Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВОВ БОРЕЦКОЙ РОСПИСИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ДЕКОРАТИВНОГО КОРОБА ДЛЯ ДОМАШНЕЙ УТВАРИ
Абалакова Василина Павловна
студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Технологическая последовательность изготовления данного декоративного короба для домашней утвари в технике художественной росписи по дереву созвучна с основными традиционными приемами и техническими этапами работы в материале. Знание технологии изготовления изделий из дерева, способы их грунтовки и тщательной зачистки, шлифовки поверхности до зеркальности при создании художественного образа изделия так же помогли сохранить тонкую связь времен и поколений.
Зная, что художественно-творческая разработка любого проекта изделия включает следующие моменты: поиск материала, формы (размера) и композиции изделия, работа в тоне, создание рабочей линии всего орнаментального ряда узора в изделии, и поиск характера декоративных элементов трехчастной композиции с учетом техники выполнения художественной росписи по дереву. В данной работе свой выбор материала (сырья) для декоративного короба остановили на кедре (сосна сибирская кедровая мягкой породы). Однородная, мягкая, имеет приятный розовый цвет и крепкий смолистый запах, широко применяется в мебельной промышленности, и для пищевой тары (короба, туеса, коробейки и т. п.). Веским аргументом при выборе материала была способность породы дерева не поддающейся гниению, и длительное время сохраняющей все содержимое в чистоте и порядке. С древности мастера ремесленники знали, что в посуде, сделанной из кедра, даже молочные продукты устойчивы против порчи.
Обработку древесины можно разделить на несколько этапов: выбор заготовки, предварительная разметка, черновая обработка, чистовая обработка, разметка деталей изделия и их подгонка. Ящики (короба, сундуки) разного назначения из кедровой древесины давно пользуются всемирной известностью.
Проведя исследование сюжетных линий декоративных композиций и прототипов изделий народных мастеров древности Архангельской области (Северной Двины), мы остановили свой выбор на изделиях бытового назначения мастеров борецкой росписи [4; 5]. В разработку своего проекта изделия так же внесли авторскую новизну — создать проект предмета бытового назначения по мотивам борецкой росписи. Оставив за собой право создания «новой» своей сюжетной линии декоративной композиции, сохраняя основные тенденции развития народного мастерства.
Основой художественного замысла данного изделия стала тема свадебного обряда — сватовство. Проанализировав семантику орнаментального ряда народных мастеров при изготовлении авторских самобытных видов изделий различной направленности и функциональности, мы взяли за основу своей сюжетной линии трехчастной композиции изделия фрагменты свадебного ритуала, окаймленные изящными растительными и орнитоморфными розеточными мотивами. Составляющими целостность художественного образа изделия символической трактовкой: через цвет — изобилие, плодородие, через изображение — символ жизни, здоровья.
Источниками сведений послужили публикации в отечественной и зарубежной печати, книги, журналы, интернет-ресурсы, а также экспонаты музейных экспозиций, частных коллекций [1; 2; 3; 4]. Были сделаны зарисовки и ксерокопии с прототипов и аналогов в черно-белом и цветном вариантах. Собранный материал анализировался, выполнялись зарисовки будущего изделия. При этом рассматривались типологические классификации отдельных форм и элементов мотивов декоративного орнамента изделий разных по функциональному назначению, декору и символике знаковой системы художественного образа вещи.
Изучение аналогов и прототипов изделий народных мастеров разных периодов творчества позволило сделать аннотации расписных коробов.
Проектирование изделия началось со сбора и анализа информации по теме исследования: выявления характерных колористических, семантических и технологических особенностей создания вещи эстетического выставочного и функционального назначения.
При анализе всех составляющих художественной проектной деятельности по теме была выявлена специфика предназначения изделия в быту, на основе этого определены оптимальные размеры короба для домашней утвари (мелочи в быту), найдено наиболее лаконичное конструктивное решение, обеспечивающее прочность и надёжность изделия в эксплуатации. При анализе эстетического характера восприятия вещи мы отталкивались от современного понимания художественного качества изделия.
Основной целью на данном этапе проектирования было получение максимально точной информации, полноценно отражающей и способствующей более полному освоению идеи проектируемого изделия и поставленных перед нами задач.
На этапе предварительного эскизирования — поиска сюжетной лини декоративной трехчастной композиции выполненной на листах формата А4 необходимо было особенно тщательно изучать и прорабатывать нюансность стиля зарисовки и элементов, и мотивов узора короба. Для большей контрастности и декоративности данного изделия использован линейный геометрический орнамент (полосы и треугольники) в круге. Неповторимый, гармоничный облик изделия помогают создавать и поддерживать целостность сюжета всего изделия (надземный, земной и подземный миры): орнаментальные ленты геометрического и изгибающиеся вьющиеся мотивы «Древа жизни» в центре. Растительные мотивы по контуру сюжетной композиции, птицы в уголках арочных мотивов по уголкам плоскости, и модули розеточных мотивов оформляющих угол все работает на создание целостного законченного произведения.
Итоговый эскиз отличается наиболее выразительной композицией, что достигается противопоставлением разных по характеру и видам орнаментов, уравновешенных строгой симметрией и четким соотношением частей (модулей). Особая ритмичность всего узора подчеркивается многовариантностью ширины элементов схемы изображения и фона, а также тем, что в построении композиции применяются одни и те же элементы растительного и геометрического орнамента.
Модули сюжетной трехчастной композиции составлены таким образом, что ни одна из сторон короба не повторяется: одна сторона — образ жениха и невесты возле «Древа рода»; другая сторона — повозка жениха едущего к невесте; центральная часть крышки — солнечный солярный знак, розетта в окружении поющих птиц, сидящих на ветвях дерева (рис. 1).
