Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2015 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЧЕРТЫ БОГЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУРАХ
Новослугина Яна Александровна
студент 4 курса культурологического факультета
МБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»,
РФ, г. Челябинск
E-mail: novoslughina_ya@mail.ru
Современная культура, пронизанная глобализацией и локусностью, взаимопроникновением и выделением, узкоспециализированностью и метатекстами, иными словами, противоречивая, многогранная и постоянно изменяющаяся, порождает в себе самой процессы, феномены и явления, которые копируют ее неоднозначность.
Одним из таких явлений можно назвать современные молодежные субкультуры, появившиеся после «сытых» 2010-х годов.
Опираясь на определение А.Я. Флиера: «субкультура — это частичная культурная подсистема внутри системы официальной, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей» [4, с. 201], мы можем сказать, что любая субкультура имеет мировоззренческое ядро, за счет которого она и противопоставляет себя официальной, общепринятой культуре.
Корень же этого противопоставления, как нам кажется, кроется в присутствии в молодежной субкультуре богемного начала, образца. Ведь именно богема, как некое сообщество творческих людей, проживающих в городе и ведущих аморальный, эпатажный образ жизни, проявила протест, эскапизм по отношению к общепринятым моделям успеха, нормам поведения и морали.
Не случайно, мы до сих пор прощаем представителям художественного мира любовь к наркотикам, алкоголю, эпатажу за их талант, искусство и творчество, которым они делятся с обществом.
Однако нельзя забывать о том, что и сам А.Я. Флиер выделял как субкультурные и формальные объединения рабочих, выполняющих профессиональную деятельность в одном цеху, и группу студентов, школьников, субкультуру преподавателей, экономистов, социологов, библиотекарей и т. д.
Мы же хотим обратить внимание именно на молодежные субкультуры, основным направлением которых является протест, а не выделенность из общества, как таковая. Манифестация «я-другой» уходит, как ни странно, на второй план, это следствие протестности официальной культуре. Также в молодежных субкультурах, о которых мы ведем речь, отсутствует профессионально-деятельностное ядро. Нахождение в субкультуре происходит в свободное от учебы и работы время. Но это не значит, что не имеет место особая, субкультурная деятельность. Она творческая и не направлена на извлечение прибыли.
Богема как одно из первых протестных, но аполитичных сообществ, создала свою собственную культурную систему внутри официальной культуры, став, тем самым, одним из первых объединений эскапистского и субкультурного толка. Ее преобразованные формы, цитаты из нее мы наблюдаем сегодня в современных молодежных субкультурах.
Богема, как и любая субкультурная общность прошла несколько этапов.
- Зарождение — вторая четверть XIX века. Именно в это время богема уже как литературно закрепленный феномен впервые появилась в романе Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» [3], который был издан в 1851 году. Затем Д. Пуччини, опираясь на произведение А. Мюрже, создал свою знаменитую оперу «Богема» в 1896 году, которая снискала всемирную славу. После чего за богемой закрепилась артистическая, художественная среда.
- Расцвет — культурные объединения и субкультурные вспышки на протяжении XIX и XX еков, протестные по отношению к официальному, классическому искусству и обывательскому мировоззрению. Сюда мы относим все объединения художественного толка, выходящие за рамки классики, а также отдельных представителей альтернативных направлений искусства. И рассматриваем субкультуры, оспаривающие привычные для общества модели поведения (хиппи, битники и т. д.).
- Трансформация — конец XX — настоящее время. Проникновение богемных образцов поведения в популярную культуру, коммерционализация богемного образа жизни. Выделяются скорее обладатели некоторых атрибутов богемы, но не обладающие полной принадлежностью к данному сообществу. Представители шоу-бизнеса, бобо [2], хипстеры.
Именно на последнем этапе мы видим, что богемные образцы поведения популяризируются и проникают в молодежную культуру, используются уже с полным отрывом от первоначальных смыслов богемы и идей ее организации.
Необходимым видится также сопоставить существенные признаки субкультурных образований и богемы, чтобы проследить связь данных явлений.
- Ориентация на творчество и художественную деятельность как основополагающий принцип. Будучи «отчужденными от социально полезного труда» [1, с. 12] представители богемы ориентированы на создание произведений искусства.
Субкультурность же проявляется, как было сказано выше, в свободное время, являясь скорее формой досуга.
- Маргинальность. Богема находится в пограничном, неустойчивом состоянии. Мы не можем назвать ее представителей успешными, состоявшимися, преуспевающими людьми в привычном нам значении этих слов. Богема социально не закреплена, в ней находятся люди, не имеющие постоянной работы, места жительства, социального статуса. Зачастую богема принадлежит городским низам (или притворяется, что принадлежит). Существование ее также характеризуется злоупотреблением алкоголем, другими пагубными для здоровья веществами, беспорядочной половой жизнью.
Представители же субкультур на время отказываются от своих социальных ролей, которые они исполняют на работе, учебе, в несвободное время. Субкультура стирает границы между ее представителями.
- Протестность. Нельзя забывать и о другом, очень важном идеологическом принципе протестной по своей сути богемы. Ее представители выступают против устоявшихся образцов в самом искусстве, создавая новые его формы. Ярким тому примером служат импрессионисты, в начале их пути, дадаисты, противопоставляющие себя вообще всему искусству, существовавшему до них, и даже институту музея. Также богема выступает против социальных норм, установок, моделей поведения, вырабатывая свой собственный образ жизни, отличный от образа жизни обывателя.
Основным принципом существования субкультур является протестность по отношению к официальной культуре.
- Слабая гражданская позиция. Поле существования богемы находится в системе искусства, развлечений, гедонистического мировоззрения, оно выходит за пределы государственности, гражданственности и политических свобод, конструируя в своих границах другие социальные роли.
То же самое мы можем сказать и о субкультуре.
Формальные признаки
- Урбанистичность. Только в городе богема может заниматься творческим трудом и быть свободной от работы на земле и необходимости прокармливания себя через ручной труд [1, с. 27]. Город также обладает более развитой инфраструктурой, большим количеством социальных связей, контактов. В нем разнообразнее возможности для творческого развития и, что немало важно, выше вероятность нахождения своего зрителя, поклонника и мецената.
Субкультурность также формируется зачастую в городской среде.
- Эпатажность. Богема шокирует, будоражит общественность своими экстравагантными выходками, манерой одеваться, стилем жизни. При помощи эпатажа богема пытается воздействовать на публику, встряхнуть ее, а также привлечь внимание к себе.
Представителей субкультур мы также зачастую можем отличить от основной массы людей по особому стилю одежды, образу жизни, жаргону.
Таким образом, мы можем сказать, что богемность до сих пор прослеживается в современных субкультурных образованиях и влияет не только на художественное сообщество, но и на культуру в целом.
Список литературы:
- Аронсон О.В. Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. М: Прагматика культуры, 2002 — 96 с.
- Брукс Д. «Бобо» в раю. Откуда берется новая элита — М: Ad Marginem, 2013, — с. 296.
- Мюрже А. Сцены из жизни богемы. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.aldebaran.ru — Дата обращения 10.01.2015.
- Султанова А.Н. Социокультурный феномен богемы. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Дагестан. пед. университет, Махачкала, 2012. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 19.08.2015).
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей [текст] / А.Я. Флиер. — М.: «Согласие», 2010 — 672 с.
дипломов
Оставить комментарий