Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соколова К.В. ЖАНР НАТЮРМОРТА В СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЖАНР  НАТЮРМОРТА  В  СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ  ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Соколова  Ксения  Васильевна

студент  I   курса  магистратуры  Института  искусств  и  культуры,  ТГУ,  РФ,  г.  Томск

E -mail:  carity@sibmail.com

Савельева  Елена  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  доцент  ИИК  ТГУ,  РФ,  г.  Томск

 

На  протяжении  многих  веков  изобразительное  искусство  претерпевало  многочисленные  изменения:  то  распадаясь  на  различные  жанры,  то  объединяя  эти  же  жанры  в  единый  всеобъемлющий  сплав.  Таким  образом,  каждая  эпоха  актуализировала  то  пейзаж,  то  портрет,  то  бытовой  жанр.  Если  же  ставился  вопрос  об  изучении  мира,  о  разделении  и  синтезе  его  основных  частей,  то  независимо  от  доминирующей  жанровой  системы,  особое  значение  приобретал  натюрморт.  Мертвая  природа  всегда  имела  возможность  вмешиваться  в  живую,  не  только  отображая,  но  и  поясняя  её.  Наперекор  явному  переводу  данного  термина  (фр.  naturemorte  —  «мёртвая  природа»),  натюрморт  оказывается  в  этом  смысле  одним  из  самых  жизнеустойчивых  жанров.  Значение  натюрморта  в  произведениях  искусства  никогда  не  ограничивалось  ни  информацией,  ни  случайным  смысловым  добавлением  к  замыслу.  В  зависимости  от  временного  периода  и  запросов  общества,  предметы,  так  или  иначе,  включались  в  изобразительную  систему,  освещая  или  оттеняя  идейное  содержание  картины. 

Итак,  под  натюрмортом  понимается  жанр  изобразительного  искусства,  отображающий  неодушевлённые  предметы,  объединённые  в  единую  композиционную  составляющую.  Несомненно,  натюрморт,  продолжает  оставаться  актуальным  и  в  пространстве  современной  художественной  культуры.  Однако,  формы  функционирования  этого  жанра  не  остаются  неизменны,  натюрморт  претерпевает  серьезные  художественные  трансформации.  Таким  образом  целью  данной  статьи  является  попытка  показать  генезис  натюрморта  как  жанровой  системы  сюрреализма  и  его  специфику  сегодня.

Исходной  точкой  появления  натюрморта  в  изобразительном  искусстве  можно  считать  XV—XVI  век,  когда  он  являлся  частью  исторической  композиции.  Окончательное  оформление  натюрморта  в  виде  самостоятельного  жанра  живописи  складывается  в  творчестве  голландских  и  фламандских  художников  XVII  века.  После  довольно  яркого  расцвета,  в  последующие  века  (XVIII—XIX)  данный  вид  живописного  искусства  претерпевал  периоды  торможения  и  застоя,  ощущая  влияние  передового  искусства,  разрушавшего  академическую  иерархичность  жанров.  «Природа  в  картинах  XV—XVII  столетия  —  застывшая,  законсервированная  красота,  вскоре  утрачивает  свою  актуальность»  [1,  с.  55]  Композиционные  клише  натюрморта  изживались,  а  условия  данной  картинной  формы  оценивались  по-новому.  Вновь  популярным  натюрморт  становится  в  начале  XX  века  благодаря  деятельности  таких  авангардных  направлений,  как  импрессионизм,  кубизм,  фовизм  и  сюрреализм.  Наш  интерес  обращен  непосредственно  к  сюрреалистическому  течению,  на  примере  которого  можно  проследить  дальнейшее  развитие  мёртвой  природы,  так  как  многие  из  представителей  сюрреализма  XXI  века  нередко  используют  натюрморт  в  качестве  жанровой  основы  произведения.

Ещё  в  творчестве  сюрреалистов  начала  XX  века  натюрморт  полностью  преобразился  и  получил  новый  смысл:  он  становится  своеобразной  площадкой  для  экспериментов,  разнообразных  идей  и  творений  художников.  Теперь  основная  цель  натюрморта  —  передача  внутреннего  состояния  автора,  его  внутреннего  мира  и  душевных  переживаний.  К  примеру,  натюрморты  мексиканской  художницы  Фриды  Калоне  не  скрывают  яркого  сексуального  подтекста:  сочные  овощи  и  фрукты,  будто  переполненные  жизненным  соком,  ассоциируются  с  плодовитостью  и  изобилием.  Алый  цвет  в  работах  художницы  нередко  используется  и  для  передачи  душевных  смятений  человека.

