Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Собко Е.С. ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИМПОТЕНЦИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(33). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЫЯВЛЕНИЕ  ТЕНДЕНЦИИ  К  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ИМПОТЕНЦИИ  В  ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЕ

Собко  Екатерина  Сергеевна

студент  5  курсу  кафедры  психологии  Гуманитарно-педагогическая  академия  (филиал)  ФГАОУ  ВО  «КФУ  им.  В.И.  Вернадского»  в  Ялте, 
РФ,  г.  Ялта

Е-mail katrin202093@mail.ru

Усатенко  Оксана  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  психол.  наук,  доцент  кафедры  психологии  Гуманитарно-педагогической  академии  (филиал)  ФГАОУ  ВО  «КФУ  им.  В.И.  Вернадского»  в  Ялте, 
РФ,  г.  Ялта

 

Актуальность  работы .  Стремление  к  инструментальному  пополнению  психологической  практики  методами,  которые  позволяют  эффективно  осуществлять  диагностику  и  коррекцию  внутренней  проблематики  субъекта,  является  оправданным  в  связи  с  ростом  запроса  на  услуги  психологической  службы.  На  данном  этапе  развития  психологической  науки  подготовка  специалистов  не  удовлетворяет  потребности  национальной  системы  психологической  службы  и  нуждается  в  коренной  перестройке.  Данная  статья  посвящена  анализу  особенностей  психологической  импотенции  и  ее  выявлению  в  применении  методики  использование  неавторского  рисунка.

Целью  данной  работы   является  эмпирический  анализ  выявления  тенденции  к  психологической  импотенции  с  использованием  неавторского  рисунка.

В  ракурсе  заявленной  темы  феномен  психологической  импотенции  рассматривается  как  тенденция  к  разрушению  и  импорт  (лишение  энергии)  отношений  с  окружающими  людьми,  что  связано  с  инфантилизмом.  Проблема  импотенции  освещается  в  исследованиях  Ф.Е.  Василюка  [1],  И.В.  Калашник  [2],  К.  Краснухина  [3],  О.  Ранка  [6],  А.  Фрейд  [7],  З.  Фрейда  [8—10],  Э.  Фромма  [11],  Т.C.  Яценко  [13—15]  и  др.

Понятие  психической  импотенции  в  психологической  энциклопедии  определяется  как  «нарушение  сексуальной  функции,  большинство  из  которых  имеют  характер  простого  торможения»  [5,  с.  153].  Самое  распространенное  психическое  заболевание,  которое  встречается  в  клинической  практике  психоаналитиков.  Словарь-справочник  по  психоанализу  трактует,  что  психическая  импотенция  есть  «нарушением  сексуальной  функции,  что  обусловлено  парализующей  действием  недоступных  сознания  человека  психических  процессов;  широко  распространенное  психическое  заболевание,  вызывающее  страдания  у  многих  людей  в  современном  мире»  [4,  с.  440]  В  психоаналитической  литературе  феномен  психической  импотенции  связывается  с  внутренней  расщепленностью  субъекта:  «...  жизнь  таких  людей  как  бы  расщепленная  (когда  они  любят,  то  не  желают  владеть,  а  когда  желают,  не  могут  любить).  Они  ищут  сексуальный  объект,  который  не  нужно  любить,  чтобы  отдалить  чувственность  от  объекта  любви»  [12,  с.  172].  Субъект  остается  привязанным  к  объекту  либидо,  фиксируясь  на  детских  переживаниях.  В  научной  литературе  отмечается,  что  психологическая  импотенция  проявляется  в  стереотипности  форм  поведения,  ревности,  зависти,  ощущении  беспомощности,  ненужности.  Обзор  литературных  источников  позволяет  указать  на  исследования  феномена  психологической  импотенции  как  явления,  обусловленного  глубинно-психологическими  детерминантами,  инфантилизмом,  что  имеет  социальные  предпосылки  возникновения.