Рисунок 1. Композиция росписи короба
В своей работе при выборе цветового колорита вещи мы так же делаем акцент на красно-орнажевую гамму, дополняя ее желтым, зеленым (изумрудным) с оконтуриванием темными (черными) линиями.
Далее велась разработка художественно-конструктивной формы изделия основных цветовых сочетаний мотива и тона фона, плавных колористических переходов. На этом этапе проводилось определение цвета, конструктивных линейных и арочных мотивов, их художественного содержания в орнаментальном ряду изделия. Учитывались и эстетические требования к восприятию образа, цвета колорита изделия в целом. На этом этапе был выбран и окончательно утвержден цветовой колорит и характер вещи, готового изделия.
Выбранная техника росписи наиболее ярко и красочно позволяет создать удивительной красоты «графичный» декоративный узор художественной росписи на плоскости овального короба нежной слегка тонированной (грунтованной) поверхности дерева.
На следующем этапе работы над изделием была составлена проектно-исследовательская документация по структуре вещи, с полным описанием художественных особенностей изделия: образцы росписи, пробники, схемы расположения всех модулей декоративной композиции и схем орнаментального ряда изделия.
При составлении плана работы непосредственно в материале необходимо было сделать тщательный расчет пропорциональных соотношений всех частей (модулей) композиции при переносе узора на овальную поверхность короба.
При выполнении пробников в материале определить наиболее оптимальный вариант подготовки колера краски для росписи (акрил или темпера) учитывая разномасштабность узора. Изготовление пробников в материале так же помогло детально определиться с фактурой материала (темпера, лак) при нанесении их на грунтованное дерево. Оценить трудоемкость нанесения элементов мазковой живописи на овальную поверхность. Степень взаимодействия грунта и пигмента краски и затратность по времени в работе с материалами, отработать качество нанесения мазков по точной линии узора в технике «письмо». Здесь не маловажным был выбор способа лакировки поверхности короба на последнем этапе для сохранения грани перехода узора и фона.
Работу начинаем с центральной линии боковины короба — точки внешней контурной линии. Работа выполняется в строгом порядке, сначала заполняются все заливки прямых и зигзагообразных геометрических линий. Далее геометрические мотивы — ленты треугольные полосы. Соблюдая полноту заполняемых линий заливок плоскости узора (перекрываются дважды).
Модули сюжетной трехчастной композиции заливаются цветом последовательно по принципу «от сложного к простому», соблюдая технику безопасности (чистоту заливки тоном и аккуратность наложения слоя краски) — последовательно все три сюжетных модуля композиции в целом. Следом выполняются самые кропотливые тонкие штрихи контуры — оконтуривание узора черным (темным) цветом. Не маловажным моментов росписи является и нанесение приписок (мелких каплеобразных декоративных художественных штрихов) по поверхности орнитоморфных, зооморфных, антропоморфных мотивов. Именно они дают особую утонченность и изящество зрительного ряда композиции в целом, и то с какой тщательность они будут сделаны.
На последнем заключительном этапе работы над изделием — самый легкий и одновременно сложный участок работы — лакирование всей поверхности короба. Нанесение ровным слоем, без затеков, с сохранением четкости контура линий узора по всем плоскостям овального короба. Готовое декоративное изделие — короб для домашней утвари по мотивам борецкой росписи может быть использован как методический иллюстративный или выставочный экспонат.
В ходе исследования был проведен ретроспективный анализ истории традиционных народных промыслов Архангельской области (жизнь и характер работ мастеров Северной Двины), чей опыт многократно воспет художниками слова и историками-этнографами. Неиссякаемая мощь традиционной культуры народов Севера, семантика символика мотивов, форм-образов росписи («родового письма предкам») народного искусства является наиболее ярким механизмом включения подрастающего поколения в красоту окружающего мира, его Природу, в большом и малом смысле.
Анализ историко-этнографических исследований, эскизных разработок, поиск нужного индивидуального варианта сюжетной линии многоплановой композиции короба, поспособствовал открытию собственных внутренних резервов и возможностей.
Углубленное исследование символики, семантики орнаментального искусства художественной росписи мастеров Северной Двины позволило сделать собственный вариант эскизной разработки декоративной композиции по мотивам борецкой росписи. Сложную многогранную сюжетную линию узора на коробе объединяют элементы «древа жизни» — символа творческих сил природы, незыблемости миропорядка «листья и плоды в одно время, с ветвей капает мёд, у корня бьет источник живой воды». На ветвях сказочного «древа жизни» свили свои гнёзда диковинные птицы.
При разработке проекта декоративного короба для домашней утвари по мотивам «борецкой» росписи в материале необходимо было изучить технико-технологический процесс от первого до последнего шага. Именно такой подход в работе с сырьем и материалами позволил добиться хорошего результата.
Список литературы:
1.Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Искусство Прикамья. Пермь: Пермское книжное издательство, 1987. — 190 c.
2.Изместьева Л.А. Борецкая роспись. М.: Просвещение, 1994. — 51 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.slideshare.net/ssuser0b2b19/1994-14528959 (дата обращения: 10.03.2015).
3.Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.: Просвещение,1983. — 194 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dvinovaje.ru/blog/russkaja_narodnaja_rezba_i_rospis_po_derevu_1974/201-11-20-9 (дата обращения: 20.02.2015).
4.Тимофеева Л.Ф. Народные росписи Русского Севера. Архангельск: Правда Севера, 1998. — 31 с.
5.Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: Ареалы и культурные традиции / ред.-сост.: Т.А. Бернштам, К.В. Чистов. СПб.: Наука, 1992. — 178 с.
дипломов
Оставить комментарий