Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ СКУЛЬПТУРНЫХ ФОРМ В ТРИПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Рачева Ирина Григорьевна
студент 6 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства, Институт искусств, ХГУ им Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Улахович Светлана Николаевна
научный руководитель, старший преподаватель, кафедра декоративно-прикладного искусства, Институт искусств, ХГУ им Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Трипольская культура — уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Это уже было не первоначальное общество, а общество с атрибутами цивилизации. Трипольская цивилизация — это, прежде всего, земледельческая экономика. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики. Высокой культурой земледелия человечество обязано Трипольской культуре. За всю историю ничто не имело такого существенного влияния на жизнь человека, как переход к земледелию.
Археологами при раскопках поселений трипольской культуры найдено много обломков терракотовых фигурок и даже целых женских статуэток. Для того чтобы попробовать понять семантику этих фигурок из глины, необходимо разобраться в большом количестве находок, дать им характеристику, разработать формальную типологию и классификацию. Ведь речь идет о нескольких тысячах изделий, изготовленных на протяжении двадцати пяти веков.
Женские статуэтки распределяют на две большие группы по позе [1, с. 59]. Чаще находят фигурки, которые стоят, выпрямленные или наклоненные вперед, иногда с руками, составленными в определенном жесте. Статуэтки, которые сидят, тоже изображают женскую фигуру, едва отклоненную назад, иногда с моделированными в определенном жесте руками или наклоненную вперед. Среди этих двух больших групп женских статуэток есть иконографические типы, в которых чаще встречается образ беременной, документированный фигурками с пустотами в области живота и шариками в них, а также где-то увеличенным выпуклым животом, иногда такие признаки зафиксированы совместно. Местами найдены фигурки с элегантной прической из длинных волос на спине, которая воспроизведена с разной степенью схематизма. Большей частью среди фигурок с прической случаются изображения трипольской Мадонны. Можно предположить, какие именно ипостаси Большой Богини, известные нам из мифологических письменных традиций, воплощаются в иконографических типах трипольских женских фигурок.
Наиболее распространенный персонаж трипольской пластики — Дева. Статуэтки изображают стоящую выпрямленную женскую фигуру с грудью в виде маленьких выпуклых налепов, с тонкой талией и широкими бедрами на раннем этапе или стройной в более позднее время. Этот трипольский женской образ находит соответствие в эллинской мифологии, где почитали девушку — Кори, дочурку Деметры.
Возможно, иконографические типы стоящих женских фигурок могут отвечать священным образам Девы и Госпожи в разных ипостасях и ритуальных ситуациях. Они обращаются к высшим силам, преклоненные в молитвенном поклоне, или поднимая лицо и руки к небесам, или находясь в экстатическом трансе. Тем не менее, вероятно, смысл всех этих поз воссоздает общение со сверхъестественным миром.
Наверное, и сидячие наклоненные вперед фигурки также отвечают молитвенной позе. Такие статуэтки более типичны для трипольской культуры в период между 4500—4000 гг. до н. э., а особенно характерны для усатовской пластики первой половины ІІІ тыс. до н. э. [1, с. 60] Наиболее ранние их прототипы находим в культуре Винча. Возможно, стилизованные антропоморфные статуэтки усатовского типа на кубоподобном постаменте являются результатом трансформации на финальном этапе Триполья иконографического типа сидячих фигурок, преклоненных в молитве.
Посудинка из поселения Цвиклевцы (начало ІІІ тыс. до н. э.) украшенная двумя ручками в виде скульптурных головок, которые полностью отвечают головкам женских статуэток. Образ Двух богинь нашел отображение также в антропоморфной посуде. По нашему мнению, бинокле подобные сосуды также могут быть символом двух Богинь. По идее В.И. Маркевича, две слитые фигуры воссоздают некоторые антропоморфные сосуды. Возможно, образ двух Богинь, который передан фигурками, слитыми в одно существо, воссоздает уникальная двусторонняя женская статуэтка, найденная в поселении Стена (к сожалению, у нее отбита голова) [1, с. 58].
Двойные антропоморфные образы, объединенные в один, распространенные среди антропоморфной скульптуры культуры Винча. Они рассматриваются, по обыкновению, как изображение сакральной пары — близнецов. Г. Гимбутас связывает удвоение образа Богини с магической силой двойки. Исследовательница считает возможным допускать, что некоторые из двойных статуэток отвечают образу двух сестер, известных из фольклора, а те, которые воссоздают большую и маленькую фигурки, могут отвечать божественной паре мать-дочь [2, с. 214].
Культ двух Богинь, одна из которых — девственная дева, а вторая — женщину-мать, жена Бога, — известен в мифологических традициях разных цивилизаций. Например, у эллинов вместе держались с достоинством мать и дочь Деметра и Кора-Персефона. Образы этих двух богинь объединяли Элевсинские мистерии. По представлениям эллинов, образ богинь матери и дочки достигает седой древности. Он связан с возрождением и плодородием и указывает на неразрывность мира живых и умерших. Двойка богинь почиталась в Месопотамии. Присутствие двух женских персонажей одновременно документально зафиксировано во дворце Нузи (Иорган-тепе вблизи г. Керкук, Ирак, ІІ тыс. до н. э.). Один из них — «Женщина-Властительница» (МИ. ЛУГАЛЬ), вторая — Дева, «Жена Бога» (ЕНТУ=НИН. ДИНГИР). Каждая из них занимала разные покои дворца [2, с. 223]. Вероятно, корни традиции поклонения двум Богиням, одна из которых была девушкой, могли достигать периода неолита, учитывая винчанские двойные фигурки.
Мифологические традиции разных древних цивилизаций свидетельствуют, что образ Большой Богини передается не только через изображение женщины, но и воплощается в разнообразнейших мистических персонажах, которые объединяют в себе черты разных существ. Трипольские материалы в полной мере подтверждают такой вывод, ведь большинство трипольских сакральных образов синкретические. Символика объединяет женщину и птицу, женщину и корову, женщину и змею, женщину и Луну, чтобы показать разные аспекты Большой Богини во многочисленных её ипостасях.
Известный ученый Роберт Грейвс, опираясь на данные археологии, религиоведения, сравнительной мифологии, воссоздал путем реконструкции из греческих мифов образ Большой Богини, появление которого относил к архаическому периоду, эпохе, когда «в древней Европе еще не было богов. Большая Богиня считалась бессмертной, неизменной и вечной» и представлялась соответственно в трех фазах Луны, ведь она, определенной мерой, и была Луной [2, с. 246].
Богине начали поклоняться в те очень далекие времена, когда костер в пещере, хижине или шалаше поддерживала старейшая женщина, прародительница — матриарх. Этот костер был первейшим социальным центром, который объединял кровных родственников, а материнство было главным таинством. Наверное, от тех древних времен и сохранился древний обычай греков во время публичных жертвоприношений первое пожертвование посвящать Гестие — покровительнице домашнего костра. Покрытые пеплом тлеющие угольки костра — священного центра рода — символизировали Белую Богиню, небесным воплощением которой стала Луна.
Три фазы Луны: новолуние — новорожденная Луна, которая растет, полная Луна и серп Луны, который стареет и исчезает с небосклона, отвечают трем жизненным периодам в жизни женщины, от которой идет родословная и зависит таинство материнства: девственная дева, женщина-нимфа в брачном возрасте и старая. Этим трем периодам отвечали определенные цвета: белый, красный и черный, символика которых дожила и до нашего времени. Ежегодное движение Солнца также отвечало состоянию Большой Богини. Оно ассоциировалось с ростом и упадком сил Богини: весна представлялась как девственная девушка, лето было плодоносной нимфой, а зима — пожилой женщиной. Ритмам месячной Богини отвечали сезонные циклы растительного и животного мира — всего живого, что было на земле, итак, она мыслилась и как Мать-земля, которая в начале года воссоздает почки и бутоны, потом — цветы и плоды и, в конце концов, прекращает плодоносить.
Под разными именами Великую Богиню почитало множество народов с древнейших времен. Считая её безгранично могущественной и великой. Но прежде всего ее почитали, как Большую Мать богов и всего сущего. Этот образ – один из главных среди архетипов — универсальных символов и прообразов сакрального. В священных традициях большинства народов Большая Богиня в ипостаси Богини Матери играла важную роль в мифологии и обрядах. Титул Большой Матери получали на протяжении всех эпох в разных цивилизациях почтенные богини. В античном мире это Деметра, Кибелла, Артемида, Гея; в Месопотамии — Инана, Иштар; у древних семитов — Аспират; у египтян Хатор, Исида, Таурт и т. д. Вот почему в эпоху эллинизма Большую Богиню, почитание которой распространилось по всему Средиземноморью, так и называли: «Та, у которой тысяча имен» [3, с. 54].
Трипольская пластика выполнена преимущественно в схематично-натуралистическом стиле, преисполнена символизмом. Исследователи скульптуры древних земледельческих культур считают, что разнообразные иконографические типы женских терракот воплощают немало сакральных образов, которые отображают разные функции и проявления Большой Богини, а также свидетельствуют о разных способах использования статуэток в обрядах. Итак, мы выяснили, какие именно образы отображают статуэтки трипольской культуры. Среди них можно выделить основные иконографические типы, которые, вероятно, и отвечают определенным сакральным персонажам. Значение имело все: поза, жесты рук, стать и другие атрибуты.
Особенностью Трипольской культуры было большое уважение к женщине-матери. С тех времен это уважение в большой мере осталось в культуре и быте украинцев и сегодня. Благодаря трипольской пластике узнаем о пантеоне Богов жителей Украины конца VІ — начала ІІІ тыс. до н. э. Первое и, наверное, главное место в этом пантеоне по правую принадлежит Большой Богине-Матери — женскому началу плодородия, в котором отображалось представление о воспроизводящих функциях Земли, женщины, Природы вообще.
Едва ли мы когда-то узнаем, какими именами называли ее те, кто почитали Богиню в течение V—ІІІ тыс. до н. э. между Карпатами и Днепром. Но многочисленные археологические находки подтверждают, что цивилизация Старой Европы, в которую входили и земли Карпато-Поднепровья, в течение тысячелетий находилась под заступничеством бессмертной Большой Богини, которая имела множество имен и проявляла свое могущество во многих ипостасях. Разнообразные проявления Большой Богини воплощены в керамических изделиях трипольской культуры, поэтому ее образы оказались почти неподвластны течению времени и даже почти вечными, подобно богам.
Список литературы:
- Дергачев В.А. Памятники позднего Триполья (опыт классификации). Кишнев, 1980. — С. 54—62; Палагута И.В. Керамический комплекс трипольского поселения Друцы 1 в Северной Молдавии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 8. История. — 1995. — № 5. — С. 58—61.
- Стражный А.С. Украинский менталитет. Иллюзии, мифы, реальность / Архетипы древних племён Приднепровья. Киев, изд. Подолина.: 2008 — 384 с.
- Шилов Ю.О. Источники истоков украинской этнокультуры XIX тыс. до н. э. — II тыс. до н. э. К.: 2002.
дипломов
Оставить комментарий