Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гомонова А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  КРЕАТИВНОГО  ПИСЬМА  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ПИСЬМЕННОЙ  РЕЧИ  УЧАЩИХСЯ

Гомонова  Алена  Андреевна

студент  4  курса,  Факультет  филологии  и  журналистики,

Кафедра  английской  филологии  и  методики  преподавания  английского  языка,  ОГУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail: 

Сапух  Татьяна  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  английской  филологии  и  преподавания  английского  языка  ОГУ,  РФ,  г.  Оренбург

 

Условием  приобретения  учениками  за  сравнительно  короткий  срок  достаточно  высокого  уровня  коммуникативной  компетенции  является  развитие  у  них  в  процессе  обучения  социальной  и  коммуникативной  креативности,  необходимой  человеку  в  общении  —  как  в  повседневной  жизни,  так  и  в  профессиональной  деятельности.  В  современной  английской  методике  обучения  письму  и  письменной  речи  на  иностранном  языке  получает  распространение  технология  креативного  письма.  Иностранные  ученые  подразумевают  под  креативным  письмом  вид  письма,  выходящий  за  границы  профессиональной  академической  или  технической  литературы,  определяющийся  повествовательной  формой,  созданием  и  развитием  персонажей,  использованием  разнообразных  средств  выразительности.  Под  «креативным  письмом»  подразумеваются  упражнения  продуктивного  характера  различной  степени  сложности,  разнообразные  по  форме  и  содержанию,  часто  имеющие  игровую  форму.  Эти  упражнения  выполняются  в  письменной  форме,  по  своему  содержанию  носят  речевой  творческий  или  полутворческий  характер.

При  введении  технологии  креативного  письма  в  процесс  обучения  берутся  во  внимание  три  основных  условия:  методы,  цели  обучения,  принципы  и  приемы  обучения,  а  также  учебный  контроль.

Технология  креативного  письма  предполагает  использование  различных  средств  обучения.  Появление  компьютера  и  интернета  в  традиционном  процессе  обучения  значительно  расширяет  список  доступных  средств  (пособия,  учебники,  раздаточный  материал,  карточки,  изображения)  и  позволяет  сделать  процесс  обучения  письму  более  занимательным  как  для  учеников,  так  и  для  преподавателей.  Учебные  электронные  издания,  компьютерные  обучающие  системы,  аудио-,  видео  учебные  материалы,  открытые  обучающие  сайты  и  многое  другое  дает  возможность  развивать  креативность  учащихся,  учить  их  высказывать  свои  мысли.

В  настоящее  время  технология  креативного  письма  начала  появляться  в  учебниках  для  российских  школьников.  Например,  в  официальных  учебниках  по  английскому  и  немецкому  языку  в  настоящее  время  уже  в  6-м  классе  учащиеся  выполняют  некоторое  количество  творческих  письменных  заданий,  например,  написание  письма,  заполнение  анкеты.  Эти  задания  выполняются  частично  по  опорам,  частично  по  аналогии.  Технически  креативным  письмом  можно  назвать  вид  письма,  включающий  в  себя  оригинальный  текст.  Британские  исследователи  утверждают,  что  в  каком-то  смысле  креативное  письмо  является  более  современным  и  процессуально-ориентированным  названием  того,  что  принято  называть  литературой,  и  включают  в  это  понятие  разнообразие  ее  жанров  и  стилей.  В  свой  работе  «Основы  креативности»,  Мэри  Ли  Марксебери  опирается  на  труд  Пола  Уитти  и  Луи  Лабранта  «Обучение  людей  языку»,  чтобы  дать  понятие  креативному  письму.  Марксберри  отмечает,  что  Уитти  и  Лабрант  называют  креативным  письмом  любой  вида  письма  в  любой  временной  промежуток,  существующего  для  выполнения  нескольких  целей: 

1.  Сохранение  важной  информации  в  письменном  виде;

2.  Создание  возможности  делиться  информацией  с  заинтересованной  группой;

3.  Создание  условий  для  самовыражения,  которое  является  необходимым  для  ментального  и  физического  здоровья.

В  отличие  от  академических  методов  обучения  письменной  речи,  которые  учат  школьников  опираться  на  существующие  правила  языка,  креативное  письмо  фокусируется  именно  на  самовыражении  учащихся. 

В  западных  странах  технология  креативного  письма  широко  распространена  как  в  высших  учебных,  так  и  в  школах,  колледжах  и  разнообразных  курсах.  Например,  писатель  и  филолог  Дейв  Игерз  создал  в  Сан-Франциско  курсы,  где  студенты  учатся  писать  и  выражать  свои  мысли  под  руководством  профессиональных  писателей  и  сценаристов.

В  американской  системе  образование  метод  креативного  письма  существует  уже  больше  ста  лет,  но  британским  университетам  понадобилось  на  его  введение  больше  времени.  Сорок  лет  назад  писатель  Малькольм  Бредберри  выступил  против  заблуждения,  утверждающего,  что  обучить  искусству  письма  в  творческом  плане  невозможно,  когда  вводил  первую  в  своем  роде  степень  MA  (Master  of  Arts)  в  искусстве  креативного  письма  в  университете  Восточной  Англии.  Бредберри  писал:  «Впервые  в  печальной  и  завораживающей  истории  литературы,  впервые  в  великолепной  и  ужасающей  истории  нашей  цивилизации  писатель  нашел  себе  место  в  академическом  мире.  Если  ученые  ценят  разум,  то  почему  они  не  ценят  силу  воображения?»  В  наши  дни  многие  ученых  из  разных  стран  занимаются  изучением  этой  технологии  (Ian  McEwan,  Kazuo  Ishiguro  and  Anne  Enright.).

Новое  пособие  университета  Восточной  Англии,  написанное  Эндрю  Коуеном,  романистом  и  преподавателем  курса  MA,  направлено  на  более  глубокое  знакомство  с  возможностями  метода  креативного  письма.  В  пособии  рассказывается,  как  можно  структурировать  рассказы  и  романы,  создавать  убедительных  персонажей  и  даже  как  посмотреть  на  написанное  глазами  читателя.  В  последнее  десятилетие  количество  курсов  креативного  письма  значительно  возросло.  Более  90  британских  университетов  сейчас  предлагают  широкий  выбор  последипломных  программ  и  около  10000  разнообразных  кратких  курсов  ежегодно  появляются  по  всей  Великобритании.

Но  даже  спустя  40  лет  практики  и  существования  степени  МА  многие  ученые  и  преподаватели  сомневаются,  что  креативному  письму  можно  обучить.  Ежегодно  разрабатываются  новые  программы  обучения,  основанные  на  технологии  креативного  письма.  В  Австралии  и  Великобритании,  а  также  все  чаще  в  США  и  других  странах,  креативное  письмо  приобретает  статус  самостоятельной  дисциплины,  и  не  ответвлением  какой-либо  другой  дисциплины  или  технологии.  Технология  креативного  письма  предполагает  активную  работу  воображения,  использования  наших  эмоций  и  чувств.  Мы  вольны  воплотить  на  бумаге  любые  наши  идеи,  создать  новый  мир,  выразить  ход  наших  мыслей.  Для  этого  существуют  огромное  количество  жанров  и  поджанров.  Креативное  письмо  можно  разделить  на  два  типа:  художественная  литература  и  научные  произведения.  Каждый  тип  включает  в  себя  десятки  различных  жанров,  таких  как  поэзия,  проза,  автобиография,  написание  пьес  и  сценариев,  эссе  и  так  далее.

Несколько  ключевых  элементов  можно  назвать  характерными  для  всех  форм  креативного  письма.  К  ним  можно  отнести  персонажей,  сюжет,  структуру,  художественное  оформление,  проблематику,  взгляд  и  отношение  автора,  действия,  диалоги,  стиль  и  т.  д.  Использование  этих  элементов  нельзя  назвать  четко  установленным,  они  могут  объединяться,  замещать  друг  друга,  не  иметь  четких  границ,  но  каждый  из  них  играет  важную  роль  создании  различных  художественных  произведений  [6,  с.  25].

При  изучении  вариантов  работы  с  технологией  креативного  письма  и  упражнений,  использующих  эту  технологию,  мы  обратились  к  трудам  немецкого  методиста  Герхарда  Нейнера.  Он  считал,  что  способность  изложить  в  письменной  речи  свои  мысли  на  иностранном  языке  следует  развивать  последовательно  и  постоянно.  Для  решения  этой  задачи  существует  ряд  упражнений  репродуктивно-продуктивного  характера.  Упражнения,  предлагаемые,  Герхардом  Нейнером,  составлены  в  определённой  последовательности  от  простого  к  сложному,  от  репродукции  к  составлению  собственного  мнения,  позиции.  Все  упражнения  выполняются  письменно.  Интерес,  на  наш  взгляд,  представляют,  например,  такие  задания:

·     восстановить  начало  и  конец  истории;

·     неоднозначную  ситуацию  описать  в  различных  текстах  и  диалогах;

·     восстановить  диалог  по  отдельным  «направляющим»  репликам;

·     изменить  вид  текста  (сообщение  на  разговор,  диалог  на  описание);

·     пояснить  противоречие  между  текстовой  и  иллюстративной  информацией;

·     ответить  на  письмо  письмом,  телефонным  разговором,  разговором  и  т.  д.;

·     подобрать  ключевые  слова,  которые  ведут  к  определённому  заранее  известному  результату,  и  др.  [7,  c.  29].

Одним  из  наиболее  распространенных  приемов  работы  с  технологией  креативного  письма  с  целью  развития  навыков  письменной  речи  учащихся,  а  также  и  их  творческого  потенциала,  мы  можем  назвать  работу  с  прозой.  Мы  рассмотрели  наиболее  распространенные  виды  креативных  заданий,  предполагающие  продуцирование  учащимися  собственных  текстов,  например  составление  текстов  из  слов,  продолжение  истории,  прием  «наполняющихся  историй»,  прием  «книга  в  подарок»,  создание  текстов  с  использованием  своих  имен,  написание  комиксов  и  прием  «параллельных  текстов»  и  другие.  Таким  образом,  обучение  креативному  письму  основано  на  личностно-деятельностном  подходе  и  в  большей  степени  способствует  формированию  иноязычной  коммуникативной  и  межкультурной  компетенции  школьников.

Проанализировав  учебно-методический  комплекс  «Английский  с  удовольствием»  /"Enjoy  English"  авторов  Биболетовой  М.З.  и  Н.Н.  Трубанаевой  [1]  мы  сделали  следующий  вывод:  в  учебнике  очень  мало  заданий,  использующих  технологию  креативного  письма.  Имеющиеся  задания  на  развитие  письменной  речи,  которые  мы  можем  отнести  к  данной  технологии,  достаточно  интересны,  темы,  затронутые  в  них  в  целом  подходят  для  учащихся  7  классов,  но  формулировки  заданий  зачастую  не  совсем  точны,  нет  объяснений  и  инструкций,  о  том,  как  выполнять  эти  задания,  какой  объем  должен  быть  у  написанных  заданий,  и  где  они  должны  выполняться.  Эти  и  без  того  немногочисленные  задания,  вместо  того,  чтобы  вызвать  интерес  учащихся  и  их  желание  активировать  мысленную  деятельность  и  проявить  креативность,  вызывают  затруднения  и  стремление  поскорее  выполнить  их  самым  простым  способом,  путем  списывания  и  других  книг  или  с  интернет-ресурсов.

В  ходе  нашей  работы  нами  были  составлены  методические  рекомендации,  посвященные  использованию  технологии  креативного  письма  при  обучении  учащихся  письменной  речи.  Они  предназначены  для  того,  чтобы  помочь  студентам-практикантам  и  школьным  учителям  научится  активнее  использовать  эту  технологию  при  обучении  письменной  речи,  сделать  преподавание  более  проблемно-ориентированным,  стимулировать  у  обучаемых  умение  формулировать  собственные  суждения  и  продуцировать  собственные  тексты,  шире  использовать  рефлексивный  подход  в  обучении,  усилить  степень  автономии  учащихся;  пересмотреть  традиционную  роль  учителя  и  ученика  на  уроке. 

В  современной  методике  преподавания  иностранных  языков  существуют  различные  подходы  к  обучению  письменной  речи.  Так,  Е.Н.  Соловова  выделяет  директивный,  лингвистический  и  деятельностный  подходы.  Мы  в  наших  рекомендациях  подробнее  остановились  на  деятельностном  или  содержательно-смысловом  подходе  к  обучению  письменной  речи.  Деятельностный  подход  позволяет  организовать  процесс  овладения  иноязычной  письменной  речью  опираясь  на  принципы  личностно-деятельностного  обучения  [4,  c.  61].  При  деятельностном  подходе  к  обучению  иностранной  письменной  речи  роль  преподавателя  заключается  в  мотивировании  обучающихся  к  творческой  работе  [3,  с.  42].  Таким  образом,  мы  снова  приходим  к  креативному  письму.

Если  учитель  намеревается  использовать  технологию  креативного  письма  на  занятиях  по  иностранному  языку,  он  должен  создать  в  классе  атмосферу  творческой  свободы.  Здоровый  юмор  на  занятиях,  желание  экспериментировать  с  языком,  открыто  делиться  своим  мнением,  возможность  дать  просторы  фантазии,  наслаждаться  красотой  звучания  языка,  ощущать  его  стройность  и  ритм  все  это  должно  быть  разрешено  и  признано  на  занятиях.  Цель  преподавателя  —  способствовать  этому,  если  он  хочет  добиться  от  обучающихся  творческого  самовыражения  в  письменной  форме.  Если  на  занятии  присутствует  страх  или  напряжение,  то  такая  атмосфера  является  бесперспективной  и  неудобной  для  творчества,  в  том  числе  и  для  технологии  креативного  письма  [2,  с.  51].  Но  не  стоит  забывать  и  о  помощи  учащимся  в  виде  примеров,  уточнений  и  доступных  инструкций  к  выполнению  определенного  творческого  задания,  особенно  на  моменте  включения  технологии  креативного  письма  в  процесс  обучения,  чтобы  исключить  возможные  затруднения  и  создать  у  учащихся  позитивный  настрой  на  выполнение  творческих  заданий.

Технология  креативного  письма  может  использоваться  на  любом  этапе  обучения.  При  вводе  технологии  в  процесс  обучения  можно  рекомендовать  различные  виды  опор:  зрительную  (предметы,  игрушки,  картинки,  фотографии),  звуковую  (аудиотексты,  песни,  инструментальные  музыкальные  произведения),  письменную  (стихи,  рассказы,  цитаты,  пословицы  и  т.  д.).  Когда  у  учащихся  вырабатываются  навыки  работы  с  технологией,  роль  опор  снижается  и  возможны  задания  без  опоры,  например,  ученики  могут  написать  спонтанное  творческое  письмо  о  том,  что  их  в  данный  момент  больше  всего  тревожит,  веселит,  удивляет,  возмущает  и  т.  д. 

Особый  интерес  представляют  собой  упражнения  с  опорой  на  музыкальный  текст,  т.  е.  инструментальную  музыку  без  слов.  В  данном  случае  она  интересует  нас  как  средство,  побуждающее  к  творчеству,  а  именно  к  креативному  письму.  В  зависимости  от  выбора  музыкального  произведения  можно  выявит  либо  ее  расслабляющее,  либо  аффективное  влияние. 

Еще  одна  форма  креативного  письма  —  поэзия.  Работа  с  поэзией  может  быть  разнообразной:  создание  белых  стихов  или  «хай-ку»,  сочинение  небольших  юмористических  четверостиший,  написание  обычных  стихотворений  разными  стихотворными  размерам  на  определенную  тему  и  т.  д.  Написание  стихотворений  в  целом  можно  включить  в  процесс  обучения  на  регулярной  основе,  например,  каждый  раз  с  началом  новой  темы  устраивать  конкурс  для  учащихся,  в  котором  автор  лучшего  стихотворения  на  заданную  тему  будет  поощрен,  и  само  стихотворение  может  быть  распечатано  и  вывешено  в  рамке  до  начала  новой  темы.

Составление  рассказов,  сказок,  историй  от  лица  какого-либо  героя,  предмета  или  животного,  продолжение  какой-либо  прерванной  истории,  восстановление  истории  по  ее  началу  или  завершению,  продолжение  незаконченного  литературного  произведения,  сочинения  или  эссе  по  выбранной  теме  или  цитате,  истории  с  использованием  имен  одноклассников,  описания  незнакомой  книги  по  ее  названию  или  обложке  все  это  можно  отнести  к  технологии  креативного  письма.

Одно  из  наиболее  распространенных  упражнений,  основанных  на  технологии  креативного  письма,  это  написание  письма.  Это  задание  носит  полифункциональный  характер.  Письма  могут  быть  разными  (личное,  семейное,  деловое,  проблемное;  письмо  с  выражением  благодарности,  поздравлением,  приглашением  и  т.  д.).  Письма  могут  быть  составлены  в  соответствии  с  разными  целевыми  установками,  и  адресованы  разным  лицам,  но  с  одинаковым  содержанием  или  с  внесением  изменений  в  один  и  тот  же  текст  сообщения.  Особое  внимание  нужно  обратить  на  составление  вопросов  к  адресату,  определиться  с  их  местом  в  письме.

На  последнем  этапе  предполагается  завести  коллективную  или  индивидуальную  переписку,  подключая  электронную  почту.  Как  нами  уже  было  отмечено  ранее,  компьютерные  технологии  могут  быть  успешно  использованы  при  обучении  письменной  речи.  Создание  комиксов  на  компьютере  с  помощью  специальных  сайтов  (www.makebeliefscomix.com  и  www.toondoo.com)  [5]  дает  учащимся  возможность  развивать  навыки  креативного  письма  легким,  интересным  и  приятным  способом.  По  сравнению  с  публичными  выступлениями  или  зачитыванием  готовых  работ  в  классе  такой  способ  коммуникации  позволяет  ученикам  выражать  свои  мысли  посредством  персонажей  и,  благодаря  этому,  напряжение,  вызванное  психологическими  барьерами,  исчезает,  и  стресс,  связанный  с  боязнью  быть  осужденным  за  что-то  сверстниками  минимизируется.  Данные  сайты,  несмотря  на  простоту  использования,  позволяют  получить  профессиональный  результат.  Комиксы,  которыми  ученики  смогут  гордиться,  не  требуют  глубоких  знаний  компьютера  и  могут  быть  созданы  даже  с  минимальными  навыками  письменной  речи. 

Такие  сайты  как  www.ourstory.com  и  www.glogster.com  [5]  дают  ученикам  возможность  создавать  свои  истории  как  индивидуально,  так  и  группами,  подбирая  к  ним  дополнительный  визуальный,  аудио  или  видео  материал,  делиться  ими  со  своими  одноклассниками  или  учителями  по  почте,  в  социальных  сетях.  Также  ученик  может  просто  распечатать  готовый  красочный  макет  с  историей  и  принести  его  класс.

Практически  любая  социальная  сеть  (Facebook,  Twitter,  Вконтакте  и  др.),  а  также  множество  программ,  таких  как  Skype,  позволяют  создавать  конференции,  общие  переписки,  дают  возможность  учителю  задавать  общую  тему,  на  которую  ученики  могут  составлять  тексты,  диалоги,  суждения,  придумывать  истории.  Использование  этих  ресурсов  может  вынести  обучение  креативному  письму  за  пределы  класса  и  сделать  столь  нелюбимое  учениками  домашнее  задание  интересным  и  захватывающим.

В  завершении  хочется  отметить,  что,  по  нашему  мнению,  задания,  использующие  технологию  креативного  письма,  имеют  большой  обучающий  потенциал  и  могут  быть  использованы  на  каждом  занятии  по  иностранному  языку  на  всех  этапах  обучения.  Преподаватель  может  включить  данные  задания  в  учебный  план  в  соответствии  со  своими  целями,  темой  урока  и  уровнем  знаний  и  умений  учеников. 

 

Список  литературы:

  1. Бибалетова  М.З.,  Трубанаева  Н.Н.  Английский  с  удовольствием  Enjoy  English.  М.:  Титул,  2008.
  2. Волкова  Е.А.,  Катков  А.Е.,  Доронина  И.Н.  К  вопросу  о  коммуникативном  подходе  в  преподавании  иностранных  языков  //  Региональные  проблемы  подготовки  специалистов  технического  профиля.  Материалы  Всероссийской  научно-  метод.  конф.  Н.  Новгород:  НГТУ,  2002.
  3. Гальскова  Н.Д.  Современная  методика  обучения  иностранным  языкам.  М.,  2000.
  4. Соловова  Е.Н.  Методика  обучения  иностранным  языкам:  Базовый  курс  лекций.  М.:  Просвещение,  2002.
  5. Aplanet,  Teacher  Guide,  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://creativecommons.org.  Дата  обращения  —  13.02.2015  г.
  6. Böttcher  I.  Kreatives  Schreiben.  Cornelsen  Verlag  Scriptor  GmbH  and  Co.  KG  Berlin,  1999.
  7. Neuner  G.  Methoden  des  fremdsprachlichen  Deutschunterrichts.  Kassel,  1992.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.