Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванюра Ю.В. КОРСЕТКА КАК ЭЛЕМЕНТ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА ПОЛТАВСКОЙ ОБЛАСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(33). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОРСЕТКА  КАК  ЭЛЕМЕНТ  УКРАИНСКОГО  НАЦИОНАЛЬНОГО  КОСТЮМА  ПОЛТАВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Иванюра  Юлия  Валерьевна

студент  4  курса,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства

ХГУ  им.  Н.Ф.  Катанова,

РФ,  г.  Абакан

Гузеватова  Елена  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ  им.  Н.Ф.  Катанова,

РФ,  г.  Абакан

 

Если  песня  —  это  душа  народа,  а  танец  —  его  характер,  то  народный  костюм  его  внешность,  привлекательная  и  яркая,  изысканная  и  прихотливая.  Традиции  украинской  национальной  одежды  уходят  корнями  вглубь  общенародной  культуры.  Вместе  с  историей  народа  усилиями  многих  поколений  они  развивались  на  протяжении  веков  вплоть  до  начала  ХХ  века,  когда  в  силу  политико-экономических  и  историко-культурных  причин  народная  одежда  вышла  из  широкого  употребления  и  заняла,  образно  говоря,  празднично-ритуальную  нишу.

Украинская  национальная  одежда  является  ярким,  визуально  фиксированным  проявлением  самобытности  нашей  культуры,  одним  из  наиболее  подвижных  ее  видов.  Вопреки  своей  изменчивости  и  активному  восприятию  внешних  влияний  она  аккумулирует  значительную  этнокультурную  информацию,  свидетельствует  о  приобретенном  коллективном  опыте  народа,  его  представлениях  о  мире,  критериях  поведения,  эстетических  воззрениях,  межэтнических  контактах.

Традиционная  многослойность  украинской  одежды  —  обычай  надевать  несколько  предметов  одежды  один  поверх  другого,  а  именно:  плахту  (поясная  одежда,  сшитая  из  двух  длинных  полотнищ)  на  сорочку  (  нательная  рубашка  из  домотканого  полотна,  украшенная  вышивкой),  запаску  (поясная  одежда  в  виде  прямоугольного  куска  домотканой  шерстяной  материи)  на  плахту,  юпку  с  рукавами  (верхняя  одежда,  расширенная  вставными  клиньями)  на  запаску,  причем  каждый  нижний  слой  должен  был  выглядывать  из-под  верхнего  уходит  корнями  вглубь  раннего  средневековья.

Многослойный  принцип  формирования  костюма  у  еврейских  народов  существовал  почти  до  конца  ХVIII  в.,  в  то  время  как  в  украинской  традиции  задержался  вплоть  до  начала  ХХ  в.  Европейские  средневековые  принципы  драпировки  женских  головных  уборов,  в  основу  которых  легли  восточные  головные  уборы  абрус,  тюрбан  и  чалма,  проявились  в  украинских  женских  платковых  головных  уборах  —  убрусах,  намитках,  позже  —  платках,  которые  своеобразно  повязывались  на  очипок  (шапочка  из  хлопка,  шелка,  парчи).

Не  обошли  своим  влиянием  украинскую  народную  одежду  и  общеевропейские  стилевые  тенденции,  в  частности  барочные.  Пышность,  декоративная  насыщенность,  пластические  выразительность  барокко  сполна  нашли  свое  отражение  в  художественных  принципах  декорирования  украинских  костюмов.

Не  смотря  на  то,  что  народный  костюм  −  творение  материальной  культуры,  благодаря  своей  символической  насыщенности  он  выполнял  функции,  присущие  феноменам  культуры  духовной.  Базируясь  на  общенародных  представлениях  о  мироздании,  построенных  на  распространенных  противопоставлениях  свой-чужой,  добро-зло,  девушка-женщина,  богатый-бедный,  одежда  хранила  информацию  о  владельце,  фиксируя  его  пол,  возраст,  место  проживания,  этническую  принадлежность,  социальный  статус.  По  сравнению  с  западноевропейскими  костюмами,  которые  под  воздействием  городской  моды  существенно  изменились,  традиционная  одежда  украинцев  конца  ХIХ  —  начала  ХХ  в.  продолжала  сохранять  многочисленные  элементы  прежних  эпох.  Особенно  заметно  это  было  в  костюмах  бойков  и  правобережных  полещуков,  в  то  время  как  в  традиционной  одежде  жителей  юга  Украины  происходили  активные  заимствования  новаторских  городских  элементов  [5].

В  общеславянском  контексте  украинский  костюм  характеризовался  гармоничным  сочетанием  элементов  одежды  южных  и  западных  славян.  Тем  не  менее,  тяготея  в  определенной  степени  к  западноевропейскому  образцу  и  одновременно  наследуя  некоторые  ближневосточные  элементы,  украинский  наряд  сохранил  свою  неповторимую  красоту  и  самобытность.

Национальная  специфика  украинской  одежды  более  полно  была  представлена  в  сельской  одежде,  благодаря  чему  именно  за  ней  закрепился  термин  «народный  костюм».  Украинский  народный  костюм  —  символ  характеризовался  наличием  таких  обязательных  элементов,  как  белая  вышитая  сорочка  до  пола;  тканая  клетчатая  плахта  с  «крыльями»,  фартук-запаска,  закрепленный  на  талии;  декорированная,  отрезная  по  линии  талии  корсетка  (безрукавка  с  фалдами  на  спине,  декорированная  вышивкой,  аппликацией):  широкий,  опоясывающий  талию  пояс;  свадебный  девичий  венок  из  живых  цветов  с  прикреплёнными  к  нему  разноцветными  шелковыми  лентами  (рис.  1).

 

Рисунок  1.  Праздничный  украинский  костюм  с  полным  набором  традиционных  компонентов

 

В  действительности  же  украинский  народный  костюм,  не  имея  единого  общенационального  образца,  бытовал  как  система  региональных  комплексов  и  их  локальных  вариантов.

Разнообразие  природно-ландшафтных  зон,  своеобразие  путей  социально-экономического  и  этнокультурного  развития  отдельных  земель  Украины  повлияли  на  формирование  определенных  региональных  комплексов  традиционной  украинской  одежды:  полесского  (северного),  лесостепного  (центрального),  степного  (южного)  и  карпатского  (юго-западного).  Они  длительное  время  отражали  своеобразие  историко-культурных  регионов  Украины.  В  границах  каждого  из  них  выделялись  субрегиональные  комплексы  [1].

В  частности,  в  полесском  —  три  правобережных  (волынский,  житомирский  и  киевский)  и  два  левобережных  (черниговский  и  новгород-северский).  В  пределах  лесостепного  —  пять  правобережных  (волынский,  галицкий,  опольский,  подольский  и  среднеднепровский)  и  три  левобережных  (среднеподнепровский,  полтавский,  слободжанский).

В  степном  —  буджатский,  одесский,  нижнеднепровский,  таврический,  приазовский  и  крымский.  В  карпатском  ареале  выделялись  соответственно  западный,  или  лемковский,  три  центральных  комплекса  (бойковский,  гуцульський,  закарпатский)  и  два  юго-восточных  (покутский  и  буковинский). 

Каждый  из  перечисленных  комплексов  имеет  свои  характерные  признаки  символы.  Такими  символами  могут  выступать  как  отдельные  элементы  костюма,  его  орнаментика,  так  и  все  система  одежды  в  целом  (колористическая  гамма,  силуэт).

Если  обобщить  существующие  на  сегодня  стериотипы  восприятия  украинской  одежды,  то  четко  прослеживаются  три  различных  региональных  типа  костюма  (рис.  2—5):  волынско-полесский  (один  из  вариантов  полесского),  гуцульский  (один  из  вариантов  карпатского)  и  полтавский  (один  из  вариантов  лесостепного).

 

Рисунок  2.  Этнографический  костюм  Волынской,  Ровненской,  Житомирской,  Тернопольской  и  Хмельницкой  областей

 

Рисунок  3.  Гуцульский  костюм

 

Рисунок  4.  Этнографический  костюм  горских  районов  Ивано-Франковской,  Черновецкой  и  Закарпатской  областей

 

Рисунок  5.  Этнографический  костюм  Полтавской  области

 

Так,  для  полтавского  костюма  характерны  плахта,  вышитая  белым  по  белому  сорочка,  корсетка  с  аппликативным  орнаментом  и  пышный  венок  с  лентами.  В  гуцульском  костюме  обязательным  являются  две  запаски,  богато  декорированный  кептарь  (кожушок-безрукавка,  изготовленный  из  овчины,  украшенный  цветным  сафьяном,  металлическими  заклепками),  роскошный  головной  убор  с  металлическими  украшениями,  постолы  (самодельная  кожаная  обувь,  которая  крепилась  к  ноге  ремешками  либо  шерстяными  завязками  —  волоками).  Волынско-полесский  костюм  характерен  красно-  белой  гаммой  домотканых  юбок,  сорочек,  запасок  и  платков  [2;  3].

Женский  украинский  костюм  Полтавской  области  складывался  из  сорочки,  плахты,  запаски,  корсетки,  юпки,  свити,  кожуха,  кожушанки,  намитки,  хустки,  чобот  и  украшений.  Характерными  являются  способы  ношения  некоторых  элементов  одежды.  Сорочку  чаще  вышивали  белыми  нитками.  Орнамент  сосредотачивался  на  рукавах.  Место  соединения  рукавов  собирали  в  складочки.  Кроме  белой  вышивки,  так  же  была  распространена  вышивка  в  красно-черном  колорите,  с  вкраплениями  синего  или  зеленого  цветов.

Костюм  так  же  имел  поясную  одежду  —  плахту,  в  черно-вишневой  гамме  с  вкраплениями  синего  или  зеленого  цветов.  Запаски  так  же  имели  ярки  колорит:  синие,  красные,  черно-желтые,  парчовые.  Кроме  плахты  и  запаски,  носили  и  юбки.  В  этом  этнографическом  регионе  юбки  по  низу  украшали  несколькими  рядами  разноцветных  строчек,  а  пояс  украшали  шерстяными  кистями.  Так  же  юбки  из  фабричной  ткани,  юбки-андораки  из  красной  домотканой  ткани  внизу  украшали  геометрическими  мотивами.  Юбку  носили  с  шерстяной  запаской  или  фартуком  с  поперечными  строчками  и  вышитым  краем,  позже  носили  парчовые  запаски. 

Особенным  элементом  в  Полтавском  костюме  было  одновременное  ношение  парчовой  запаски  и  парчового  очипка  или  хустки.  Низ  вышитой  сорочки  всегда  оставался  открытым.  В  полтавском  костюме  ярко  представлены  украшения:  намисто  с  дукачами,  из  коралла  и  граната,  всевозможные  перстни,  а  голову  девушек  украшали  венками  из  живых  цветов,  особенно  богато  украшены  были  свадебные  венки.

Корсетка  —  вид  традиционного  для  украинцев  элемента  верхней  женской  одежды,  безрукавка  имеющая  приталенный  силуэт,  изготовлена  из  цветной  ткани,  украшенная  аппликациями.

Корсетки  появились  в  начале  ХХ  в,  их  шили  из  домотканого  сукна,  позднее  из  фабричной  ткани  на  подкладке.  Корсетка  облегала  стан  и  расширялась  за  счет  клиньев  к  низу,  полы  и  низ  украшали  аппликацией  и  кружевом.

Большое  значение  имел  силуэт,  который  задавала  корсетка.  Она  выступала  цветным  акцентом,  гармонично  контрастировала  с  другими  элементами  одежды. 

В  Харьковской  области  характерным  элементом  в  одежде  была  парчовая  корсетка,  с  девятью  складочками.  На  груди  украшалась  зубцами,  обшитыми  цветной  тесьмой  (рис.  6). 

В  Сумской,  Черниговской  и  Киевских  областях  безрукавки  имели  прямой  крой.  Художественной  выразительности  достигали  за  счет  составления  контрастных  цветов  из  сатина  и  ситца  на  нагрудной  части  безрукавки  (рис.  7). 

 

Рисунок  6.  Костюм  с  корсеткой  Харьковской  области

 

Рисунок  7.  Костюм  с  корсеткой  Черниговской  области

 

Полтавская  корсетка  (рис.  5)  —  это  безрукавка  с  подкладкой  изготовленая  из  фабричной  ткани.  Их  шили  со  сборками  на  завышенной  талии  с  тремя-девятью  клиньями  расширенными  книзу.  Правая  пола  была  шире  и  заходила  на  левую.  На  груди  карсетку  украшали  орнаментом  расположенным  симметрично.  Именно  такой  орнамент  отличает  полтавскую  корсетку  от  киевских  и  слободжанских.  Крой  с  завышенной  талией  был  отличным  приемом  продемонстрировать  стройную  фигуру  придав  стану  эффект  монументальности.  Корсетка  имела  большое  значение  в  создании  художественного  образа  всего  строя,  его  композиционной  завершенности.  Она  выступала  цветовым  акцентом  или  гармонично  сочеталась  тонально  со  всеми  составными  частями  костюма.  В  разных  районах  Приднепровья  корсетка  имела  свои  особенности  в  крое  и  колорите.  Корсетку  шили  с  вырезом  или  с  большим  круглым  воротником.  Чаще  корсетка  была  свободного  кроя  спереди  и  подчеркивала  стан  сзади.  На  спинке,  как  правило,  делали  девять  и  более  клиньев-усов.  В  этом  этнографическом  районе  корсетка  достигает  ниже  бедер.  Корсетки  из  пестрой  ткани  украшали  аппликацией  из  ткани,  строчкой,  синие  или  зеленые  сатиновые  корсетки  прострачивали  с  подкладкой,  украшали  плисовыми  обшивками  и  вышивкой  или  аппликацией.  Полтавские  корсетки  длинные,  с  высокой  линией  талии  сзади.  Впереди  корсетка  не  приталенная,  свободного  кроя  [3].

Украинский  народный  костюм  соединяет  в  художественном  ансамбле  искусство  вышивки,  аппликаций,  плетения,  обработку  кожи  и  металла.  Коллекции  народной  одежды  характеризуют  этнографические  особенности  украинской  народной  одежды.

Целесообразность,  функциональность,  логическая  связь  конструкции  и  орнаментации,  нахождение  пластичных  особенностей  тканей  —  основные  принципы  украинского  народного  костюма.

 

Список  литературы:

1.Білан  М.С.,  Стельмащук  Г.Г.  Український  стрій.  Львів  :  Апріорі,  2011.  —  314  с.

2.Косміна  О.Ю.  Традиційне  вбрання  українців.  К.:  Балтия-Друк.  Т.  ІІ:  Полісся.  Карпати.  —  160  с.

3.Косміна  О.Ю.  Традиційне  вбрання  українців.  К.:  Балтия-Друк.  Т.  І:  Лісостеп.  Степ.  —  160  с.

4.Косміна  О.Ю.  Українське  народне  вбрання.  К.:Балтия-Друк,  2006.  —  64  с.

5.Стельмащук  Г.Г.  Українське  народне  вбрання.  Львів:  Апріорі,  2013.  —  256  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий