Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вербовская О.Ю. КЛАССИФИКАЦИЯ АРХЕТИПОВ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ В «МЕТАМОДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(33). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КЛАССИФИКАЦИЯ  АРХЕТИПОВ  С  УЧЕТОМ  ВОЗРАСТНЫХ  ПЕРИОДОВ  В  «МЕТАМОДЕЛИ  ПСИХОЛОГИИ»

Вербовская  Ольга  Юрьевна

студент  6  курса,  Институт  педагогики,  психологии  и  инклюзивного  образования,  Гуманитарно-педагогической  академии  (филиал)  ФГАОУ  ВО  «КФУ  им.  В.И.  Вернадского», 
РФ,  г.  Ялта

E -mailangel8999@mail.ru

 

Не  смотря  на  всю  простоту  метамодели,  актуальность  ее  применения  не  подлежит  сомнению,  так  как  с  ее  помощью  в  работе  рассматриваются  глубинные  причинные  аспекты  детского  поведения  и  последующие  кризисы.  Исходя  из  этого,  практическая  значимость  лежит  в  самой  близкой  и  не  простой  сфере  человеческих  взаимоотношений.  Научная  значимость  архетипической  природы  детского  влечения  к  противоположному  полу  удовлетворяет  все  критические  точки  зрения  современных  психологов  на  Эдипов  комплекс. 

В  предыдущей  статье  [2]  было  изложено  краткое  содержание  составных  частей  «Метамодели  Психологии»  (рис.  1.).  Где  внешнее  пространство  окружности  обозначает  коллективное  бессознательное,  внутреннее  —  личное.  Верхняя  вершина  кристалла  —  высшее  бессознательное  (духовный,  феноменальный  мир  человека),  нижняя  вершина  обозначает  низшее  бессознательное  (духовный,  феноменальный  мир  человека),  срединная  целостная  фигура  —  материальный  мир  человека  (внешний  и  внутренний).

 

Рисунок  1.  «Метамодель  Психологии»

 

Классификация  Архетипов  в  «Метамодели  Психологии»  с  учетом  возрастных  периодов

Врожденное  бессознательное  содержит  имеющий  глубокие  корни  духовный  материал,  который  и  объясняет  присущее  всему  человечеству  стремление  к  творческому  самовыражению  и  физическому  совершенству.  Архетипы  —  это  детерминирующиеся  представления  из  сверхчувственной  сферы,  поэтому  зона  тело-эго  на  схеме  не  вошла  в  их  расстановку  [7].

Начнем  классификацию  архетипов  в  структуре  «Метамодели  Психологии»  (рис.  2)  сверху  вниз,  хотя  возрастная  периодизация  начинается  внизу  вверх.  Стрелка  вверх  показывает  начало  эволюционного  подъема  личности  в  результате  духовного  роста  в  экзистенциальном  кризисе.  Стрелка  вниз  —  инволюционный  процесс  деградации  личности  (который  может  начаться  гораздо  раньше  духовного  кризиса).

Архетип  Бог  (11.)  —  конечная  реализация  психической  реальности,  спроецированной  на  внешний  мир.  Самость  (10.),  герой  —  воплощение  целостности  и  гармонии,  регулирующий  центр  личности.  Совокупность  всех  архетипов,  но  не  их  наличие.  Мудрец  (9.)  и  Великая  Мать  (8.)  Смерть  —  Возрождение  (7.)  —  смерть  происходит  на  стадии  кризиса  духа,  а  заканчивается  в  архетипе  Самость  возрождением  сознания  другого  уровня.

Персона  (6.),  маска  —  социальная  роль  человека,  проистекающая  из  общественных  ожиданий  и  обучения  в  раннем  возрасте.  Тень  (5.)  —  бессознательная  противоположность  того,  что  индивид  настойчиво  утверждает  в  сознании.  Трикстер  (4.)  —  коллективный  образ  тени,  совокупность  всех  низших  черт  характера  в  людях.  Анима  (3.)  и  Анимус  (2.)  —  бессознательная  женская  сторона  личности  мужчины  и  соответственно  бессознательная  мужская  сторона  личности  женщины.  Предвечный  Младенец  (1.)  —  предсознательный  младенческий  аспект  коллективной  души. 

 

Рисунок  2.  Классификация  Архетипов  в  «Метамодели  Психологии»

 

Для  более  полного  анализа  воспользуемся  таблицей  «Сравнение  периодизаций  стадий  психического  развития»  (Пиаже,  Фрейд,  Эриксон,  традиционная  классификация)  [3]  и  сделаем  выборку  в  новую  таблицу  (табл.  1.)  по  Фрейду  и  Эриксону,  добавляя  соотношение  с  классификацией  Архетипов  Юнга  [7].

Располагая  архетипы  в  соответствии  с  их  значимостью,  и,  соотнося  качественные  характеристики,  мы  получаем  не  только  структурированное  их  взаимодействие,  но  и  раскрываем  более  широкое  и  целостное  понимания  происходящих  бессознательных  процессов.  Кроме  этого,  можно  обнаружить,  что  перинатальный  период  и  первые  секунды  рожденного  ребенка  могут  проживаться  в  архетипе  Бога  (11.),  начиная  с  точки  начала  кристалла;  младенец  (от  рождения  до  1  года)  с  закрытым  еще  сознанием  может  проживать  архетип  Предвечного  Младенца  (1.). 

Таблица  1.

Возраст

Архетипы  К.Г.  Юнга

Психосоциальный  кризис

По  Эриксону

Стадии  по  Фрейду

1

от  0  —  до  1  года

Бог  (11.)

Базальное  доверие  —  базальное  недоверие

Орально-сенсорная

2

от  1  —  до  3  лет

Младенец  (1.)

Автономия  —  стыд  и  сомнения

Мышечно-анальная

3

3—6  лет

Анима(2.)  или

Анимус  (3.)

Инициативность  —  вина

Локомоторно  -генитальная

4

6—12  лет

Трикстер  (4.)

Трудолюбие  —  неполноценность

Латентная

5

12—19  лет

Эго  —  в  Тень  (5)  уходит  негатив

Эго  идентичность  –  ролевое  смешение

Подростковая

6

20—25  лет

Тело  –  изоляция  в  своей  Персоне  (6.)  –  маске

Интимность  —  изоляция

Ранняя  зрелость

7

26—33  года  (64)

(делится  на  два  варианта)

I.  —33  г  —  Смерть  —  Возрождение  (7),  Мать  или  Мудрец  (9)…  доходя  до  архетипа  Бога  гораздо  раньше,  чем  в  64  года

Продуктивность  (33)  соответствует  экзистенциальному  внутреннему  опыту,  духовному  рождению  или  —  Застой  (64)

Средняя  зрелость

II.  —  64года  —  Персона  (5)  или  Тень  (6)

Застой  (64)

 

8

65  лет  —  смерть

(делится  на  два  варианта)

I.  –  Самость  (2),  Бог  (1)  или

I.  —  Эго  —  Интеграция  сознания  в  Самость  или

I.  —  Мудрость

II.  —  Тень  (6),  Трикстер  (7)

II.—  Отчаяние  —  Деградация

II  .—  Безумие

 

Стоит  оговориться,  что  деление  на  два  варианта  начинается  в  более  раннем  возрасте,  а  проявляется  в  проживании  архетипов  явно  после  30  лет,  если  рассматривать  людей  с  отклонением  в  психическом  развитии  или  преступников,  то  картина  с  архетипами  тоже  может  меняться.  Так,  например,  все  положительные  моменты  в  жизни  у  преступника  будут  вытесняться  в  Тень,  а  в  Персоне  (маске)  мы  увидим  все  отрицательное.  Наша  задача,  следовательно,  не  в  том,  чтобы  отрицать  архетипы,  а  в  том,  чтобы  разрушить  их  проекции  и  возвратить  их  содержание  личности,  которая  невольно  утратила  его  в  силу  этой  проекции  архетипов  вовне.

Для  варианта  I.  —  развитие  сознания  будет  выглядеть  как  движение  по  спирали,  начиная  с  нижней  точки  —  рождение  —  далее  после  всех  кризисов  —  сознание  переходит  в  Самость,  развитие  личности  не  останавливается  в  точке,  и  не  деградирует  вниз,  а  поднимается  в  следующий  порядок  —  на  более  глубокий  уровень  второго  порядка  (рис.  3.).  Все  проживания  Архетипов  повторяются  в  том  же  соответствии,  на  другом  качественном  уровне.  Деградация  сознания  (вариант  II.)  на  рисунке  3  показана  стрелками,  замыкающими  кольцо.

 

Рисунок  3.  Эволюция  (I )  и  Деградация  (II)  сознания  в  «Метамодели  Психологии»

 

На  гранях  «Метамодели»  будут  располагаться  Этносы  Планеты  [4],  представленные  племенами,  народностями,  нациями,  соответственно  прочтение  содержимого  Архетипов  будет  читаться  во  взаимосвязи  с  этими  факторами.  То  есть,  Персона  (маска)  европейца  будет  сильно  отличаться  от  Персоны  азиата  и  т.д.  Этнический  состав  мира  приближается  к  пяти  тысячам,  поэтому  граней  кристалла  для  Архетипов  будет  столько  же. 

Эдипов  комплекс  —  взгляд  с  точки  зрения  «Метамодели  Психологии»

Рассматривая  проблемы  внутренних  противоречий,  мы  обращаем  внимание  на  моменты  жизни,  которые  З.  Фрейд  связывает  с  Эдиповым  комплексом.  «Великим  открытием  Фрейда,  существенно  повлиявшим  на  философию  и  культуру,  было  обнаружение  конфликта  между  мышлением  и  существованием».  «Другим  великим  открытием  Фрейда  стал  так  называемый  Эдипов  комплекс  и  постулат  о  том,  что  подавленный  Эдипов  комплекс  лежит  в  основе  всякого  невроза.

Нетрудно  понять,  что  Фрейд  имел  в  виду  под  Эдиповым  комплексом:  у  маленького  мальчика,  в  котором  пробуждаются  сексуальные  стремления  в  раннем  возрасте,  скажем,  в  возрасте  четырех-пяти  лет,  возникают  сильная  сексуальная  привязанность  к  матери  и  желание  ею  обладать.  Он  желает  ее,  и  отец  становится  его  соперником.  У  него  появляется  враждебное  чувство  к  отцу,  и  он  хочет  занять  его  место  и  в  конечном  счете  устранить  его.  Чувствуя,  что  отец  —  его  соперник,  маленький  мальчик  боится  быть  кастрированным  своим  отцом-соперником.  Фрейд  назвал  это  сплетение  чувств  Эдиповым  комплексом,  поскольку  в  древнегреческом  мифе  Эдип  влюбляется  в  свою  мать,  не  зная,  что  любимая  женщина  —  его  мать»  [7].

Но  на  сегодняшний  день  за  пределами  психоаналитической  школы  Фрейда  понятие  Эдипова  комплекса  не  получает  должного  признания.  Психоаналитики  других  направлений  несколько  иначе  смотрят  на  утверждения  Фрейда,  привнося  в  концепцию  эдипальной  зависимости  свои  собственные  элементы.  Объединить,  структурировать  и  систематизировать  различные  взгляды  и  привнести  свое  понимание  возможно  в  «Метамодели  Психологии».

Если  обратить  внимание  на  классификацию  архетипов  в  «Метамодели»,  то  мы  увидим,  что  в  перинатальном  возрасте  все  развитие  начинается  из  точки  целостного  бессознательного  состояния  сознания,  когда  не  было  расщепления  на  Ид,  Эго  и  Суперэго,  а  плод  или  младенец  были  андрогинны.  С  каждым  новым  днем  жизни  у  ребенка  все  больше  проявляется  расщепление  психики  и  осознается  принадлежность  к  тому  или  иному  полу.  В  сущности  —  это  означает  проявление  в  реальном  мире  одной  из  половин  андрогинного  состояния,  таким  образом,  на  девочку  начинает  влиять  не  отец,  а  архетип  Анимус  —  ее  вторая  непроявленная  вовне  половина.  Позже  начинает  складываться  архетип  Тени,  когда  все,  что  не  связано  с  ее  гендерной  и  социальной  идентификацией  накапливается  в  архетипе  тени  личного  бессознательного.  На  метамодели  хорошо  видно  начало  рождения  из  точки  и  расхождение  граней  фигуры  в  стороны,  все  время  своей  жизни  на  земле  человек  стремится  к  обретению  потерянной  целостности. 

По  большому  счету  вся  жизнь  человеческая  делится  на  четыре  значимых  периода:  рождение,  подростковый  кризис  (когда  влияет  архетип  Трикстера),  экзистенциальный  кризис,  связанный  с  духовным  рождением  (или  деградацией)  и  смерть.  Поэтому  нужно  говорить  не  о  сексуальных,  а  об  эмоциональных  предпочтениях  ребенка.  О  стремлении  обрести  потерянную  целостность  и  проекции  архетипов  на  противоположный  пол.  Об  этом  упоминала  Карен  Хорни,  говоря,  что  комплекс  нельзя  рассматривать  как  источник  невроза,  так  как  он  сам  является  невротическим  образованием  [6]. 

Ключевым  фактором  в  образовании  всех  неврозов,  согласно  Отто  Ранку,  является  травма  рождения ,  явившаяся  следствием  отторжения  ребёнка  из  чрева  матери  (или  целостного  состояния  Предвечного  Младенца  в  метамодели).  Таким  образом,  мы  можем  выделить  два  целостных  состояния  сознания  и  психики: 

1.  Андрогинное  неосознанное  перинатальное 

2.  Расширенное  состояние  сознания  после  трансперсонального  опыта  духовного  рождения.  Поэтому,  с  утерей  первого  состояния,  через  кризисы  и  осознанность,  человеку  нужно  вернуться  в  исходное  положение  на  более  высокий  качественно  новый  уровень  развития.  В  этом  ключе,  кризисы  и  противоречия  являются  закономерностями  духовного  развития  и  нормой  для  феноменального  мира.  На  рисунке  3  в  метамодели  Эволюции  (I)  видно,  что  при  переходе  сознания  в  Самость  человек  переживает  младенческий  духовный  период,  поэтому  влияние  архетипов  Анимы  и  Анимуса  здесь  проявлено  сильнее  и  осмысленно.

Нельзя  также  не  согласиться  с  критикой  детской  сексуальности,  когда  утверждение  о  половом  влечении  ребенка  ставится  под  сомнение,  ввиду  малой  выработки  организмом  половых  гормонов,  что  еще  раз  скорее  говорит  о  влиянии  потери  целостности  и  архетипов,  чем  родительских  фигур.  Хотя,  можно  долго  анализировать  критику  эдипальной  зависимости,  но  что  сама  зависимость,  как  бы  она  ни  называлась,  присутствует  —  остается  фактом.

В  кризисные  возрастные  периоды  сознание  все  больше  может  интегрироваться  в  сферу  бессознательного,  поэтому  так  важно  обращать  внимание  именно  на  эти  моменты.

Подростковый  кризис  связывают  с  началом  первой  влюбленности,  когда  человек  иллюзорно  находит  полное  замещение  архетипов  Анимы  и  Анимуса  в  фигуре  противоположного  пола.  Когда  вытесненные  в  Тень  моменты  продолжают  накапливаться,  любовь  «проходит»  и  человек,  вынужденный  скрывать  это,  примеряет  на  себя  различные  маски  —  более  зрелый  возраст  подвергается  архетипу  Маски  и  действует  до  тех  пор,  пока  личность  не  осознает  никчемность  такого  раздвоенного  состояния,  что  приводит  к  еще  большему  расщеплению  психики  и  экзистенциальному  кризису.  Снятие  Маски,  принятие  себя  таким,  как  есть,  осознание  суетности  мира  и  космических  вселенских  законов  создают  возможность  проживание  кризиса  в  положительном  ключе  с  последующей  эволюцией  в  высшие  духовные  сферы  бытия.

Итак,  эдипальная  (невротическая)  зависимость  является  следствием  влияния  на  ребенка  не  родительских  фигур,  а  его  архетипов.

 

Список  литературы:

1.Ахвердова  О.А.  УМКД  «Введение  в  аналитическую  терапию»,  2009  г.  —  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://stgma.ru/userfiles/depts/psychiatry_neurology_pe/MONOGRAFII/Vvedenie_v_analiticheskuyu_psihoterapiyu.pdf

2.Вербовская  О.Ю.  Авторский  подход  решения  методологического  кризиса  –  «Метамодель  Психологии»  как  схема  объединения  диалектических  и  феноменологических  принципов  /  О.Ю.  Вербовская  //  Психологические  науки:  теория  и  практика:  материалы  III  междунар.  науч.  конф.  М.:  Буки-Веди,  2015.

3.Дружинин  В.Н.  Психология:  Учебник  для  гуманитарных  вузов  2-е  изд.  Издательство:  Питер.  Год:  2009.  —  656  с.  Таблица  16.2.  —  С.  З14.

4.Петровский  А.В.  Психология.  Словарь  /  А.В.  Петровский,  М.Г.  Ярошевский.  2-е  изд.,  испр.  и  доп.  М.:  Политиздат,  1990.  —  494  с.

5.Фром  Э.  Величие  и  ограниченность  теории  Фрейда  /  Э.  Фром  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Fromm/

6.Хьелл  Л.А.  Теории  личности  /  Л.А.  Хьелл,  Д.Д.  Зиглер.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.co.ua/psychology/helll/teoriilichnosti.p15.jsp

7.Юнг  К.Г.  Душа  и  миф:  шесть  архетипов  /  К.Г.  Юнг.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.koob.ru/jung/soul_myth

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий