Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РАБОТА СО СКАЗКОЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аршинова Наталья
студент 3 курса, кафедра психолого-педагогических и социально-правовых дисциплин
ГОБУ СПО ВО «ВГПГК»,
РФ, г. Воронеж
Шевлякова Вера Ивановна
научный руководитель, ведущий преподаватель кафедры ППиСПД
ГОБУ СПО ВО «ВГПГК»,
РФ, г. Воронеж
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. В связи с этим задача нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, и ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. И делать это следует уже с самого раннего возраста.
В дошкольном возрасте интенсивно формируется личность ребенка. Он начинает осознавать и понимать не только свои конкретные действия и качества, но и собственные переживания. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. У ребенка возникает стремление занять определенную позицию в обществе, осуществлять общественно-значимую деятельность, а для этого необходимо усвоить некоторые социальные нормы и правила. Итогом развития дошкольника является возникновение следующих важнейших личностных новообразований: обобщенного, внеситуативного отношения к себе, соподчинения мотивов и связанной с ним произвольности поведения. В различных играх, конструировании, изобразительной деятельности, слушании сказок интенсивно формируются наглядно-образное мышление и воображение дошкольника. Именно в дошкольном возрасте складываются первичные моральные представления. Большие возможности в нравственном развитии дошкольников, на наш взгляд, имеет использование сказки как жанра, который наиболее доступен и интересен для детского восприятия.
Что же такое сказка? Русский исследователь А.И. Никифоров предложил такое определение сказки: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [5. с. 103]. В современной научной литературе сказка определяется чаще всего как один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. В настоящее время выделяют две основные группы сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные. Помимо этого авторские сказки могут иметь дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный характер [6]. Что же сказка может дать ребенку-дошкольнику?
Сказка расширяет представления ребенка о жизни, с ее помощью он сталкивается с такими сложнейшими явлениями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев, жестокость и сострадание, измена, коварство и преданность. Форма изображения этих явлений — сказочная, и потому доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным, «взрослым». Ж. Пиаже и Л. Колберг полагали, что нравственное развитие ребенка связано с его общим когнитивным развитием. Развивающаяся децентрация, то есть способность понимать и принимать чужую точку зрения, по их мнению, и делает возможным нравственное развитие детей [1]. С помощью механизма идентификации дошкольник встает на позицию героя и вместе с ним в своем воображении переживает определенные жизненные ситуации, самые разнообразные эмоции и чувства, преодолевает те или иные трудности. При методически правильной организации работы со сказкой опыт решения трудных жизненных ситуаций, требующих морального выбора, успешно усваивается дошкольниками и может воспроизводиться ими в течение всей последующей жизни. Таким образом, целью нашего исследования стало определение методов работы со сказкой, обеспечивающих усвоение дошкольниками моральных норм. В этой области особое внимание мы уделили работам Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.Е. Наговицина, В.И. Пономаревой.
Итак, как уже было отмечено ранее, сказка — самый любимый литературный жанр детей. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети как бы становятся участниками происходящих там событий, ставят себя на место героев или наоборот. Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного детскому возрасту присуща еще одна особенность — желание подражать именно положительным героям. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои либо хорошие, либо плохие. И если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то надежным способам избежать наказания и получить так нужные дошкольнику похвалу, признание взрослого является не быть злодеем. Таким способом моральные представления закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях дошкольников с окружающими людьми.
Анализ научной литературы позволил нам выделить некоторые методы работы с детской сказкой, представляющие интерес в рамках данного исследования. Во-первых, это интерпретация как народных, так и авторских сказок. В основе метода содержится предположение о том, что каждая сказочная история несёт в себе скрытый смысл, информацию о том, как с давних времен люди попадали в трудные жизненные ситуации и выходили из них, совершая свой выбор. При этом сказочная ситуация, предлагаемая ребенку, должна содержать актуальную для него проблему и не должна иметь готового ответа. Для реализации данного метода можно использовать книгу И.В. Маниченко «50 исцеляющих сказок от 33 капризов».
Случается, что дети долгое время просят родителей читать им одни и те же сказки. Видимо, определенная история разворачивает для сферы бессознательного ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные для малыша вопросы. Неоднократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт [3].
Второй метод — сочинение сказок. Опытному специалисту авторская сказка, придуманная ребенком, подскажет направление, способы психокоррекционной работы, так как в её содержании, как правило, скрыты не только проблемы, волнующие ребенка, но и оптимальные способы их разрешения. Важно отметить, что интерпретация детских авторских сказок требует от специалиста дополнительной подготовки в области сказкотерапии.
Следующий метод работы — переписывание сказок. Переписывание целесообразно тогда, когда дошкольнику чем-то очень не нравится сюжет, поворот сказочных событий в конкретном произведении. Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующее его внутреннему состоянию окончание истории. Он находит или выбирает из предложенных взрослым вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения и тем самым разрешить какую-либо свою личностную проблему, в том числе связанную с нравственным выбором.
Задача нравственного развития дошкольников может также с успехом решаться в рамках куклотерапии, так как игры с куклами — героями специально подобранных для данного случая сказок несут в себе, как правило, моральные эталоны и образцы этичного поведения.
Структура занятия с использованием сказки включает в себя, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, семь основных этапов: ритуал «входа» в сказку; повторение (вопросы о том, что было в прошлый раз, использовали ли дети новый опыт, как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз); расширение (знакомство с новой сказкой, ведущий интересуется, хотят ли дети помочь какому-либо герою сказки); закрепление (игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, символические путешествия и превращения); интеграция (ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня), резюмирование; ритуал «выхода» из сказки [4].
Таким образом, дошкольный возраст является сенситивным для формирования первичных моральных представлений и нравственного поведения личности. Научиться преодолевать жизненные трудности, открыв при этом свое сердце навстречу добру, детей может научить сказка. Оптимальными методами для этого являются интерпретация, сочинение, переписывание и рисование сказок, игры со сказочными куклами, игры-драматизации по сценарию сказок, постановка сказок в песочнице и др.
Наше исследование не является исчерпывающим. Нам представляется перспективным продолжение работы по изучению возможностей сказки в развитии личности дошкольников.
Список литературы:
- Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. — М.: Логос, 2011. — 306 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. — СПб.: Речь, 2006. — 208 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2000. — 310 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
- Наговицын А.Е. Атлас сказочного мира / А.Е. Ноговицын, В.И. Пономарева. — М.: Генезис, 2011. — 320 с.
- Наговицын А.Е. Типология сказки / А.Е. Ноговицын, В.И. Пономарева. — М.: Генезис, 2011. — 336 с.
дипломов
Оставить комментарий