Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ КАК СИМВОЛ ПОЛНОТЫ-ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ
Маркелова Ольга Витальевна
студент 4 курса, Факультет Искусств и Дизайна НВГУ,
РФ, г. Нижневартовск
E-mail: Lelechka.markelova@icloud.com
Адамецкая Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. культурологии, доцент НВГУ,
РФ, г. Нижневартовск
«Женский образ — образ времени; время не длится для него, потому что он несет в себе значительную долю вечности».
П. Евдокимов
Женский образ всегда был и остается символом: бытия, красоты, невинности, совершенства и многого-многого другого. Женский образ — символ мира. Женское начало представляет собой символ в целом, которое пытается одухотворить и защитить сферу материального. Каждый раз, когда женский образ используется в качестве символа, общим знаменателем является идея системы верований и практик, которые влияют на других людей. Начиная с раннего периода развития культуры, женские образы воплощают самые разные стороны человеческого бытия. Они упорядочивают представления человека о пространстве и времени, олицетворяют его лучшие и худшие стороны.
В палеолитической эпохе женский образ являлся символом деторождения. Признание в женщине родоначальницы череды поколений приводило к акцентированию в её образе идеи продолжения рода. Женщина — супруга и мать — служила воплощением единства родственной связи членов общины, так как была хранительницей очага, поддерживала огонь и готовила пищу. Она становилась следующим по значимости объектом внимания после животных, которые являлись предметом охоты и источником жизни, давая человеку питание. Сообразно ранним религиозно-мифологическим представлениям женщина символизировала таинственную связь со зверем и потому участвовала в обрядах, призванных облегчить охоту, сделать её успешной. Именно поэтому на многих палеолитических изображениях можно встретить образы женщины и зверя. Ранние статуэтки и барельефы, изображающие женщину, носили магический характер и являлись символами плодородия (рис. 1).
Наибольшую значимость женские образы имели в мифологии и искусстве Древней Греции и Древнего Рима. В Древней Греции женские образы являлись и символами судьбы, и символами победы, а также символами жизни вообще. «Мойры» — богини судьбы в греческой мифологии (римской мифологии — «парки»). Именно они определяли судьбу человека, которая олицетворялась нитью, которую они пряли, отмеряли и отрезали (рис. 2). Со временем мойры понимаются как темная сила, которая не имеет отчетливого облика.
Женский образ ассоциируется и с удачей. В Древней Греции богиней удачи и судьбы являлась богиня «Тихе» (в древнеримской мифологии — «Фортуна»). Она была символическим воплощением счастья. Обычно представлялась в западном искусстве, изначально, божеством изобилия, позднее вобравшей в себя черты непостоянства. Из надписей императорского времени известно о существовании алтарей Фортуны-покровительницы, воздвигнутых отдельными легионами, корпорациями, ремесленными коллегиями, фамилиями, лицами, где она фигурировала вместе с пенатами. Она изображалась на монетах почти всех римских императоров (рис. 3).
Женский образ также был символом победы. В древнегреческой мифологии богиню победы называли «Нике» (в римской версии — «Виктория»). Как символ успешного результата, счастливого исхода, Нике участвовала во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха. Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землёй. У скульпторов Нике или участвует на празднике при жертвоприношении, или является вестницей победы (рис. 4).
Одни из самых трогательных женских образов древнегреческой мифологии — хариты (грации, в римской мифологии) — символы доброго, радостного, и юного начала жизни. Часто они представлялись обнаженными девами, кружащимися в хороводе, символизирующими круговращение времен года (именно так их изобразил С. Боттичелли в картине «Весна», рис. 5). В искусстве Итальянского Возрождения понятие «грация» трактовалось как «прелесть», одновременно телесная и духовная, внешнее проявление внутренней красоты. «Грация — дарованное небом чувство изящного, оно проявляется субъективно, но обязательно легко и непринужденно» [1, c. 240]. В эстетике барокко, грация — вежливость, нежность и любезность. В отношении изобразительной формы грацию понимали как внутреннее, духовное качество в отличие от внешнего, физического. Римские грации отождествляли с греческими орами, — богинями времен года, благоприятствующие растительности.
В Древней Греции богиню цветов, расцвета, весны и полевых плодов называли «Хлорис» (в римской мифологии — «Флора»). В честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю. Её приблизительные аналоги существуют и в других мифологиях: это божества, олицетворяющие природу вообще и её весеннее пробуждение в частности.
Как известно, женский образ довольно часто связывают с природными явлениями. Земля — стихия, символизирующая богатство, изобилие во многих мифологических системах. В мифологическом сознании — это женский образ, трактующийся как источник сил и здоровья. Стихия Воды в жизни человека занимает одно из важных мест и поэтому получает богатое женское историко-культурное наполнение. Стихия Воздуха олицетворяет собой движение, подъем и свободу. Стихия Огня — одна из равноправных сущностей, которая лежит в основе бытия мира и олицетворяет свет, тепло. В древнегреческой мифологии олицетворением живых стихийных сил являлись Нимфы. Нимфы гор назывались ореадами и агростинами, нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы источников — наядами, нимфы моря — нереидами.
В ХVI веке во Франции был построен Фонтан Нимф, позднее — Фонтан Невинных. По трем сторонам вокруг аркад были расположены фигуры женских божеств — наяд и нимф, которые символизировали силы природы. Изображения нимф характеризуются тонкой поэтичностью образов, неповторимой грацией движений. Легко и свободно, с особой музыкальностью и гармонией, передаются в рельефе изящные формы. Пластический язык скульптур наполнен певучими ритмами. Струящиеся складки одеяний перекликаются с журчанием льющейся из каменных ваз воды. Нимфы олицетворяют собой истинный дух античного искусства таким, каким его представляли в XVI веке. Фонтан стал шедевром французского Ренессанса (рис. 6).
Женский образ как олицетворение стихий остается актуальным и в наши дни. В 1930-е годы французский скульптор Аристид Майоль ставит перед собой «сверхзадачу» и создает целый ряд статуй, символически изображающих природные стихии. «В дни, когда дует трамонтана, я сажусь над маслинами, укрывшись от ветра; прямо перед собой я вижу гору и деревья, колеблемые ветром. Это так можно…не устаешь смотреть. Сидишь на солнце и видишь эту огромную силу, могучую и спокойную в то же время» [2, c. 115]. Эти впечатления отразились в «Горе», которая венчает собой галерею майолевских сидящих фигур. «Я искал архитектуру статики, теперь я ищу архитектуру движения», — говорил Майоль, работая над образом Реки. Молодая женщина лежит на плите, склонив над ее краем голову и левую руку; ее облик и вся пластическая композиция создают впечатление покорного стихиям и неудержимого движения. В этом образе воплощена глубокая и чистая радость от единения человека с природой, от его духовной раскрепощенности. Близкое ощущение свободной стихии присуще и статуе «Воздух» (рис. 7). «Ощущение преодоления тяжести, переходит здесь в парение, так как статуя опирается на постамент только поверхностью правого бедра. Майоль передает ощущение духовного полета, как бы преодолевающей силы земного тяготения. Но его нимфа одновременно отдается на волю природных сил и сохраняет уравновешивающее, аполлоническое начало» [3, c. 16].
Таким образом, благодаря тому, что женский образ входит в состав традиционных художественных символов, он представляет собой архетип высокой степени сложности, где решающим фактором могут оказаться наложенные друг на друга символические аспекты. Женский образ является отражением самых универсальных и возвышенных в мировой культуре.
Рисунок 1. Костёнковские Венеры (21 тыс. лет до н. э., известняк)
Рисунок 2. Дж.М. Стадвик. Мойры и веретено судьбы (1890 г., холст, масло)
Рисунок 3. Н. Модена. Богиня Фортуна (1500 г., гравюра)
Рисунок 4. Пифокрит. Богиня Нике Самофракийская (II в. до н. э., мрамор)
Рисунок 5. С. Боттичелли. Грации. Весна. (1482 г., холст, масло)
Рисунок 6. Ж. Гужон. Фонтан невинных. (1549 г., мрамор)
Рисунок 7. Майоль А. Гора. Река. Воздух. (1930-е гг., мрамор)
Cписок литературы:
- Багдасарян В.Э. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. М.: Локид-Пресс, 2003. — 495 с.
- Винкельман И.И. Избранные произведения и письма. М.: Ладомир, 1996. —205 с.
- Клыкова И.А. Аристид Майоль: Альбом. М.: Изобраз.искусство, 1981. — 64 с.
дипломов
Оставить комментарий