Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПЕЙЗАЖ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Хасанова Екатерина Олеговна
студент Вятского государственно гуманитарного университета, факультет Технологии и дизайна,
РФ, г. Киров
E-mail: iekaterinahasanova@mail.ru
Окишева Лариса Алексеевна
научный руководитель, старший преподаватель Вятского государственного гуманитарного университета, факультет Технологии и дизайна,
РФ, г. Киров
В наскальной живописи эпохи неолита можно обнаружить некоторые элементы пейзажа: изображения деревьев, рек и озер, камней, неба и облаков. Пейзажные мотивы как детали настенных росписей были найдены в искусстве Древнего Востока и Китая [1].
Пейзаж как самостоятельный вид искусства зародился в Китае в VI веке. Для картин средневекового Китая характерна поэтичная передача окружающей действительности. Необходимо заметить, что традиции китайской пейзажной живописи значительно повлияли на развитие и становление искусства Японии.
На территории Европы возникновение пейзажа как отдельного жанра случилось гораздо позднее, чем на Дальнем Востоке. В эпоху Средневековья все искусство было подчинено церковной тематике, вследствие чего пейзаж служил исключительно средой обитания персонажей и не нес самостоятельной смысловой нагрузки.
Немаловажное значение в становлении пейзажной живописи имеют миниатюристы. Во Франции — братья Лимбург, которые создали ряд миниатюр к богослужебной книге герцога Беррийского. Это красочные и изящные рисунки, повествующие о временах года и, соответственно — полевых работах, а также развлечениях, демонстрируют зрителям природные ландшафты, которые были выполнены с высочайшим для того времени уровнем передачи перспективы.
В Эпоху Раннего Возрождения в живописи обнаруживается ярко выраженный интерес к жанру пейзажа. Несмотря на то, что здесь мы можем еще наблюдать неумение передачи пространства — оно загромождается массой ландшафтных элементов, которые не соответствуют друг другу по масштабу.
Немаловажную роль в развитии пейзажной живописи сыграл художник XV века из Швейцарии Конрад Виц, изобразивший в своей композиции на религиозный сюжет конкретную местность — берег Женевского озера.
Куда более важную роль пейзажная тематика стала играть в эпоху Высокого Возрождения. Большое количество художников стало стремиться к внимательному изучению натуры, и обращаться к новейшим научным открытиям в сфере линейной перспективы. Благодаря чему пейзаж уже становится незаменимым элементом художественных сюжетов и представляет собой цельную картину.
Вплоть до XVI века художники использовали пейзажные мотивы лишь в качестве фонового пространства в жанровой картине, классической религиозной сцене, или же портрете. Наглядным примером данного факта служат работы Леонардо да Винчи, для которых характерна тесная и неразрывная связь человека и природы [1].
В Северной Европе в XVI веке жанр пейзажа завоевал весьма прочные позиции в живописи. Больших успехов добились пейзажисты Голландии XVII века. Именно в пейзаже впервые возникли черты, ставшие характерными для всей последующей голландской живописи XVII столетия: верность народному пониманию родной природы без героизации фантастических сочинений и ощущение поэзии простых мотивов. Они создавали весьма реалистичные изображения родной природы, отличающиеся большими правдивостью и наблюдательностью на относительно небольших по размерам картинах.
Говоря о голландских живописцах, следует Питера Брейгеля Старшего, в творчестве которого образы природы являются одним из приоритетных направлений художника. В своих работах, посвященных временам года, Брейгель Старший поэтично и искренне изобразил суровую северную природу. Характерно, что на фоне пейзажа он всегда размещал различных людей, занятых своими повседневными заботами.
Живописные традиции Питера Брейгеля Старшего продолжили художники голландской школы.
В XVII веке произошел бурный расцвет нидерландской живописи во всем разнообразии ее жанров, среди которых наибольшую популярность получил жанр пейзажа. Голландцы изображали типичные национальные пейзажи в различное время суток и в разные поры года. Примечательно, что подавляющее большинство голландских пейзажей имеет достаточно приглушенный колорит, призванный передавать естественные цвета природы. Такой цветовой строй картин позволяет правдоподобно и достоверно предавать материальность окружающего мира.
Голландская пейзажная картина была столь же разнообразна, как и другие жанры, ибо рынок различал марины и ночные пожары, панорамные, лесные, зимние и городские виды. Специализация в каждом из них зачастую помогала художникам достигнуть высокого изобразительного мастерства. Изображения сезонов и времени дня у голландских пейзажистов стали рассматриваться как «поджанры» пейзажной живописи.
Известно, что в Голландии XVII века пользовались большой популярностью пейзажи космополитического характера, которые представляли собой воображаемые ландшафты в итальянском стиле, однако именно национальный пейзаж позволил нидерландской живописи играть столь значимую роль в истории мировой культуры [1].
Нельзя не упомянуть о той роли, которую сыграло в становлении пейзажной живописи, реалистическое искусство Италии, Испании и Франции. До нас дошли произведения Диего Веласкеса, написанные с характерной тонкой наблюдательностью и свидетельствующие о зарождении пленэрной живописи.
В XVI и XVII веках художники писали пейзажи не с натуры, а в мастерских. В этих картинах они воплощали мечту о совершенном мире, прекрасной природе, где царит вечное лето и не бывает ненастных дней. Построенные по строгим правилам, пейзажи напоминали театральные декорации: кроны деревьев — словно кулисы, величественные руины античных зданий, просторные луга или берега рек — как сценическая площадка, вдалеке — тающие в дымке горы, а над всем этим великолепием — высокое небо с облаками, озаренными лучами солнцах [2].
В Италии этой эпохи получило развитие иное направление пейзажного жанра. Итальянские художники не стремились к реальной передаче окружающего мира. Они идеализировали природу и создавали «героические» пейзажи, приукрашенные и вызывающие ассоциации с классической поэзией. Выполненные в таком стиле пейзажные картины часто носили декоративный характер и предназначались для украшения парадных залов.
Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов, они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажные картины фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма. Все вышесказанное вполне можно отнести к его «Пейзажу с радугой», на котором художник изобразил уходящие вдаль бескрайние просторы, высокие холмы и величественные деревья, долину с раскинувшимися селениями. Великолепный пейзаж венчает радуга, которая сверкает всем спектром нежных красочных оттенков [3].
В XVIII веке большую популярность получила ведута — разновидность пейзажного жанра, который сложился в итальянской живописи. Свое начало она берет от городского, или архитектурного пейзажа, отдельные элементы которого возникли еще в искусстве эпохи Средневековья. Признанными мастерами ведуты были Франческо Гварди, Антонио Каналетто и Бернардо Беллотто [3].
Новое отношение к природе возникло в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и намека на прежние идиллические условности рокайльного искусства. Живописцы стремились показать зрителю природу в ее естественном облике, но возводимую в эстетический идеал. Ряд живописцев, работавших в этот период, обращались к искусству античности, видя в ней некий прообраз внутренней свободы.
Во второй половине века во Франции среди молодых художников возникло стремление средствами живописи правдоподобно изображать скромные уголки родной природы. Так возникла живопись «барбизонской» школы, представителей которой привлекала возможность передать, как прекрасна жизнь природы.
В конце XIX века пейзажисты Франции основное внимание направили на поиски таких звучных колористических решений, которые позволили бы убедительно передавать различные моменты солнечного освещения и богатство красок натуры. Однако увлечение поисками красочных решений все больше уводило живописцев в сторону от реального отображения окружающей действительности, от соблюдения требований рисунка.
В начале XIX века большое влияние на пейзажную живопись стран Европы оказали художники Англии, которые умели сочетать реалистическую передачу действительности с поэтическим восприятием природы. Гений Джона Констебла впервые открыл и до сих пор подтверждает право на существование искусства безоговорочного натурализма [1].
И только в XIX веке живописцы стали писать пейзажи с натуры, тогда же они столкнулись с очень интересной задачей — как изобразить освещение, воздушную среду, изменяющуюся погоду, все то, чего не видно в мастерской, при ровном рассеянном свете.
Близка искусству барбизонцев живопись Камиля Коро, который в своих полотнах стремился к передаче воздушной среды с помощью валеров. Коро считали своим предшественником французские импрессионисты.
Некоторые традиции импрессионистов, но уже в достаточно сильно видоизмененном виде, задействовали в своей живописи художники-постимпрессионисты.
В XX веке к жанру пейзажа обращались представители самых разнообразных художественных направлений и течений. Это и фовисты: Анри Матисс, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Морис Вламинк, Андре Дерен; и кубисты: Пабло Пикассо, Робер Делоне, Жорж Брак; и сюрреалисты: Сальвадор Дали; и абстракционисты: Василий Кандинский, Хелен Франкенталер; и представители реалистических направлений: Джордж Уэсли Беллоуз, Рокуэлл Кент, Ренато Гуттузо [2].
Список литературы:
- Алексич М.Н., Нестерова Е.В. Школа изобразительного искусства. Вып. 5 М. 1994. — 198 с.
- Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение,1986.
- Иогансон Б.В. О живописи. М., 1960. — 54 с.
дипломов
Оставить комментарий