Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КАРГОПОЛЬСКАЯ КУБОВАЯ НАБОЙКА В XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ.
Оленикова Елена Александровна
студент 3 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства, Институт искусств, ХГУ им Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Улахович Светлана Николаевна
научный руководитель, старший преподаватель, кафедра декоративно-прикладного искусства, Институт искусств, ХГУ им Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Индиго — самому древнему цвету самостоятельно полученному человеком, — 4 тыс. лет. Когда-то его добывали из листьев индигосферы — растения, произрастающего в Индии.
В Россию краситель индиго завезли в конце XVIII века. Кубовая набойка, с ним связанная, получила большое распространение, в том числе и на русском севере.
На Каргополье промысел существовал с сер. XIX века и до 1930-х годов, позже технология кубовой набойки была полностью утрачена.
В XIX — начале XX века производством набойки занимались деревенские синильщики, а краской индиго и набивными досками торговали на всех крупных ярмарках. Емкости для краски называли кубами, а изготовленную набойку — кубовой. В конце XIX — нач. XX века в Архангельской губернии было зафиксировано 35 мастерских, а в Олонецкой губернии 23 красильни. Набойные доски заказывали в Тверской губернии.
Хозяином одной из таких мастерских был купец С.Д. Блохин. Сначала он работал в городе Кириллове Новгородской губернии, где имел большую мастерскую. В Каргаполь он приехал в 1871 году уже крупным мастером. В фондах каргопольского музея есть набивные ткани этой мастерской: сарафаны, рубахи, скатерти. В фондах Российского этнографического музея в Санкт-петербуге находятся 120 набивных досок из мастерской Блохина [1, c. 171].
Самая большая группа орнаментов набойных досок предназначалась для сарафанов.
Местными названиями набивных каргопольских сарафанов были следующие: «набивальники», «набоешники», «печатники», «кубовики», «троекрашники».
Мастера набойщики на протяжении длительного пути развития набойки, отбирали, отшлифовывали узоры, главными мотивами которых становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая ее плоскости. Названия узоров — «репейчатый», «травчатый», «лапчатый», «дороги», «горох», «пшено» — говорят о связи с природой.
Особенный интерес среди узоров каргопольских набойных досок представляют орнаменты скатертей. Такую скатерть стелили «под кушанья» в особые дни. В деревнях не употребляли слово скатерть, там привычнее было говорить «столешник». Используя несколько досок, набойщики искусно создавали сложные композиции с выраженным центром и каймой. Посередине тако скатерти расположена розетка, нопоминающая звезду или огромный цветок, а по краям широкая кайма.
В композиции орнамента синего каргопольского столешника соединяются изображения хищного орла и голубок. В песенных свадебных обрядах эти птицы часто символизируют жениха и невесту.
В начале XX века в Каргополе основал набойную мастерскую уроженец города Твери Я.И. Мальков. У него было несколько мастерских и не только в каргопольском уезде. После его смерти вдова продала мастерскую Малафееву и лепищину. После революции их выслали, сын Лепишина восстановил мастерскую. В 1934—1935 годах, после его отъезда, все оборудование мастерской поступило в горсовет Каргопольского района.
Красильники из крупных мастерских ездили по деревням и собирали холсты для окраски и набойки. Богатство народной орнаментики мастеров-набойщиков было наглядно представлено на «заказниках». Почти полсотни различных узоров украшают эту ткань. Здесь и простые геометрические мотивы и цветочные узоры для сарафанов. По заказнику заказчик выбирал нужный узор, к материалу крепилась специальная палочка, а зарубками указывалось количество аршин. Вторая палочка отдывалась заказчику. Двухцветная набойка стоила 3 копейки за аршин, трехцветная — 4 копейки. Основными заказчиками были крестьяне, так как льна сеяли много и ткали его сами. Для набойки использовался только домотканый льняной холст. Стоимость готовой набоечной ткани в 3—4 раза превышала стоимость холста.
Красильни как правило, размещались на задах домов и состояли из двух помещений. В одном из них находилась сама красильня, где стояли чаны для окрашивания. Во втором помещении располагались длинные дощатые столы, покрытые сукном, на которых набивали холсты. Рядом на скамейке ставился ящик, куда наливалась вапа (белая глина с растительным клеем, купоросом и другими компонентами). Над столом размещались жерди-вешала, через которые набойщик перекидывал набитую ткань для просушки. Обычно ткань сушилась сутки.
Процесс набивания заключался в том, что набойщик, ровно расправив холст на столе, обмакивал набойную доску в приготовленную вапу, а затем опускал ее на ткань в местах, обозначенных по углам гвоздиками. При набивке крупного узора с большой доски мастер стучал по доске киянкой для лучшего отпечатывания краски («нахаживал» доску). Затем ткань сушили. Часто синильщики набивали ткани зимой, а красили весной и летом. Высушенную ткань навешивали определенным образом на решетку, получался «баран». Ткань висела вертикально, не соприкасаясь рядами.
В емкость с кубом погружали «баран», вынимали на время и погружали снова. Именно в процессе выдержки на воздухе ткань вдруг «вспыхивает» ярко-зеленым цветом и под воздействием атмосферного кислорода на глазах синеет, поскольку краситель окисляется. Эту процедуру необходимо повторить несколько раз. Затем ткань полоскали в проточной воде, вапа вымывалась — «прочищали глазки». В результате получался светлы узор на синем фоне [3, c. 54].
Если заказчику требовался другой, не белый узор, то холст с белым узором опускали в раствор хромпика, после чего на синем фоне получались желтые узоры. Для получения троекрасочного узора на просущенный холст, поверх уже имеющегося узора, ораньжево-красным свинцовым суриком набивался орнамент.
Завершающим этапом была просушка крашенины на улице, на длинных жердях — «козлах».
Кубовая набойка — это сложный химический процесс, длительный и трудоемкий. В мастерских набивали и красили холсты в основном мужчины, женщины чаще всего сшивали холсты и полоскали окрашенные ткани в реке. Примечательно, что почти все красильни находились недалеко от водоемов.
Значительный вклад в изучение традиционной набойки и возрождение промысла в XXI веке внесли исследования Г.А. Федоровой, ученого и практика из Владимирского областного центра народного творчества. Занимаясь реконструкцией традиционного кастюма, она в поисках материалов для шитья пришла к необходимости воссоздания тканей. Так родился ее интерес сначала к масляной, затем и кубовой набойке. Г.А. Федорова создала два интереснейших проекта на средства, полученные по грантам Президента Российской Федерации: «Мост из века XVIII в XXI век» (2001 год), «Феникс цвета индиго» (2004 год). В 2004 году был реализован проект «Возрождение ручной кубовой набойки». В рамках этого проекта прошел мастер-класс по кубовой набойке в Каргапольском историко-архитектурном и художественном музее. Обучение прошли сотрудники музея, художник Е.И. Дикова и директор Лядинской школы-музея Н.В. Ворощук [1, c. 187].
Процесс крашения в наше время происходит следующим образом. Кубовая набойка основана на приеме резервирования. На льняное полотно с досок-новоделов наносится резерв-вапа. Главная составная часть вапы — белая глина и соли окиси меди. Затем полотнище закрепляется на решетке — «баране», и следует первый прокрас в течении 10 минут в растворе красителя индиго, после которого ткань на «баране» поднимается для окисления на 5 минут. Во время крашения в кубе, вследствие содержащейся в краске щелочи, в тех местах, где набита вапа, ткань остаетс непрокрашенной. Цикл повторяется трижды. При прополаскивании глина легко удаляется в проточной воде. Сразу после полоскания следует закрепление — откваска в слабом растворе соляной кислоты в течении 5—15 минут. Завершается все снова полосканием.
После промывания и закрепления краски резервированный рисунок остается неокрашенным. Промытая от вапы, набойка приобретает нарядный вид: белый рисунок по темно-синему фону. Однако и в кубовой набойке встречаются варианты цвета: белый рисунок, благодаря химической реакции резерва, может стать желтым или даже зеленым (в случае, если ткань перед набойкой предварительно была окашена в бледно-голубой цвет).
Однако перед началом процесса необходимо было еще приготовить вапу и раствор индиго, сначала концентрированный, «маточный», а затем сильно разведенный дождевой водой.
Кроме того, возможны усложненные варианты крашения, когда вместо белого цвета риснка на синем фоне получается желтый или зеленый. Обычно желтый цвет узора достигался дополнительной обработкой после кубового крашения холста, набитого вапой, содержащей соли свинца, в растворе хромпика, а затем в слабом растворе серной кислоты. Желтый цвет создавался только в местах сосредоточия солей свинца, остальной холст при этом не окрашивался. Полихромию вносили в кубовою набойку и точечные оживки масляной краской, которые наносились поверх ринка штампом вручную, оранжево-красным свинцовым суриком [2, c. 63].
За три года возрождения кубовой набойки были создана коллекция предметов из набойки: кастюмы, традиционная и авторская куклы, декоративные композиции. Сделаны реконструкции традиционных костюмных комплексов из набойки, состоящих из сарафанов-набоешников, рубах с набивным станом и передников. Из набивных тканей сшит женский кастюм, включающий в себя сак, юбку и набивной платок.
Выставка «Каргапольская кубовая набойка. История возрождения» прошедшая в 2007 году в Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее показала результаты восстановленной технологии кубовой набойки, утраченной в XX и вновь обретенной в XXI веке.
Список литературы:
- Каргопольское путешествие: семь маршрутов по севернорусской земле с Каргопольским историко-архитектурным и художественным музеем / авт. ст. и материалов кн.: Андрей Бодэ и др.; шеф-ред. Лилия Хафизова; фот.: Дмитрий Коробейников и др. М.: Проектное бюро "Спутник", 2014. — 834 с.: ил., карты.
- Климова Н.Т. Русское народное искусство XVIII—XX вв.: Костюм, женский голов. убор, полотенце. Вышивка, ткачество, кружево, набойка: Несброшюр. альбом: Пособие для учителей сред. шк. / Н.Т. Климова, 1986.
- Народное искусство Коми: Альбом / Авт. текста: Грибова Л.С., Савельева Э.А., М-во культуры Респ. Коми; Сост. Ваксул И.О. Сыктывкар: Респ. центр «Ветераны за мир», 1992. — 189 с. : ил.
дипломов
Оставить комментарий