Подавляющее  большинство  исследователей  З.  Фрейд  [8—10],  О.  Ранк  [6],  В.М.  Лейбин  [4]  указывают  на  глубинно-психологические  истоки  импотенции.  Учитывая  обозначенное  выше  приобретает  вес  понимания  феномена  психологической  импотенции  З.  Фрейдом.  З.  Фрейд  уделял  особое  внимание  рассмотрению  причин  возникновения  психической  импотенции.  На  основе  клинической  практики  он  установил,  что  этой  странной  болезнью  заболевают  мужчины  с  сильно  выраженной  чувствительностью.  Заболевание  проявляется  в  том,  что  мужчина  оказывается  неспособным  к  выполнению  сексуального  акта,  хотя  до  и  после  него  его  половой  орган  может  быть  вполне  дееспособным.  Неудача  при  попытках  полового  контакта  оказывает  такое  эмоциональное  воздействие,  в  результате  которого  развивается  страх,  приводящий  в  дальнейшем  к  задержке  мужской  потенции.

Психоаналитическое  объяснение  психической  импотенции  заключается  в  том,  что  в  основе  этого  заболевания  лежит  задержка  в  развитии  либидо,  сексуальной  энергии.  Дело  в  том,  что  в  процессе  психосексуального  развития  у  человека,  который  впоследствии  будет  страдать  психической  импотенцией,  не  происходит  слияния  двух  тенденций,  обеспечивающих  нормальную  половую  жизнь.  Одна  из  этих  тенденций  касается  нежности  человека,  другая  —  его  чувственности.  В  том  случае,  если  они  оказываются  несовместимыми  друг  с  другом  или  какая-то  одна  из  них  берет  верх  над  второй,  имеются,  как  считал  З.  Фрейд,  реальные  предпосылки  для  возникновения  психической  импотенции.

Данное  исследование  базируется  на  психодинамической  теории  академика  НАПН  Украины  Т.С.  Яценко.  В  частности,  исследовательница  указывает  на  истоки  возникновения  тенденции  к  психологической  импотенции.  Ложные  (непроизводительные)  тенденции,  в  частности  тенденцию  к  психологической  импотенции  порождает  инфантилизм  —  «остатки  детства»,  что  на  протяжении  жизни  деструктируют  психику  субъекта.  Исследовательница  отмечает,  что  психологическая  импотенция  находит  выражение  в  разрушении  контактов  с  другими  людьми  из  зависти,  неадекватное  восприятие  партнера,  интроверсию,  отступления  от  реальности  под  действием  тенденций  замещения,  чувство  униженности,  неполноценности  [15].  Для  индивида  остается  скрытым  то,  что  его  действия  детерминированы  инфантильными  тенденциями,  которые  порождают  ощущение  неполноценности,  пассивности.  Субъект  не  осознает  истоков  тенденции  к  разрушению  отношений,  ведь  его  действия  устоявшиеся,  он  руководствуется  принципами,  которые,  по  его  убеждению,  ведут  к  налаживанию  контактов  с  окружающими  людьми.

Применение  приема  психокоррекционной  работы  с  использованием  неавторской  рисунком  в  контексте  исследования  истоков  тенденции  к  психологической  импотенции  является  целесообразным,  ведь  он  дает  возможность  исследовать  действенность  механизмов  проекции,  перенос,  идентификации  и  др.  Так  же  использование  неавторского  рисунка  позволяет  изучать  объектные  отношения,  которые  переносятся  на  актуальную  ситуацию  социального  взаимодействия.  В  диагностико-коррекционной  работе  выявления  тенденции  к  психологической  импотенции  использовали  картину  Рериха  «Мадонна  Лаборис».  Для  этой  картины  характерна  контрастность  изображения  —  рая  (как  олицетворение  добра)  и  ада  (воплощение  зла),  а  также  наличие  персонажей,  которые  имеют  разное  символическую  нагрузку:  греховность,  святость  и  тому  подобное.  Смысловое  значение  картины  является  важным  в  контексте  исследования  феномена  психологической  смерти,  ведь  оно  представляет  борьбу  добра  (либидо)  и  зла  (мортидо).  Применение  обозначенной  методики  позволяет  выявить  проекции  респондента,  несущие  чувственно-инфантильный  характер,  сохраняют  тенденцию  переноса  на  ситуацию  социального  взаимодействия  и  порождают  деструкции  межличностных  отношений.

В  начале  работы  протагонист  знакомится  с  содержанием  картины  примеру:  «Мадонна  ночью  бросает  шарф  в  ад,  помогая  душам  грешников,  которые  покаялись,  попасть  в  рай.  Слева  на  картине  представлены  цензоры  Мадонны  —  св.  Петр  св.  Павел,  которые  наблюдают  за  ее  действиями».  Респонденту  предлагается  воплотить  себя  в  любой  образ  на  картине  и  от  его  имени  проговорить  текст,  чувства,  переживания,  представляющей  самоощущение.  Таким  образом,  непосредственно  в  процессе  работы  протагонист  имеет  возможность  переструктурировать  сюжет  картины  в  зависимости  от  своего  самоощущения.

Психокоррекционная  работа  с  использованием  неавторского  рисунка  предполагает  учет  психологом  мысли  протагониста.  Допускается  изменение  сюжета  картины,  предоставления  динамики  образам,  способствует  точности  психодиагностики  и  эффективности  коррекции.  Психокоррекционная  работа  с  использованием  неавторского  рисунка,  в  частности  картины  Н.  Рериха,  позволяет  объективировать  противоречивые  тенденции  психики:  внутренний  осуждение,  чувство  вины  и  тенденцию  к  самонаказанию,  идеализации.  Психоаналитическая  работа  с  протагонистами  показала  наличие,  ощущение  бесперспективности  жизни,  тенденцию  к  самонаказанию,  чувство  вины,  «высочества»,  стремление  к  унижению,  доминирование,  что  важно  в  контексте  нашей  работы.  Приведем  пример  психокоррекционной  работы  с  использованием  неавторского  рисунка  с  протагонистом  И.,  в  контексте  выявления  глубинно-психологических  истоков  тенденции  к  психологической  импотенции.

 

Untitled-8

Рисунок  1.  Картина  М.  Рериха  «Мадонна  Лаборис»

 

И.:  Не  вижу  смысла  подниматься  в  рай.  (см.  рис.  1)

П.:  Если  да,  то  вы  хорошо  знаете  ад.  Опишите,  как  там  живут,  чем  он  вас  привлекает?

И.:  В  аду  плохо.  Там  темно.  Я  люблю  темноту,  чувствую  себя  там  свободно.  В  темноте  меня  вообще  как  бы  не  существует.

П.:  Вы  обожаете  темноту,  но  жить  приходится  днем?

И.:  Символично  я  существую  днем  —  это  необходимость  физического  существования,  а  живу  ночью.

П.:  Вы  не  спите  ночью?

И.:  Нет,  я  наслаждаюсь  одиночеством.

П.:  Ночью  есть  любовь?

И.:  Я  не  знаю,  что  такое  любовь.  Меня  никогда  не  любили  и  я  не  способна  на  это.

П.:  Вам  ночь  и  день  —  разные  вещи.  Лучше  вы  чувствуете  себя  ночью?

И.:  Да.

П.:  Тогда  при  каких  обстоятельствах  вам  лучше,  а  при  каких  —  хуже?

И.:  Ночью  никто  никого  не  видит,  там  черные  цвета,  как  в  аду  (показывает  на  картину).

П.:  Возможно,  вы  заинтересованы  находиться  в  аду,  потому  что  вы  не  будете  выделяться  из  тех  людей?

И.:  Да,  ад  —  это  определенное  эмоциональное  состояние.  А  свет  —  необходимость  работы,  учебы.  Если  я  буду  внизу,  то  этой  необходимости  не  будет,  я  не  буду  стремиться  к  свету.

П.:  Тогда  будет  все  черное?

И.:  Да,  все  совсем  черное,  как  в  аду.

П.:  Тогда  вы  совсем  не  будет  отличаться?

И.:  Да,  я  буду  маленькой,  спокойной,  мне  ничего  не  будет  нужно.  В  свете  рай  людей  много,  а  в  темноте  ада  каждый  сам  по  себе,  никому  ни  до  кого  нет  дела.  Я  стремлюсь  к  такому  одиночеству.

П.:  В  аду  каждый  сам  по  себе.  Это  вас  устраивает?

И.:  Устраивает.

П.:  Но  вы  от  этого  страдаете?

И.:  Да,  страдаю  от  этого  с  детства.  Но  я  сделала  вывод,  что  мне  так  лучше.  Спокойнее.

П.:  Спокойнее,  потому  что  вы  чего-то  лишаетесь?

И.:  Да,  от  себя  самой.

П.:  От  необходимости  переживать,  что  вы  не  такая,  что  вас  не  так  воспринимают,  осуждают.  Будет  ли  в  аду  какой  либо  близкий  вам  человек?

И.:  Там,  в  аду,  я  ничего  не  чувствую:  я  не  существую,  я  пустая  внутри.  Там  нет  близких  мне  людей.  У  меня  вообще  нет  близких,  а  родителей  я  ненавижу  как  и  они  меня.  Я  живу  воображением.  Общаюсь  с  вымышленными  персонажами  на  такие  темы,  на  которые  я  не  могу  ни  с  кем  говорить.

Научно-обобщающий  анализ  работы  с  использованием  неавторского  рисунка  с  протагонистом  И.

Работа  с  картиной  Н.  Рериха  представляет  проявление  тенденции  к  психологической  импотенции  из-за  ощущения  протагонистом  психологического  не  существования,  одиночества,  депрессивности.

Протагонисту  предлагается  идентифицировать  себя  с  кем-либо  из  тех  фигур,  что  изображены  на  картине.  В  конкретном  случае  работа  с  протагонистом  И.  показала  наличие  тенденции  к  психологической  импотенции  из-за  ощущения  искусственности  жизни,  необходимость  социальной  активности,  которая  позволяет  поддерживать  физическое  существование.  Ночь  для  И.  приобретает  символическое  значение  жизни,  поскольку  позволяет  почувствовать  себя  маленькой  и  незаметной,  как  в  детстве.  Последнее  указывает  на  инфантильную  фиксацию,  которая  была  порождена  травмой  одиночества  и  ненужности  родителям,  что  и  обусловило  объектное  восприятие  окружающего  мира  как  ада,  где  нужно  выжить.

Тенденция  к  психологической  импотенции  выражается  в  стремлении  к  одиночеству,  нежелании  проявлять  какую-либо  активность  в  социальной  жизни,  что  противоречит  требованиям  на  которые  указывает  И.  утверждая,  что  в  аду  она  избавляется  от  чувства  неполноценности,  одиночества  через  омертвение  эмоциональности  и  собственных  стремлений.  Тенденция  к  психологической  импотенции  проявляется  в  отступлениях  от  реальности  в  фантазии.  Протагонист  утверждает,  что  живет  воображением,  а  реальность  ей  кажется  серой  и  обыденной.  В  реальной  жизни  для  И.  сопутствует  ощущение  небытия,  внутреннего  опустошения,  что  является  проявлениями  тенденции  к  психологической  смерти.

Работа  с  неавторским  рисунком  доказывает,  что  тенденция  к  психологической  импотенции  имеет  инфантильные  истоки,  то  есть  связана  с  травматичными  переживаниями  детства.  Тенденция  к  психологической  импотенции  связана  с  тенденциями  к  самонаказанию,  «возвращение  в  утробу»,  что  на  поведенческом  уровне  находит  выражение  в  стремлении  к  одиночеству,  депрессивных,  суицидальных  тенденциях  и  тому  подобное.  Тенденция  к  психологической  импотенции  также  отражается  в  таких  показателях:  не  существование,  искусственности  жизни,  отстраненности  от  общественной  жизни,  заблокированности  социальной  активности  субъекта.  Эмпирический  материал  убеждает,  что  в  возникновении  тенденции  к  психологической  импотенции  важную  роль  играет  эдипова  ситуация,  где  актуализируются  ощущение  слабости,  неполноценности,  зависимости  от  окружения.  Психокоррекционная  работа  с  неавторским  рисунком  дает  возможность  осознать  истоки  очерченных  выше  ощущений,  что  позволяет  снизить  тревожность,  агрессивность.  Субъект  становится  более  открытым,  снижается  мортидо,  что  дает  возможность  проявления  либидных  чувств,  принятие  себя  и  другого  таким  как  он  есть.

 

Список  литературы:

1.Василюк  Ф.Е.  Гедонистическое  переживание  /  Ф.Е.  Василюк  //Психология  переживания.  Анализ  преодоления  критических  ситуаций.  М.:  Издательство  Московского  университета,1984.  —  345  с.

2.Калашник  І.В.  Психологічна  імпотенція  та  її  вплив  на  міжособистісну  взаємодію  /  І.В.  Калашник  //  Проблеми  загальної  та  педагогічної  психології:  Зб.  наук.  праць  інституту  психології  ім.  Г.С.  Костюка  АПН  України.  К.:  —  2005.  —  Т.  8.  —  Вип.  5.  —  С.  124—128.

3.Краснухина  Е.  К.  Отец  как  означающее:  от  библейского  образа  блудного  сына  к  постмодернізму  /  Е.  К.  Краснуха  //  Философия  желания.  Сборник  статей  /  Под  ред.  И.  В.  Кузина.  СПб.:  Издательство  Санкт-Петербургского  Государственного  Университета,  2005.  –  С.  61  –  70

4.Лейбин  В.М.  Постклассический  психоанализ.  Энциклопедия.  Том  1.  /  В.М.  Лейбин  М.:  Издательский  дом  «Территория  будущего»,  2006.  —  472  с.

5.Психологічна  енциклопедія  /  Автор  упорядник  О.М.  Степанов  К.:  «Академвитдав»,  2006  —  424  с.

6.Ранк  О.  Травма  рождения  /  О.  Ранк  М.:  Аграф,  2004.  —  398  с.

7.Фрейд  А.  Лекции  по  детскому  психоанализу  /  А.  Фрейд.  Пер.с  англ.  М.:  Апрель  Пресс,  Изд-во  Эксмо,  2002.  —  304  с.

8.Фрейд  З.  Психология  масс  и  анализ  человеческого  «Я»  /  З.  Фрейд  М.:  1925.  —  59  с.

9.Фрейд  З.  Будущее  одной  иллюзии  /  З.  Фрейд  //  Сумерки  богов.  М.:  Политиздат,  1990  —  157  с. 

10.Фрейд  З.  Положения  о  двух  принципах  психической  деятельности  /  З.  Фрейд  //  Основные  психологические  теории  в  психоанализе.  М.:  Госиздат,  1923.  —  С.  82—89.

11.Фромм  Э.  Анатомия  человеческой  деструктивности  /  Э.  Фромм  М.,  1994.  —  447  с. 

12.Шапар  В.Б.  Психологічний  тлумачний  словник  /  В.Б.  Шапар  Х.:  Прапор,  2004.  —  640  с.

13.Яценко  Т.С.  Залежність  психіки  суб’єкта  від  його  пережитого  досвіду  /  Т.С.  Яценко,  Я.  Кміт,  М.  Задирко  //  Педагогіка  і  психологія  професійної  освіти.  —  1998  —  №  1.  —  С.  74—83.

14.Яценко  Т.С.  Психологічні  викривлення  у  контексті  цілісного  розуміння  психіки  /  Т.С.  Яценко,  Б.Б.  Іваненко,  Т.В.  Горобець,  Н.В.  Дмитерко  //  Проблеми  загальної  та  педагогічної  психології:  Зб.  наук.  праць  інституту  психології  ім.  Г.С.  Костюка  АПН  України.  К.,  —  2004.  —  Т.  6.  —  Вип.  7.  —  С.  376—384.

15.Яценко  Т.С.  Основи  глибинної  психокорекці:  феноменологія,  теорія  і  практика  /  Т.С.  Яценко:  Навч.  посіб.  К.:  Вища  шк.,  2006.  —  382  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий