Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шишкина М.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(33). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКОЙ  АКТИВНОСТИ  ПОДРОСТКОВ

Шишкина  Мария  Сергеевна

студент  5  курса,  кафедра  педагогики  и  методики  начального  обучения  ТИ  (ф)  СВФУ,  РС(Я), 
РФ,  г.  Нерюнгри

E-mailcumaha@mail.ru

Мамедова  Лариса  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  ТИ  (ф)  СВФУ,  РС(Я), 
РФ,  г.  Нерюнгри

 

Становление  личности  происходит  в  подростковом  возрасте,  когда  возрастные  изменения  влияют  на  процесс  творчества.  Это  чревато  непредсказуемыми  личностными  кризисами.  Поэтому  эта  проблема  считается,  очень  актуальной  в  настоящее  время.  В  основе  нашей  программы  лежат  методические  разработки,  следующих  авторов  Е.А.  Авдеевой,  В.И.  Андреева,  Е.А.  Антоновой,  Л.П.  Аристовой,  В.С.  Безруковой,  И.С.  Юдина,  Т.И.  Шамовой.

Программа  развития  творческой  активности  выстроена  таким  образом,  чтобы  подростки  развивались  творчески,  обладали  нравственными  качествами,  научились  быть  социально  значимой  личностью,  способной  быть  самостоятельной  в  принятии  решений.

Цель  программы:  создание  условий  для  развития  творческой  активности  подростков,  посредством  психолого-педагогической  программы.

Задачи  программы:

1.  развитие  творческого  мышления  подростков:  гибкость,  нестандартность  мышления,  оригинальность;

2.  развитие  креативности  подростков;

3.  повышение  мотивации  на  развитие  творческой  активности  подростков.

В  основе  программы  лежат  принципы,  выделенные  Е.А.  Авдеевой:

1.  принцип  единства  коррекции  и  диагностики;

2.  принцип  системности  коррекционных  профилактических  и  развивающих  задач;

3.  принцип  возрастных,  психологических  и  индивидуальных  особенностей  клиента;

4.  принцип  деятельностной  коррекции;

5.  принцип  учета  эмоциональной  сложности  материала;

6.  принцип  комплексности  методов  психологического  воздействия.

В  работе  используются  следующие  методы  и  приемы:  кейс-метод;  мозговой  штурм;  написание  эссе;  сказкотерапия;  изотерапия;  игротерапия;  создание  проблемной  ситуации,  побуждающей  подростка  задавать  вопросы  учителю,  товарищам,  выяснять  неясное,  глубже  осмысливать  знания;  прием  образного  сравнения  (аналогии),  когда  какой-то  сложный  процесс  или  явление  сравниваются  с  более  простым  и  понятным.

Ожидаемый  результат:

1.  подростки  проявлять  оригинальность,  научатся  нестандартно  и  гибко  мыслить,  сформируют  творческую  активность,  что  в  дальнейшем  послужит  умением  быстро  и  креативно  выходить  из  сложных  ситуаций;

2.  подростки  сформируют  творческую  активность,  научатся  проявлять  повышенный  интерес  в  играх  и  написаниях  эссе,  что  в  дальнейшем  обеспечит  развитие  навыков  и  умений  самостоятельного  умственного  труда.

Программа  включает  в  себя  следующие  блоки:

I.  «Креативность  и  творчество»  —  формирование  умения  мыслить  творчески.

II. «Наблюдательность  и  оригинальность»  —  развитие  творческого  воображения,  гибкости,  точности  и  оригинальности  мышления.

III. «Сила  фантазии»  —  развитие  беглости  и  оригинальности  мышления,  развитие  ассоциативного  мышления  и  способностей  к  придумыванию  оригинальных  историй.

IV. «Выход  есть  всегда»  —  развитие  творческой  деятельности,  выработка  умений  искать  нестандартные  стратегии,  развитие  гибкости,  точности  и  оригинальности  мышления.

V. «Чувствительность  и  настроение»  —  развитие  оригинальности,  гибкости,  ассоциативного  мышления,  развитие  способности  классифицировать  образную  информацию  разными  способами,  способность  выделять  главные  и  важные  моменты  в  информации.

VI.  «Творческий  инсайт»  —  осознание  и  преодоление  барьеров  проявления  креативности,  осознание  характеристик  креативной  среды  развитие  творческого  воображения,  развитие  гибкости,  точности  и  оригинальности  мышления.

VII.  «Творчество  —  как  душевная  красота  человека»  —  формирование  навыков  и  умений  управления  креативным  процессом,  осознание  характеристик  креативной  среды,  формирование  умения  мыслить  творчески  развитие  гибкости,  точности  и  оригинальности  мышления. 

Рассмотрим  используемые  методы  и  приемы  в  процессе  наших  занятий.

1.  Мозговой  штурм.

Один  из  наиболее  эффективных  методов  стимулирования  творческой  активности.  Он  позволяет  найти  решение  сложных  проблем  путем  применения  специальных  правил,  предлагается  высказывать  как  можно  больше  идей  и  вариантов.  После  из  общего  числа  идей  отбирают  наиболее  удачные,  которые  могут  быть  использованы  на  практике.

На  занятии  №  2.  «Я  учусь  креативно  мыслить»  ребята  выполняли  интересное  упражнение  «Удивительный  фрагмент».

Учащиеся  сосредоточивались  на  своей  личной  истории.  Старались  «осмотреть»  внутренним  взором,  весь  свой  опыт,  все,  что  они  видели,  слышали,  чувствовали  в  ходе  своей  жизни.  Им  нужно  было  найти  в  своем  опыте  фрагмент,  который,  по  их  мнению,  был  наиболее  удивительным,  новым,  неожиданным  и  необычным  для  их  соседа  по  парте.  На  подготовку  отводилось  три  минуты».  Через  три  минуты  кто-либо  из  учащихся  начинал  работу  и  рассказывал  своему  соседу  слева  выбранный  им  фрагмент  опыта. 

Упражнение  направлено  на  развитие  прогностических  способностей,  расширение  опыта  учащихся  и  умения  находить  маловероятные  варианты  поведения.  При  этом  упражнении  происходит  осознание  социальных  и  индивидуальных  стереотипов,  что  ослабляет  влияние  на  поведение  и  мышление  учащихся.

На  занятиях  также  использовались  методы  игротерапии,  сказкотерапии,  изотерапии.

Изотерапия  включает  в  себя  упражнения  и  игры,  направленные  на  гармоничное  развитие  личности  через  развитие  способностей  к  самопознанию  и  самовыражению.  Метод  изотерапии  базируется  на  убеждении,  что  внутреннее  «Я»  человека  отражается  в  зрительных  образах,  когда  человек  рисует  или  пишет  картину.

На  занятии  №  18.  «Творческая  смелость»  подростки  рисовали  свое  настроение,  изображали  его  на  бумаге  любым  способом,  как  им  хотелось.  Далее  они  должны  были  рассказать  о  своем  рисунке,  какое  у  них  было  настроение  в  момент,  когда  они  рисовали,  чтобы  лучше  понять  свой  внутренний  мир.

Метод  изотерапии  направлен  на  развитие  нестандартного  мышления  и  творческого  потенциала  подростка.

Игротерапия  —  метод  психотерапевтического  воздействия  на  подростков  с  использованием  игры,  оказывающей  сильное  влияние  на  развитие  личности  подростка. 

На  занятии  №  4.  «Основы  творчества  в  жизни  человека»,  №  6.  «Насколько  мы  оригинальны?»  применялись  игры  направленные  на  развитие  способности  визуального  восприятия  пространства  и  воображения.

«Необычное  животное».

Учащийся  должен  представить  любое  животное.  После  того,  как  сделает  это,  невербально,  ему  нужно  изобразить  представленное  животное.  Он  показывает,  все  остальные  высказывают  предположения,  что  это  за  животное.  Если  представленное  животное  кто-то  уже  показал,  то  изображают  другое.

Метод  игротерапии  способствует  созданию  близких  отношений  между  участниками  группы,  повышает  самооценку,  снимает  тревогу  перед  окружающими,  позволяет  проявить  себя  в  различных  ситуациях  общения.

Сказкотерапия  —  это  метод,  использующийся  для  расширения  сознания,  развития  творческих  способностей,  совершенствования  взаимодействия  с  окружающим  миром.  Сочиняя  сказку,  подросток  метафорически  описывает  реальные  события  из  своей  жизни.

На  занятии  №  16.  «Основы  креативности»  учащиеся  рассказывали  начало  какой-то  истории,  например:  «Лето.  Утро.  Мы  на  даче.  Мы  вышли  из  дома,  и  пошли  к  реке.  Ярко  светит  солнце,  дует  приятный  легкий  ветерок...».  Далее  они  должны  придумать  продолжение  истории  и  представляли  себе  то,  что  происходит  дальше,  рассказывают.  Затем  учащийся  останавливается  и  дальше  продолжение  придумывает  взрослый  и  т.д.

Благодаря  методу  сказкотерапии  подростки  учатся  понимать  и  принимать  себя  через  действия  тех  или  иных  героев,  научится  его  способностям  встречать  и  преодолевать  житейские  трудности.  Сказкотерапия  позволяет  пересмотреть  и  заново  сформировать  свои  жизненные  ценности.

Изотерапия  —  это  метод,  помогающий  подростку  высвободить  наружу  имеющийся  творческий  потенциал  и  найти  запасные  способы  решения  проблем.

На  занятии  №  2.  «Роль  творчества  в  моей  жизни»  подростки  формулировали  многие  существенные  характеристики  креативности  как  свойства  личности,  творческого  процесса.  Предлагалось  каждому  взять  лист  бумаги  и  нарисовать  креативность  так,  как  они  ее  понимают.  После  того  как  все  закончили  рисовать,  каждый  участник  группы  рассказывал  о  своем  рисунке,  о  том,  как  он  понимает,  что  такое  креативность. 

Методы  игротерапии,  сказкотерапии,  изотерапии  способствуют  развитию  творческой  активности.  Подросток  посредством  данных  методов  учится  понимать  и  контролировать  свои  эмоции  и  внутренний  мир.

Кейс-метод  —  это  метод,  использующий  описание  реальных  ситуаций.  Обучающиеся  должны  исследовать  ситуацию,  разобраться  в  сути  проблем,  предложить  возможные  решения  и  выбрать  лучшее  из  них. 

На  занятии  №  5.  «Насколько  мы  наблюдательны?»  подросткам  необходимо  было  придумать  некую  инструкцию,  но  при  этом  произнести  каждому  только  по  одному  слову.  Конец  каждой  фразы  надо  отмечать  понижением  голоса.  Подростки  должны  договориться  о  том,  в  каком  направлении  —  по  часовой  стрелке  или  против  нее  —  они  будут  передавать  друг  другу  слово.  Один  начинает  игру,  его  сосед  присоединяется  и  т.  д.  Каждый  новый  игрок  произносит  только  одно  слово.  Совместное  творчество  удается  лучше  всего  тогда,  когда  никто  не  строит  больших  планов,  а  ориентируется  на  то,  что  уже  было  сказано  до  него,  и  лишь  добавляет  новый  элемент.

Написание  эссе  —  это  прозаическое  сочинение  небольшого  объема  и  свободной  композиции,  выражающее  индивидуальные  впечатления  и  соображения  по  конкретному  поводу  или  вопросу.

На  занятиях  №  8.  «Хорошие  ли  мы  фантазеры?»,  №  18.  «Творческая  смелость»  применялся  метод  написания  эссе,  направленный  на  развитие  креативности,  фантазии.

Занятие  №  8.  «Хорошие  ли  мы  фантазеры?»

Подростки  писали  сочинение  на  тему:  «Творческий  процесс  в  жизни  человека».  При  помощи  этого  задания,  подростки  развивали  воображение,  потому  что  размышления  о  творчестве,  не  могут  укладываться  в  одну  мысль,  думая  о  творчестве,  подросток  должен  вспомнить,  что  он  чувствовал,  когда  ему  приходилось  что-нибудь  творить  или  создавать.

Занятие  №  18.  «Творческая  смелость» 

Ребята  писали  сочинение  на  тему:  «Что  такое  креативность?». 

В  ходе  этого  упражнения  подростки  развивали  гибкость,  оригинальность  мышления,  фантазию,  потому  что  креативность,  процесс  сложный  по  своему  содержанию,  он  отражает  наши  чувства.

Итак,  мы  полагаем,  что  внедрение  в  практическую  деятельность  психолого-педагогической  программы,  будет  способствовать  развитию  творческой  активности  подростков,  ведь  в  процессе  творчества,  подростки  вкладывают  свои  возможности,  выражают  какие-то  аспекты  личности,  что  играет  важную  роль  в  их  саморазвитии.

 

Список  литературы:

  1. Авдеева  Е.А.  Роль  эмоций  в  творчестве.  М.:  Наука,  2011.  —  298  с.
  2. Андреев  В.И.  Самореализация  личности  представителей  творческих  профессий:  половые  различия:  Психологические  проблемы  самореализации  личности.  СПб.:  Гиперион,  1998.  —  215  с.
  3. Антонова  Е.А.  Творчество:  свобода  и  необходимость:  сущность  творчества.  Пути  повышения  творческой  активности.  М.:  Лабиринт  Пресс,  1995.  —  118  с.
  4. Аристова  Л.П.  Теоретические  аспекты  проблемы  формирования  самостоятельности.  Психолого-педагогические  основы  развития  креативности.  СПб.:  Гиперион,  2006.  —  104  с.
  5. Безрукова  В.С.  Педагогика.  Екатеринбург.:  Деловая  книга,  1999.  —  344  с.
  6. Шамова  Т.И.  Креативность  как  фактор  самореализации  личности  в  изменчивом  мире:  Психологические  проблемы  самореализации  личности.  СПб.:  ТЦ  СФЕРА,  2011.  —  171  с.
  7. Юдин  Э.Г.  О  психологических  методах  изучения  творчества:  Проблемы  научного  творчества  в  современной  психологии.  М.:  Наука,  1971.  —  203  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.