанасьева сумела организовать коллектив молодых учеников, которым активно передавала свои умения и навыки. Нижнетагильская роспись переживает очередной расцвет: теперь оригинальный двухцветный мазок не обязательно содержит белый цвет, а цветы похожи на настоящие: роза, астра, мак, колокольчик и т. д. Были введены новые элементы, например, нижнетагильский стиль рисования уральской рябины.
Тагильский поднос сложный в исполнении, он требует не просто классического образования, а именно изучения данной техники.
Нижнетагильский лаковый поднос является прекрасным сувениром, как для зарубежных гостей, так и для жителей нашей страны. Сегодня мастера по росписи подносов продолжают традиции тех, демидовских мастеров, стараются сохранить сложившиеся приемы. Нижнетагильская роспись давно доказала свою красоту и уникальность, художественную ценность, работы уральских мастеров выставляются не только в крупнейших музеях страны, но и за границей.
Список литературы:
- Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1987 — 128 с.
- Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. (Крестьянский расписной дом) Л.: Художник РСФСР, 1987. — 200 с.
- Барадулин В.А. Русские росписи Прикамья. Пермское книжное издательство, 1987. — 182 с.
- Осетров Е. Живая древняя Русь: Кн. для учащихся. 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1985. — 303 с.
дипломов
Оставить комментарий