Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭВОЛЮЦИЯ МОТИВОВ ВЫШИВКИ КАЛУЖСКОЙ ЦВЕТНОЙ ПЕРЕВИТИ
Тинникова Екатерина Станиславовна
студент 3 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Вышивка — один из самых излюбленных видов народного искусства, распространена во всех уголках нашей страны. Народная вышивка отличается большой яркостью, декоративностью, тонким вкусом и удивительным мастерством. Несмотря на общность всей русской народной вышивки, вышивка каждой отдельной области имеет своеобразные специфические черты. Каждая область, район и даже порой отдельное село создают свою характерную вышивку.
Среди вышивок различных русских областей народная калужская вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания — «цветной перевитью». На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки четко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера. Отдельные вкрапления синего, желтого, иногда зеленого цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки
В отличие от северных районов, где с давних времен вышивкой украшались, наряду с женскими костюмами и мелкими бытовыми вещами, крупные декоративные вещи, в южных районах вышивка применялась только для украшения женской одежды и полотенец. Большинство узоров старинной калужской вышивки украшали детали холщовых передников и полотенец (см.рис. 1—3). Особую роль в жизни калужских крестьян играл традиционный костюм, особенно женский, который отличался ярким декором. Праздничные нарядные передники-«занавески» украшали вышивкой и ткачеством, цветными лентами, узорными полосками ситца. Среди ритма полос располагались обычно полосы, вышитые цветной перевитью, сверху и снизу их сопровождали узкие вышитые полоски «подузоры».
Рисунок 1. Полотенце. XIX в. Калужская губерния
Рисунок 2. Детали передника. Сер. XIX в. Калужская губерния
Рисунок 3. Передник. Кон. XIX — нач. XX в. Калужская губерния
Калужская цветная перевить отличается особым разнообразием мотивов. Орнаментальный комплекс строчевой вышивки включает в себя геометрические, зооморфные, орнитоморфные, растительные, антропоморфные мотивы. Вышивка Калужской области характеризуется преобладанием геометрического орнамента, хотя и здесь широко распространены растительные орнаменты, а иногда встречаются сюжетные композиции.
Геометрическая орнаментика — определяющая в калужской вышивке. В ней можно выделить солярные знаки (крест, свастика, ромб), символы плодородия — ромбы с многочисленными вариациями (рис. 7).
В орнитоморфных мотивах (рис. 4) характерны птицы с пышными хвостами — «павами», назывались петухами. Петух предвестник зари и света — связывался с представлениями о солнце. Основные мотивы животных — кони, барсы. Благожелательное значение приобретает изображение барсов-медведей.
Рисунок 3. Геометрические мотивы
Рисунок 4. Орнитоморфные мотивы
Изображение женской фигуры имеет в калужской вышивке свою характерную особенность (рис. 5). Руки женщины согнуты к бокам. Фигура женщины свободно располагается возле других мотивов или повторяется, образуя ряд. Однако встречается немало узоров, построенных по старой традиционной схеме, веками бытовавшей в русской, главным образом, в северной вышивке, где женские фигуры часто были центром всего сюжета. К ним были обращены стоящие по бокам фигуры всадников и птиц (рис. 6).
Растительная орнаментика (рис. 7) занимает большое место в народной вышивке, они более позднего происхождения. Их модернизация отразилась в названиях: узор с деревьями, восходящий к «древу жизни», носит название «сады» [2].
Рисунок 5. Антропоморфные мотивы
Рисунок 6. Антропоморфные мотивы
Рисунок 7. Растительные мотивы
Современная народная вышивка развивается на основе творческого использования наследия старой народной вышивки. Новаторство в народном декоративно-прикладном искусстве заключается, прежде всего, в создании, на основе использования лучших традиций народного искусства прошлого, новых высокохудожественных произведений, отражающих величие эпохи. Большой вклад в развитие современной строчевой вышивки внесло творчество М.Н. Гумилевской. Она начинала свою деятельность с копирования на полотно и зарисовке крестьянских вышивок, которые потом использовала в своих творческих работах. Глубокое знание традиционной культуры отличает каждую работу М.Н. Гумилевской. Вместе с тем, ей удавалось создавать вещи, современные по форме и образности. Большое количество вышитых изделий, созданных художницей на основе традиционной калужской вышивки, решены в новых ритмах и пропорциях, в новом колорите, в старинный орнамент вводятся новые мотивы. М.Н. Гумилевская образно отражает в своих произведениях богатую природу Тарусы: усыпанные белым цветом весенние сады, ромашки и клевер, цветущие на заливных приокских лугах. Ее наследие насчитывает многие сотни работ: выставочные произведения, вышитые бытовые изделия, выполненные ее руками или тарусскими вышивальщицами по ее рисункам, зарисовки сделанные в деревнях и в музеях, методические таблицы, проекты.
В 1930-е годы в вышивке появились новые мотивы, отражающие государственную символику, темы новой жизни. Будучи вовлеченной в систему госзаказов, М.Н. Гумилевская создала ряд изделий, где ее задачей было сделать нетрадиционные мотивы органичными для вышивки. Многое в этих поисках вполне удалось, так как не были нарушены сами художественные принципы народной орнаментики.
Послевоенная радость победы отразилась в творчестве Гумилевской появлением праздничных панно монументального характера, парадных скатертей и полотенец. В 1950-е годы ей удалось сохранить меру вкуса и создать ряд наполненных жизнью красочных произведений.
Также за свою творческую деятельность создала немало полотенец, развивая традиции праздничных народных рушников. Главная их черта, какие бы надписи ни были включены в орнамент, это приверженность вечным ценностям, отражение в орнаменте идеи гармонии мироздания, пожелания добра и процветания.
Композиционные решения скатертей, разрабатываемых художницей разнообразны. Гумилевская разработала небольшие скатерти и салфетки с минимальным количеством вышивки, но очень радостных по цветовому звучанию [1].
Рисунок 8. Композиция изделий, разрабонанных М.Н. Гумилевской
В творчестве Гумилевской отразился духовный и художественный опыт прошлых веков. Но ее вышивки не выглядят архаичными, они принадлежат своему времени, всадники представляют персонажами сцены сватовства, когда солярные знаки становятся цветами. Это результат эволюции жизни и искусства. Ценен факт вклада художницы в дело сохранения и развития народной художественной традиции, ее адаптации в новой культурной и предметной среде XX в.
Список литературы:
1.Гумилевская С.Я., Федотова Л.В. Вышивка. Художник М.Н. Гумилевская. М.: Культура и традиции. — 152 с.
2.Личенко С.И. Народное искусство Калужского края XIX—XX веков. Калуга: «Фридгельм», 2001. — 120 с.
дипломов
Оставить комментарий