Сюрреалист  Сальвадор  Дали  видоизменяет  повседневные  предметы  быта:  натюрморты,  часто  содержащие  цитаты  классических  полотен,  носят  достаточно  сложный  смысл.  Природа,  изображённая  в  картинах,  трансформируется  по  желанию  живописца.  Дали  не  анализирует  природу,  а  подстраивает  её  под  своё  мироощущение  при  помощи  кисти  и  красок.  «Предметы  в  его  натюрмортах  потеряли  неподвижность,  теперь  они  покорные  слуги  мастера  и  готовы  по  его  желанию  закружится  в  танце  или  воспарить  в  воздух»  [2,  с.  310]

Так,  картина  Дали  «Живой  натюрморт»,  написанная  в  1956  году,  является  одним  из  примеров  сюрреалистического  натюрморта.  Это  своеобразная  попытка  пересмотреть  общепринятые  для  этого  жанра  правила,  преодолеть  статичность  и  продемонстрировать  предметы  в  движении.  Объекты  на  холсте  уже  утратили  свойственные  им  функции,  и  зритель  наблюдает  процесс  преобразования  формы  и  материи,  некий  метаморфизм  предметов.  Натюрморт,  располагающийся  на  поверхности  стола  будто  ожил  и  всё  пускается  в  неистовый  пляс:  фрукты,  вазы,  бутылка,  нож.  Если  приглядеться,  то  можно  заметить,  что  в  картине  рушится  воздушная  атмосфера,  уплотняясь  и  теряя  своё  прозрачное  состояние,  разрушается  и  трансформируется.  Дали,  осознанно  включает  в  картину  священный  и  мистический  предмет,  наравне  с  черепом  слона  —  образ  рога  носорога,  являющийся  для  художника  символом  левитации  образов  произведения.  В  «Живом  натюрморте»  предметы  потеряв  неподвижность,  приобрели  неосознанное  движение.

 

Рисунок  1.  Сальвадор  Дали  «Живой  натюрморт»

 

«В  течение  шести  месяцев,  —  вспоминает  Дали,  —  я  преследовал  цель  овладеть  техникой  старых  мастеров,  постичь  тайну  их  взрывчатой  неподвижности  предмета»  [3,  с.  284].

Если  же  обратиться  к  представителям  современного  сюрреализма  XXI  века,  то  следует  отметить  их  особую  заинтересованность  в  принципах  натюрморта,  используемых  сюрреалистами-предшественниками.  Так,  Дженнифер  Кнаус  (Jennifer  Knaus)  —  современная  художница  из  Америки  изображает  иконографические  натюрморты  в  стиле  сюрреализм,  которые  включают  в  себя  женщин,  обвитых  фруктами.

Кнаус,  как  яркая  сторонница  сюрреализма,  не  отходит  сюрреалистических  идей  и  любит,  в  поисках  новых  смыслов  для  своих  произведений  искусства,  углубляться  в  непроходимые  заросли  подсознания  людей.  В  своих  картинах  художница  пытается  показать  взаимоотношения  силы  и  красоты,  украшая  каждый  образ  юмористическими  деталями,  а  также  элементами,  ярко  указывающими  на  подтекст,  полный  атмосферы  таинственной  ирреальности.

 

Рисунок  2.  Дженнифер  Кнаус  «Женщина  и  фрукты»

 

Показывая  красоту  предметов  окружающего  нас  мира  или  вещей,  появившихся  с  помощью  рук  человека,  натюрморты  волнуют  наше  сознание  и  привлекают  наше  внимание  нисколько  ни  меньше,  чем  жанровые  картины.  Таким  образом,  современные  сюрреалистические  натюрморты  становятся  не  только  олицетворением  природы,  но  и  местом  для  экспериментов  —  лозунгом  для  выражения  своего  внутреннего  состояния,  способом  приоткрыть  занавес  к  сокровенному  и  тайному  миру  художника.  При  этом  жанр  полностью  оправдал  своё  универсальное  назначение,  так  как  вполне  прижился  не  только  в  сюрреализме,  но  практически  в  каждом  из  художественных  направлений  —  в  фовизме,  кубизма,  экспрессионизме.

 

Список  литературы:

1.Власов  В.Г.  Стили  в  искусстве:  словарь  В  3  т.  Т.  1  /  В.Г.  Власов.  СПб.:  «Кольна»,  1995.  —  672  с. 

2.Дали  С.  Тайная  жизнь  Сальвадора  Дали,  написанная  им  самим.  О  себе  и  обо  всем  прочем  /  С.  Дали;  сост.,  предисл.  и  пер.  с  англ.,  исп.  и  фр.  Н.  Малиновской.  М.:  Сварог  и  К,  1999.  —  456  с.

3.Куликова  И.С.  Сюрреализм  в  искусстве  /  И.С.  Куликова.  М.:  Наука,  1970.  —  172  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий