Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Биткина Т.В., Рыбакова А.В. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИЗУЧЕНИЕ  УРОВНЯ  ЛИЧНОСТНОЙ  ЗРЕЛОСТИ  СТУДЕНТОВ  ПОСРЕДСТВОМ  ПОСЛОВИЦ  И  ПОГОВОРОК

Биткина  Татьяна  Викторовна

студент  2  курса,  кафедра  ПДиНО  АФ  ННГУ,  РФ,  г.  Арзамас

Рыбакова  Анастасия  Владимировна

студент  4  курса  кафедра  ПДиНО  АФ  ННГУ,  РФ,  г.  Арзамас

Е-mail:   tikhomirovaob@bk.  ru

Тихомирова  Ольга  Борисовна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  АФ  ННГУ,  РФ,  г.  Арзамас

 

Среди  многочисленных  проблем,  актуальных  для  молодого  поколения,  особое  место  занимает  проблема  уверенного  поведения,  уверенность  в  себе.

Понятие  «уверенность  в  себе»  как  показатель  «открытости  личности  в  отношениях  с  другими  людьми»  (Дж.  Вольпе)  появился  в  1949  г.  в  рамках  бихевиористского  направления.  Исходные  принципы  бихевиористской  теории  не  позволяли  глубоко  проникать  в  суть  такого  сложного  и  фундаментального  человеческого  явления  как  уверенность  в  себе.  А.  Лазарусом  было  выделено  4  значимых  фактора  уверенности  в  себе.  Э.  Селигман  и  А.  Бандура  отметили  основные  характеристики  уверенного  поведения.  Ланге  и  Якубовский  выделили  5  способов  выражения  уверенности.  Р.  Альберти  и  М.  Эммонс  рассматривали  уверенное  поведение  как  один  из  способов  самоутверждения  личности.

С  точки  зрения  Т.Е.  Харламенковой  [5],  исследование  феномена  человеческого  самоутверждения  «следовало  бы  рассматривать  в  качестве  одного  из  аспектов  становления  психологического  знания  в  целом».  З.  Фрейд  представил  описание  нормального  функционирования  Эго  («человек  может  направлять  поведение  в  нужное  русло,  чтобы  личностные  проблемы  удовлетворялись  безопасным  для  самого  индивида  и  для  других  людей  образом»),  а  также  «генитального  типа»  личности  («внимательное  отношение  к  людям,  сочетающееся  с  активной  ролью  в  решении  жизненных  проблем»).  К.  Юнг  [4],  используя  понятие  «самореализация»,  рассматривал  идеальную,  с  его  точки  зрения,  форму  человеческого  самоутверждения,  предполагающую  жизнь  «в  гармонии  с  другими,  и  в  то  же  время  открыто  выражать  свои  импульсы».  А.  Адлер  разработал  идею  социального  интереса  как  критерия,  позволяющего  различать  человека  в  норме  и  в  состоянии  невроза.  Нормальный  человек  в  борьбе  с  чувством  неполноценности  стремиться  к  «реальному  и  социально  значимому  результату».  «Живи  сам  и  давай  жить  другим»  (Р.  Алберти,  М.  Эммонс).

В  русле  гуманистического  направления  уверенное  поведение  связывалось  с  удовлетворение  человеческих  потребностей  в  самоуважении  и  самореализации.  Были  выделены  характеристики  «самоактуализирующейся  личности»  (А.  Маслоу)  [2]  и  «полноценно  функционирующей  личности»  (К.  Роджерс),  содержание  которых  соответствует  характеристикам  уверенного  поведения.

В  отечественной  психологии  проблема  уверенного  поведения,  уверенности  в  себе  рассматривается  через  призму  трех  психологических  понятий:  уровня  притязаний,  реальных  возможностей,  а  так  же  самооценки.  Уделяется  внимание  проблеме  воспитания  уверенности  в  себе,  способствующей  «развитию  способностей,  а  также  формированию  всех  сторон  личности  человека,  прежде  всего  эмоциональной  сферы»  (С.Ю.  Головин,  А.М.  Прихожан)  [3].  Отражается  и  этический  аспект  уверенного  поведения.  Рассматривается  проблема  социальной  компетентности  и  феномен  социальных  стереотипов,  влияющий  на  степень  социальной  одобряемости  уверенного  поведения.  (В.Г.  Ромек,  М.Л.  Покрасс,  М.Е.  Бурно).

Немногочисленными  остаются  исследования,  посвященные  анализу  представлений  «обыденного  сознания»  об  уверенном  поведении,  так  называемой  «имплицитной  теории  личности»  (Е.П.  Никитин,  Н.Е.  Харламенкова,  В.Ф.  Петренко).

  Феномен  уверенности  в  себе,  как  одно  из  фундаментальных  явлений  человеческого  бытия,  привлекал  к  себе  внимание  не  только  философов  и  психологов,  но  и  представителей  различных  форм  духовной  культуры.  Фразеологизмы,  пословицы,  поговорки  замечательны  тем,  что,  являясь  частью  русской  языковой  культуры,  несут  в  себе  совокупный  общественный  опыт,  отражают  структуры  обыденного  житейского  сознания.  Эти  «бриллиантовые  искры  человеческой  мысли»  позволяют  расширить  и  углубить  арсенал  методологических  средств  в  области  психологии  личности,  в  области  изучения  проблемы  уверенного  поведения.

