Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ
Танабасова Урсула Владимировна
студент 3 курса, кафедра генетической и клинической психологии ТГУ,
РФ, г. Томск
Е-mail: u.tanabasova@mail.ru
Бохан Татьяна Геннадьевна
научный руководитель, д-р психол. наук, заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования ТГУ,
РФ, г. Томск
Музыка сопровождает молодого человека везде: дома, на улице, в общественных местах, в автомобиле, в кафе и т. д. В современном мире наблюдается тенденция увеличения роли музыки в жизни людей, именно этот вид художественных предпочтений молодежь ставит на ведущее место [7]. Не смотря на то, что в данной области достаточно исследований, как за рубежом, так и в отечественной психологии, все же выявление взаимосвязи саморегуляции с музыкальными предпочтениями молодежи остается актуальной. Т. Адорно одним из первых обратился к анализу социальных функций музыки, особенностей воздействия музыкальных произведений на индивидов [1]. В рамках отечественной науки циклы исследований музыкального слуха, восприятия музыки и формирования звукоразличительной чувствительности принадлежат Ю.Б. Гиппенрейтер [3]. Также экспериментальные исследования музыкальной деятельности были проведены А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым [2].
Музыка, постоянно воздействующая на индивида, в определенной степени оказывает влияние на формирование его идентичности, уровня самоорганизации и способов самодетерминации, таким образом, взаимосвязь с музыкальными предпочтениями может оказаться важным элементом при оценке личностного потенциала. С точки зрения Д.А. Леонтьева, личность следует рассматривать как интегральною высшую психическую функцию, а под личностным потенциалом необходимо понимать системную организацию личностных особенностей, образующих «стержень личности», личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, способов самодетерминации и саморегуляции личности [4].
В последнее время вопросы, связанные с самоорганизацией в контексте эффективного управления собственным временем остро встают перед молодыми людьми. Действительно, стратегия и тактика обращения со временем своей жизни, часто сопровождаемой музыкой, как в текущей ситуации, так и в масштабах целой жизни, являются важными составляющими жизнедеятельности современного человека и показателями его личностной эффективности [5].
Наличие высокого личностного потенциала может обеспечить мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению большей продуктивности и результативности деятельности, зачастую в современном мире подобная мобилизация достигается под воздействием музыки. Таким образом, музыкальное искусство, которому в современном обществе молодые люди уделяют огромное внимания, не может не оказывать влияния на механизмы самоорганизации.
В исследовании приняли участие 50 студентов в возрасте от 19 до 22 лет, обучающихся на гуманитарных направлениях. Из которых 20 молодых людей учились в музыкальной школе, 30 человек не имели опыта изучения музыкального искусства.
Были использованы следующие методики: опросник «Музыкальные предпочтения»; «Опросник самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова), в котором выделяются 6 шкал:
- «Планомерность». Данная шкала измеряет степень вовлеченности человека в тактическое, структурированное ежедневное планирование;
- «Целеустремленность». Шкала направлена на измерение чувства цели, способности сконцентрироваться на ней;
- «Настойчивость», измеряет уровень приложения своих волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности;
- «Фиксация», измеряет склонность к фиксации на запланированной структуре организации событий во времени, его привязанность к расписанию;
- «Самоорганизация». Шкала выявляет то, насколько человек склонен к использованию внешних средств организации своей деятельности;
- «Ориентация на настоящее», измеряет временную ориентацию на настоящее [5].
Методы статистической обработки: описательная статистика, сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни), частотный анализ.
В результате проведения исследования были получены следующие показатели. У студентов, как получивших музыкальное образование в школе, так и не имеющих его, наиболее предпочтительными жанрами оказались такие направление, как «рок» (его указали 70 % выборки). Не менее популярной оказалась и классическая музыка, которую предпочли 62 %. Также среди лидирующих жанров оказалась поп музыка и появившийся сравнительно недавно современный жанр «рэп». Кроме того, некоторые участники исследования указали такие направления, как «панк», «рэгги», «пост-рок», «эпик», «чилстеп», «блюз», «эмбиент», «психоделика», «авангард». Средний показатель прослушивания музыки среди студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях, составил около 3-х часов в день.
Для сравнения следует привести социологическое исследование, проведенное среди студенческой молодежи в 2008 г., в результате которого были выявлены музыкальные предпочтения студентов. Были получены следующие данные: такие жанры, как джаз и рок предпочитают 69 % молодежи, эстрадная музыка — 35 %, классическая — 31 %, бардовская музыка — 8 %, народная — 5 % и духовная — 3 %. Можно подчеркнуть, что классическая музыка находится в лидирующей тройке предпочитаемых студенчеством музыкальных направлениях. Студенческая молодежь, несмотря на влияние масс-культуры, которая в меньшей степени ориентирована на пропаганду классических композиций, все-таки ставит классическую музыку в структуре музыкальных предпочтений на третье место. Хотя их выбор в пользу этого направления в музыкальном искусстве не носит характера погруженности, о чем свидетельствуют ответы на вопрос «Как Вы относитесь к классической музыке (опера, камерные, симфонические произведения)?». Студенты отмечали свое положительное отношение к классической музыке, но в то же время отвечали, что в целом знают её неважно и хотели бы понимать эту музыку лучше [6].
