Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кольчикова Т.О. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ РЕМБРАНДТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ  СЮЖЕТЫ  РЕМБРАНДТА

Кольчикова  Татьяна  Оскаровна

студент  3  курса,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства,  Институт  искусств,  ХГУ  им  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  г.  Абакан

Улахович  Светлана  Николаевна

научный  руководитель,  старший  преподаватель,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства,  Институт  искусств,  ХГУ  им  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  г.  Абакан

 

Вершиной  голландского  искусства  XVII  века  является  творчество  Рембрандта,  который  принадлежит  к  числу  мировых  гениев  живописи.  Будучи  одним  из  самых  типичных  голландских  художников,  он  в  то  же  время,  подобно  Веласкесу  и  Рубенсу,  далеко  выходит  за  рамки  своей  национальной  школы.

Рембрандт  Харменс  ван  Рейн  (1606—1669)  родился  в  Лейдене  в  семье  мельника.  Какое-то  время  он  учился  в  латинской  школе,  затем  в  Лейденском  университете,  откуда  вскоре  перешел  в  мастерскую  живописца.  Сменив  нескольких  учителей,  Рембрандт  уже  в  девятнадцать  лет  открывает  собственную  мастерскую  и  начинает  работать  самостоятельно.  В  этот  ранний,  так  называемый  лейденский  период  своего  творчества  он  лишь  нащупывает  самостоятельный  путь  в  искусстве  [1,  c.  26].

Все  творчество  Рембрандта  пропитано  наивысшим  воплощением  голландского  реализма,  который  был  необычайно  близок  душе  самого  художника.  Его  произведения  поражают  широтой  тематического  охвата,  что  является  большой  редкостью  в  истории  мирового  искусства.  В  многочисленных  композициях,  портретах  и  в  автопортретах  Рембрандт  изучает  возможности  выразительных  средств  живописи  (в  особенности  светотень)  в  передаче  различных  состояний  человеческого  лица,  мимики  и  характера.  Каждая  такая  работа  превращалась  в  студию,  в  которой  исследуется  и  передается  лишь  одно  психологическое  состояние  модели,  но  во  всей  его  острой  характерности  и  определенности  [2,  c.  43].

Драматизм,  непосредственность,  впечатление  схваченного  мгновения,  соответствующим  образом  избранные  композиции  и  освещение,  полное  сочувствия  психологическое  описание  составляют  неповторимые  особенности  произведений  Рембрандта.

В  1630-е  годы  Рембрандт  выполняет  большое  количество  портретов,  а  также  композиции  на  библейские  и  мифологические  сюжеты.  В  последних  еще  ясно  ощутимо  влияние  европейского  барокко:  художника  привлекают  сцены,  полные  динамики  и  контрастов.

В  полотнах  мифологической  серии,  необыкновенно  ярко  раскрывается  талант  Рембрандта  —  рассказчика,  его  стремление  показать  противоречивость  и  двойственность  человеческой  натуры,  в  которых,  по  мнению  мастера,  лежат  мотивы  любого  поступка.

Творчество  Рембрандта  проникнуто  стремлением  к  глубокому,  философскому  постижению  действительности  и  внутреннему  миру  человека  во  всём  богатстве  его  душевных  переживаний.  Реалистическое  и  гуманистическое  по  своему  существу,  оно  ознаменовало  собой  вершину  развития  голландского  искусства  XVII  столетия,  воплотив  в  яркой  индивидуальной  и  совершенной  художественной  форме  высокие  нравственные  идеалы,  веру  в  красоту  и  достоинство  простых  людей.  Необычайная  широта  тематического  диапазона,  глубочайший  гуманизм,  одухотворяющий  произведения,  подлинный  демократизм  искусства,  постоянные  поиски  наиболее  выразительных  художественных  средств,  непревзойдённое  мастерство  давали  художнику  возможность  воплощать  самые  глубокие  передовые  идеи  времени.  Художественное  наследие  Рембрандта  отличается  исключительным  многообразием:  портреты,  групповые  портреты,  натюрморты,  жанровые  сцены,  картины  на  библейские,  мифологические  и  исторические  сюжеты.

Если  в  начале  своего  творческого  пути  он  был  художником-живописцем,  то  вскоре  он  становится  духовидцем.  Он  становится  художником  чудесного.  Всё  это  подтверждается  в  его  работах  красками,  дивным  освещением,  которое  он  создаёт.

Особое  место  занимают  выполненные  Рембрандтом  в  1630-х  гг.  мифологические  композиции,  в  которых  художник  бросал  смелый  вызов  классическим  канонам  и  традициям  («Похищение  Ганимеда»,  1635  г.)  [3,  c.  4].

Ярким  воплощение  этических  взглядов  художника  явилась  монументальная  композиция  «Даная»  —  1636  год  (большая  часть  картины  переписана  в  середине  1640-х  гг.).  Картина  на  мифологический  сюжет  выполнена  в  противоречии  с  принятыми,  классическими  канонами  и  традициями:  сюжет  на  его  картине  необычайно  жизнен  и  убедителен.  Подчёркивают  эту  особенность  картины  мелкие  детали:  так  у  кровати  разбросана  обувь  Данаи,  вот  настало  утро  и  служанка,  приоткрыв  занавесь,  хочет  войти  в  опочивальню  только  что  проснувшейся  Данаи.  Фигура  Данаи  далёкая  от  классических  идеалов,  она  выполнена  со  смелой  реалистической  непосредственностью.  Рембрандт  чувственно-телесной,  идеальной  красоте  образов  итальянских  мастеров  противопоставил  возвышенную  красоту  духовности  и  теплоты  интимного  человеческого  чувства.  Существует  версия,  что  моделью  для  создания  картины  послужила  его  жена  Саския.  Ряд  искусствоведов  выдвинули  версию,  что  на  картине  показана  вообще  беременная  женщина,  об  этом  свидетельствует  тот  факт,  что  в  XVII  веке  беременные  женщины  носили  на  руке  браслеты,  что  и  показал  художник  на  картине  [2,  c.  44].