Целью  нашего  изучения  явилась  проблема  представлений  об  уверенном  поведении.  Материал  русской  языковой  культуры  позволил  нам  изучить  психологический  феномен  уверенного  поведения  в  контексте  определенного  своеобразного  строя  культуры.  В  процессе  нашего  изучения  мы  руководствовались  спецификой  культуры,  которая  «являясь  …  продуктом  деятельности  людей,  …  в  то  же  время  оказывает  обратное  влияние  на  формирование  человеческого  мышления  и  сознания,  в  ней  закрепляются  определенные  формы  регуляции  человеческого  поведения».  Идея  о  рефлексирующей  функции  русской  языковой  культуры,  несущей  в  себе  «вековой  опыт  и  систему  ценностей  народа»,  навела  нас  на  мысль  о  возможности  рассмотрения  пословиц  и  поговорок,  сквозь  призму  проблемы  понимания  уверенного  поведения.

Нами  были  изучены  пословицы  и  поговорки,  которые  отражают  своего  рода  уверенное  поведение  человека  в  процессе  общения  с  другими  людьми.  Насколько  часто  это  средство  народной  педагогики  используют  в  своей  обыденной  жизни  молодые  люди.  В  исследовании  приняли  участие  студенты  1—4  курсов.  В  ходе  опроса-анкеты  им  было  предложено  назвать  пословицы  и  поговорки,  которые  чаще  всего  они  применяют  в  повседневной  жизни.  В  результате  были  выделены  следующие  группы:

·     надежда  на  лучшее,  оптимизм  («На  бога  надейся,  а  сам  не  плошай»,  «Все,  что  не  делается,  все  к  лучшему»  и  др.);

·     ответственность  за  свой  выбор  («На  чужой  каравай  —  рот  не  разевай»,  «На  друга  надейся,  а  сам  не  плошай»  и  др.);

·     принятие  себя  («Своя  ноша  не  тянет»,  «Верблюд  своего  горба  не  видит»,  «Своя  рубашка  ближе  к  телу»  и  др.);

·     открытость  новому  опыту  «Что  было,  то  прошло»,  «Сделанного  не  воротишь»  и  др.);

·     независимость  от  внешних  обстоятельств,  в  том  числе  от  материального  благосостояния  («Не  имей  100  рублей,  а  имей  100  друзей»  «Денег  нет,  зато  сами  золото»  и  др.)

 

Диаграмма  1.  Результаты  анкетирования  студентов  об  использовании  средств  народной  педагогики  в  повседневной  жизни

 

1.  «Как  дела?»

2.  «Надежда  на  лучшее»

3.  «Ответственность  за  свой  выбор»

4.  «Принятие  себя»

5.  «Открытость  новому  опыту»

6.  «Независимость  от  внешних  обстоятельств,  в  том  числе  от  материального  благосостояния»

7.  «Уверенность,  которая  проявляется  в  общении»

8.  «Спонтанное  выражение  чувств»

9.  «Ощущение  уверенности  в  обычной  для  человека  обстановке»

10.  «Ощущение  своих  сил  и  возможностей»

 

Среди  фразеологизмов  нами  были  отмечены:  уверенность,  которая  проявляется  в  общение  («Как  пить  дать»,  «Проще  не  бывает»,  «В  два  счета»,  «Сто  пудов»,  «Чтоб  я  провалился»,  «Слово  даю»,  «Да  чтоб  мне  с  места  не  сойти»,  «  Разрази  меня  гром»,  «Как  дважды  два  четыре»  и  др.);  открытое,  спонтанное  выражение  чувств  («  Давать  волю»,  «От  чистого  сердца»,  «Положа  руку  на  сердце»,  «Совершенно  искренне»,  «С  открытой  душой»  и  др.);  ощущение  уверенности  в  обычной  для  человека  обстановке  («  Как  рыба  в  воде»,  «Как  у  себя  дома»,  «  Как  два  пальца  об  асфальт»  и  др.);  ощущение  своих  сил  и  возможностей  («По  плечу»,  «  Знать  себе  цену»,  «Сам  большой»  и  др.).

Выбранный  нами  типологический  подход  позволил  показать  некоторые  фрагменты  «картины  обыденного  сознания»  относительно  понимания  уверенного  поведения.  На  основании  полученных  данных  не  представляется  возможным  с  большой  степенью  вероятности  предложить,  какую  из  форм  человеческого  самоутверждения  предпочтет  новое  поколение,  и  как  оно  будет  понимать  уверенное  поведение.  Особенно  это  актуально  для  России,  где  традиционно  существовали  доличностные  формы  самоуверенности.  Поэтому  происходящая  самореализация  выражается  в  агрессивной  форме  чаще  всего  не  по  убеждению,  а  от  незнания  иных  форм  человеческого  самоутверждения.

 

Список  литературы:

1.Андреева  Г.М.  Социальная  психология.  М.:  Аспект  Пресс,  2001.  —  384  с.

2.Маслоу  Абрахам  Гарольд  «Дальние  пределы  человеческой  психики»  /  Перев.  с  англ.А.М.  Татлыбаевой.  СПб.:  Евразия,  1999.  —  432  с.

3.Прихожан  А.М.  Тревожность  у  детей  и  подростков:  психологическая  природа  и  возрастная  динамика  /  А.М.  Прихожан.  М.:  Московский  психолого-социальный  институт,  2000.  —  304  с.

4.Фрейджер  Р.  Аналитическая  и  индивидуальная  психология  К.  Юнга  и  А.  Адлера.  СПб.:  Прайм-Еврознак,  2007 

5.Харламенкова  Н.Е.,  Никитин  Е.П.  Феномен  человеческого  самоутрверждения.  Издательство  Алетейя,  2000.  —  224  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.