Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гомзякова Е.Л. О РОЛИ ЗАРИСОВОК И НАБРОСКОВ В РИСУНКЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(36). URL: https://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

О  РОЛИ  ЗАРИСОВОК  И  НАБРОСКОВ  В  РИСУНКЕ

Гомзякова  Елизавета  Леонидовна

студент  3  курса,  факультет  технологии  и  дизайна  ВятГГУ, 
РФ,  г.  Киров

Е-mailkenay@mail.ru

Савинов  Андрей  Михайлович

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  дизайна  и  изобразительного  искусства  ВятГГУ, 
РФ,  г.  Киров

 

Выполнение  набросков  и  зарисовок  является  важной  составляющей  обучения  рисунку.  Набросок  (croquet  –  франц.,  sketch  –  англ.)  –  монохромное  неполное  обобщенное  изображение  предметного  мира,  исполняемое  обычно  в  короткий,  иногда  в  кратчайший  промежуток  времени,  когда  сложная  форма  решается  верной  и  выразительной  передачей  только  ее  основных,  типических  и  характерных  признаков.  Поэтому  набросок  часто  определяется  как  целое,  увиденное  без  частностей.  Зарисовка  –  более  полное,  чем  набросок,  монохромное  изображение  предметного  мира,  но  время  работы,  над  которым  определяется  самим  рисующим,  что  зависит  от  требований,  которые  он  предъявляет  к  ее  содержанию,  а  также  от  дальнейшего  назначения  зарисовки.  Зарисовка,  исполняемая  с  натуры,  является  как  бы  продолжением  наброска  в  сторону  обогащения  его  деталями  [1,  с.  7–8].  Кроме  того,  одна  из  главных  функций  зарисовок  и  набросков  –  поиск  композиционного  пространства,  который  облегчает  выполнение  работы  на  основном  формате.  Правильно  найденное  в  наброске  размещение  всей  массы  натуры  может  служить  началом  длительного  учебного  рисунка.

С  давних  времен  многие  именитые  художники  задумывались  о  необходимости  выполнения  зарисовок  и  набросков.  До  XV  века  существовал  обычай  делать  эскиз  со  всеми  деталями  (для  фрески  или  алтарной  картины).  Леонардо  да  Винчи,  перед  тем  как  начать  свою  работу,  делал  несколько  вариантов  эскизов,  из  которых  выбирал  лучший,  по  его  мнению.  Рафаэль,  напротив,  последовательно  разрабатывал  один  и  тот  же  вариант.

Также  значительной  функцией  набросков  и  зарисовок  выступает  возможность  достигать  цельности  изображения.  Именно  об  этой  особенности  (целостности)  восприятия  у  художников  говорил  И.П.  Павлов:  «У  людей  художественного  типа  преобладает  первая  сигнальная  система,  и  они  воспринимают  действительность  целиком,  без  всякого  дробления,  без  всякого  разъединения»  [4,  с.  213].  Такое  выполнения  наброска  может  иметь  самостоятельную  художественную  ценность.  В  музеях  и  на  выставках,  посвященных  рисунку,  экспонируются  как  самостоятельные  произведения.  Это  относится,  прежде  всего,  к  таким  художникам  как  А.  Дюрер,  И.Е.  Репин,  В.М.  Васнецов,  В.А.  Серов,  В.И.  Суриков  и  другие.

Все  это  важно  учитывать  и  в  педагогической  деятельности.  Выполнение  набросков  приучает  учащегося  обращать  внимание  на  пропорции,  развивает  наблюдательность,  целостное  видение,  зрительную  память.  Не  случайно  еще  П.П.  Чистяков  ученикам,  которые  не  справлялись  с  передачей  пропорций,  советовал  ежедневно  делать  наброски.  В  мастерской  И.Е.  Репина  наброски  тоже  были  непременной  частью  учебного  процесса.  Учебно-методическое  значение  набросков  отмечал  Д.Н.  Кардовский.  Главной  особенностью  его  обучения  рисунку  были  многочисленные,  ежедневно  выполняемые  наброски  с  самых  разнообразных  предметов.

Также  следует  отметить,  что  рисунок  –  длительный  или  короткий,  несет  в  себе  процесс  познания  и  созидания.  Русский  художник  К.Ф.  Юон,  придавая  наброску  с  натуры  особое  значение,  как  средству  познания  действительности,  выработки  навыка  изображения  фигур  в  движении  разработал  систему  быстрого  рисования  в  процессе  работы  над  пространством  и  композицией.  Эта  система  включала  в  себя  следующие  практические  работы:

  • упражнения  в  схематических  набросках  лиц,  фигур  и  животных;
  • рисование  по  памяти  и  воображению  фигур  в  движении;
  • усвоение  привычки  альбомного  рисования  как  в  студиях,  так  и  еще  больше  в  обстановке  живой  жизни;
  • коллекционирование  альбомных  зарисовок  фигур,  сценок,  уголков,  жилищ,  обстановок,  типажей,  костюмов,  частей  природы,  процессов  труда,  общественной  жизни,  домашнего  быта,  всей  специфики  отечественной  культуры,  ее  красок,  стиля  и  т.  п.;
  • изучение  в  виде  зарисовок  городской  и  сельской,  фабрично-заводской,  клубной,  детской,  домашней,  праздничной,  и  повседневной  жизни,  всего  богатства  исключительных  или  необычных  моментов  жизни  и  природы;
  • зарисовка  всего  редкого  или  типичного,  даваемого  действительностью  [3,  c.  16–17].

Наброски  и  зарисовки  с  натуры  чаще  всего  предполагают  передачу  общего  впечатления,  самого  главного  в  объектах  изображения  или  же,  наоборот,  отдельных  частностей  натуры.  Вместе  с  тем  в  наброске  предполагается  правильность  передачи  формы,  пропорций,  объема,  пространственного  положения  предмета,  эстетической  сущности  окружающей  действительности.  Главное  же  заключается  в  том,  что  наброски  и  зарисовки  являются  средством  выражения  первоначального  впечатления  от  натуры,  в  то  время  как  в  длительном  рисунке  закрепляют  и  уточняют  форму,  объем  натуры  на  основе  тщательного  ее  изучения  [3,  с.  3].

Анализ  литературы  по  выполнению  набросков  показал,  что  основными  материалами,  применяемыми  при  набросках  и  зарисовках,  могут  служить:  графитные  карандаши  различной  мягкости;  цветные  карандаши;  тушь;  мягкие  материалы  (соус,  сангина,  уголь  и  др.);  однотонная  акварель;  маркеры  различной  толщены  и  формы.  В  набросках  хорошо  применять  цветную  и  тонированную  бумагу.  Достаточно  тронуть  рисунок  в  нужных  местах  мелом,  чтобы  придать  предмету  объемность,  передать  свет  и  пространство.  Без  выполнения  набросков  и  зарисовок  будет  сложно  организовать  пространство  на  выбранном  формате  листа  [2].

Что  касается  порядка  выполнения  наброска  или  зарисовки,  то  он  систематизируется  на  общих  обязательных  принципах  процесса  выполнения  любого  изображения  (длительного  или  кратковременного):  от  общего  к  частностям,  от  больших,  главных  масс  к  более  мелким,  второстепенным,  сохраняя  впечатление  целостности  [5].  Вначале  следует  решить  его  композицию,  расположение  одного  или  нескольких  рисунков  на  листе,  с  учетом  общего  впечатления  каждого  наброска  и  листа  в  целом.

Для  уточнения  необходимости  выполнения  в  учебном  процессе  набросков  и  зарисовок  было  проведено  анкетирование  среди  художников-педагогов  и  студентов  Вятского  государственного  гуманитарного  университета.  Для  этого  сначала  была  составлена  анкета  из  пяти  вопросов  с  тремя  вариантами  ответов.  Анкетирование  показало,  что  все  педагоги  и  студенты  согласны  с  тем,  что  перед  началом  выполнения  длительного  рисунка  необходимо  выполнять  наброски  и  зарисовки  и,  что  это  развивает  целостное  видение  объекта  изображения  и  выполняемого  рисунка.  Кроме  того  респонденты  сходятся  во  мнении  о  том,  что  наброски  и  зарисовки  необходимо  вести  от  общего  к  частному  и  помимо  общего  впечатления  предполагают  передачу  пространства.

Таким  образом,  наброски  и  зарисовки  являются  важной  подготовительной  частью  перед  началом  выполнения  длительного  рисунка.  Они  помогают  учащимся  определить  композицию  и  пространство,  целостно  воспринимать  натурную  постановку,  передавать  общее  впечатления  от  изображаемого  объекта.

 

Список  литературы:

  1. Барщ  А.О.  Наброски  и  зарисовки  [Текст]:учеб.  пособие  для  студентов  /  А.О.  Барщ.  –М.:  Искусство,  1970.  –  166  с.
  2. Гомзякова  Е.Л.  Пространство  в  учебном  рисунке  //  Концепт.  –  2014.  –  Спецвыпуск  №  06.  –  ART  14582.  –  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://e-koncept.ru/2014/14582.htm.  –  ISSN  2304-120X.
  3. Кузин  В.С.  Рисунок.  Наброски  и  зарисовки  [Текст]:пособие  для  студентов  /  В.С.  Кузин.  –2-е  изд.,  стер.  –М.:  издательский  центр  «Академия»,  2013.  –  232  с. 
  4. Павлов  И.П.  Полное  собрание  трудов  [Текст]  /  И.П.  Павлов.  –  2  изд.,  т.  III.  –  М.-Л.:  Академия  наук  СССР,  1951.  –  439  с.
  5. Савинов  А.М.  Методические  принципы  академического  рисунка  при  подготовке  дизайнеров  /  А.  М.  Савинов  //  Концепт.  –  2014.  –  Спецвыпуск  №  06.  –  ART  14571.  –  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://e-koncept.ru/2014/14571.htm.  –  Гос.  рег.  Эл  No  ФС  77-49965.  –  ISSN  2304-120X  (0,56  п.л.).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.