Известно,  что  над  проблемой  использования  света  в  картине  Рембрандт  работал  в  течение  всей  своей  жизни.  И  если  в  ряде  ранних  работ  художника  фигурировал  «бытовой»  и  «будничный»  свет  (освещение  предметов  для  передачи  их  объемов,  фактуры,  рефлексов  на  их  поверхности),  обыгрывались  контрасты  света  и  тени  для  усиления  внешней  выразительности,  действенного  начала,  то  постепенно  свет  превращается  у  Рембрандта  в  одно  из  главных  средств  глубокого  и  всестороннего  раскрытия  внутреннего  содержания  произведения.

«Даная»  является  ярким  тому  примером.  На  картине,  изображая  поток  света,  художник  подчеркивает  основной  момент  действия  (вызывает  представление  о  приближении  Зевса,  возлюбленной  которого  станет  Даная),  раскрывает  эмоциональную  сторону  события,  передает  взволнованность  героини,  радостное  ожидание  любви,  усиливающее  обаяние  и  красоту  женщины  (не  прибегая  при  этом  к  идеализации  фигуры,  ее  пропорций  и  форм).

Рембрандту  великолепно  удавалась  глубоко  индивидуальная  трактовка  каждого  образа.  Не  смотря  на  схожесть  колорита,  композиционных  приемов  и  костюмов  его  героев  с  полотнами  Ластмана,  художнику  удалось  выработать  собственный  неповторимый  стиль,  основанный  на  стремлении  передать  истинные  чувства  самого  человека  такими,  какие  они  могли  бы  быть  в  реальности.  Оставаясь  в  рамках  традиционных  мифологических  и  библейских  сюжетов,  картины  Рембандта  лишены  надуманности  и  театральности.

На  протяжении  всего  творчества,  в  изображении  человека,  Рембрандта  привлекали  эффектные  в  своем  выражении  чувства  страха,  боли,  состояния  радости,  горя,  негодования,  удивления  —  все,  что  видно  невооруженным  взглядом,  а  не  внутренние  переживания,  сокрытые  глубоко  внутри.

Так,  на  картине  «Даная»  девушка  со  смешанным  чувством  робости  и  радости  (двойственность  человеческой  натуры)  стремится  навстречу  золотому  сиянию.  И  хотя  Даная  Рембрандта  далека  от  идеалов  женской  красоты,  её  лицо  наполнено  надеждой,  вдохновением,  оно  полно  любви  и  веры.  Ее  поза  необычайно  женственна,  а  жесты  наполнены  трепетом.

Продолжая  тему  активных  дискуссий,  ведущихся  по  поводу  картины,  надо  отметить,  что  в  лице  Данаи  мало  сходства  с  прекрасно  известным  обликом  Саскии.  Проведенная  рентгеноскопия  разрешила  и  эту  загадку.  Дело  в  том,  что  полотно  не  предназначалась  для  продажи,  долгое  время  оно  хранилось  в  личной  мастерской  художника,  вплоть  до  его  полного  банкротства,  после  которого  все  его  вещи  были  изъяты  и  распроданы.

Рембрандт  постоянно  возвращался  к  своей  любимой  работе,  переписывая  её  в  соответствии  с  новым  уровнем  профессионального  живописного  видения  или  в  зависимости  от  состояния  души  и  настроения.  Переписывая  черты  лица  Данаи,  он  то  придавал  ему  характерные  особенности  Гертьё  Диркс,  служанки,  которая  жила  в  его  доме  после  смерти  жены,  то  придавал  сходство  с  Хендрикьё  Стоффелс.  В  итоге,  лицо  героини  представляет  собой  сочетание  черт  близких  художнику  женщин.  Но  сходство  с  Саскией,  его  первой  любовью,  все  же  выступает  гораздо  яснее.

Отметим,  что  тщательные  и  глубокие  исследования  полотна  «Даная»  не  случайны,  поскольку  эта  картина  стала  одним  из  самых  лучших  творений  мастера,  а  кроме  этого,  она  является  гимном  любви  художника  к  его  жене,  Саскии.  Рембрандт  датировал  полотно  1636  годом,  однако  знатоки  его  творчества  относят  работу  к  более  позднему  периоду.  Связано  это  с  тем,  что  для  раннего  периода  творчества  мастера  ещё  не  были  характерны  те  сила  и  глубина,  с  которыми  написана  эта  работа.

 

Список  литературы:

  1. Бернен  СМифологические  и  религиозные  мотивы  в  европейской  живописи  1270—1700:  О  том,  что  знали  сами  художники:  [слов.]  /  С.  Бернен,  Р.  Бернен;  [пер.  с  англ.  Р.Ю.  Петрова,  В.В.  Симонова].  СПб.:  Акад.  проект,  2000.  —  с.  301.
  2. Доброклонский  М.В.  Рембрандт,  Харменс  ван  Рейн  //  Большая  советская  энциклопедия  /  Гл.  ред.  С.И.  Вавилов.  2-е  изд.  М.:  Энциклопедия,  2013.
  3. Мифологические,  исторические  и  литературные  сюжеты  в  произведениях  западноевропейской  живописи  и  скульптуры  /  Гос.музей  изобраз.  искусств  им.  А.С.  Пушкина;  авт.  текста  и  сост.  Р.И.  Русекова  и  Г.И.  Шрамкова;  предисл.  д.  филол.  н.,  проф.  В.Н.  Ярхо.  М.:  Изобразит.  искусство,  1994.  —  206  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.