Именно такая социальная группа как молодёжь является основным «потребителем» различных музыкальных жанров и направлений, которые в основном относятся к масс-культуре. Т. Адорно по этому поводу упоминал о предпочтении молодежи «лёгкой», элементарной музыки. Лидирующие позиции подобных направлений в музыке, возможно, связаны со стилем прослушивания музыкальных композиции. Так в нашем исследовании большинство респондентов на вопрос «Чем Вы занимаетесь, прослушивая музыку?» отметили, что используют ее в качестве фона при какой-либо другой основной деятельности (например, занимаясь спортом, домашними делами, когда едут куда-либо и т. д.) Лишь небольшое количество молодых людей слушают музыку, полностью погружаясь в нее, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Кроме того, необходимо отметить эмоциональный компонент прослушивания музыки, который имеет место в саморегуляции студента, так большинство студентов (70 %) указали, что после прослушивания предпочитаемой ими музыки, они чувствуют эмоциональный подъем, воодушевление и желание к деятельности, часто планируют свою деятельность.
Опираясь на результаты методики «Опросник самоорганизации деятельности» можно сделать следующие выводы.
Во-первых, студенты без музыкального образования имеют средние показатели по шкалам «планомерность», «настойчивость», «фиксация», «самоорганизация», это может свидетельствовать о том, что представители данной группы в умеренной степени склонны разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей. Молодые люди достаточно организованны, способны к структурированию, но склонны оставлять начатое дело, переключаясь на более значимые виды деятельности. Кроме того, они способны планировать свое рабочее и личное время, для них свойственно полагаться в большей степени на свою природную организованность. Низкие баллы по шкалам «целеустремленность», «ориентация на настоящее и будущее» характеризуют человека, который не придает особого значения планированию, четкому следованию к цели, но это, в свою очередь, позволяет ему достаточно быстро перестраиваться на новую деятельность, не «зацикливаясь» на структурированности.
В то время как высокие показатели студентов с музыкальным образованием по таким шкалам, как «планомерность», «целеустремленность» и общий суммарный балл по методике, могут свидетельствовать о том, что у них сформирована потребность в постоянном осознанном планировании деятельности, планы в этом случае иерархичны, детализированы, устойчивы, а цели деятельности выдвигаются самостоятельно. Характеризуют целеустремленного и целенаправленного человека, который знает, чего он хочет и к чему стремится, и четко идет по направлению к этим целям. Такой человек неуклонно стремится к достижению поставленной задачи.
Преобладание низких значений по шкалам «саморганизованность» и «направленность на будущее» может говорить о том, что представители данной группы не склонны прибегать при самоорганизации к помощи внешних средств, таких как, ежедневники, расписание дня и т. д. Высокий общий суммарный балл по методике характеризует человека следующим образом: ему свойственно видеть и ставить цели, тщательно планировать свою деятельность, в данном случае, успешно справляясь без помощи внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению, что иногда может приводить к негибкости и «зацикленности» на одной цели, ее структурированности и организованности.
Кроме того, между этими группами студентов методом сравнительного анализа были обнаружены статистически достоверные различия по шкале «целеустремленность» (р = 0,33). Таким образом, можно предположить о различиях студентов в четком следовании цели, различном уровне способности на ней сконцентрироваться. Для студентов, не имеющих музыкального образования не характерно наличие одной доминирующей цели, достижение которой является лидирующей задачей, молодые люди, изучавшие в свое время музыкальное искусство, склонны в большей степени настойчиво и неуклонно следовать поставленной цели. Кроме того, не обнаружено достоверных различий в музыкальных предпочтениях студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях, лидирующие позиции принадлежат таким музыкальным жанрам, как «рок», «классическая музыка», «популярная музыка», также у них совпадает и стиль прослушивания любимых композиций.
Список литературы:
- Адорно Т. Избранное: Социология музыки / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
- Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Публикации и примечания Л.Л. Бочкарева. — В сб.: Художественное творчество. Л., 1982.
- Гиппенрейтер Ю.Б. К методике измерения звуковысотной различительной чувствительности. — В кн.: Доклады Академии педагогических наук РСФСР. № 4, М., 1967.
- Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. — 679 с.
- Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. — 2010. — № 2. — С. 87—111.
- Массовая культура. Учебн. пос. М.: Альфа-М., 2004.
- Серебрякова А.Н. Учебно-методический комплекс. Спецкурс по выбору «Основы музыкальной культуры: классическая музыка для вас». М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2007.
дипломов
Оставить комментарий