Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дмитриева Ксения Вячеславовна
студент художественно-графического факультета Смоленского государственного университета
РФ, г. Смоленск
E-mail: capitan_cherry@mail.ru
Дрягина Вера Борисовна
научный руководитель, доцент художественно-графического факультета Смоленского государственного университета
РФ, г. Смоленск
Для формирования полноценной личности школьники должны заниматься творчеством. Чтобы разобраться с этой темой, необходимо понять, что же представляет собой творчество, особенно детское, знать его специфику и какие качества оно способно развивать.
Злотников В.Г., известный педагог и психолог, пишет, что творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства.
Волков А.А. подмечал, что воспитание творчества оказывает сложное и разностороннее воздействие на ребенка. В творчестве принимают участие умственные составляющие, а именно воображение, мышление и знания, характер ребенка и его чувства. Необходимо обогатить его ум всевозможными представлениями, дать пищу для творчества, научить правильно присматриваться, стать наблюдательным [4, с. 10].
Одним из видов творчества является бумажная пластика. Бумажная пластика – это особый вид творческой деятельности, направленной на конструирование и создание работы из бумажного материала. Бумажная пластика помогает развить в ребенке его духовное восприятие, чувственно-эмоциональное отношение к миру и действительности и интеллектуально-творческий потенциал. Систематически занимаясь бумажной пластикой, можно улучшить многие важные качества, так как пространственное мышление, образное представление, логику, зоркость глаза, острое ощущение цвета. Это в дальнейшем поможет ребенку не только в творчестве, но и в любой другой сфере работы. Известный педагог И.Я. Лернер в творческой деятельности детей выделяет следующие черты: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; видение новой функции предмета (объекта); видение проблемы в стандартной ситуации; видение структуры объекта; способность к альтернативным решениям; комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми [4, с. 10].
Кроме того, как писали выдающиеся педагоги Я.А. Коменский, Ф. Фребель и И.Г. Песталоцци, занятия творчеством создают основу для содержательного и полноценного общения детей и взрослых, отвлекают ребенка от грустных и негативных мыслей, убирают нервное напряжение, помогают забывать страхи. То есть выполняют оздоровительную функцию, настраивают ребенка на позитивность и хорошее настроение [4, с. 10]. Через творчество ребенок может выразить себя, показать свой духовный мир, то есть найти способ быть понятым окружающим миром.
Все эти качества необходимо развивать у детей всех возрастов и особенно среднего школьного возраста (от 11–12-ти до 15-ти лет). Этот возраст совпадает с обучением в 5–9 классах средней школы, поэтому он и получил такое название [1, с. 5]. У ребенка в этом возрасте происходит переход от детства к юности, восприятие становится более целенаправленным и организованным, чем у младших школьников. Улучшаются способности к абстрактному и пространственному мышлению, анализу и осмыслению [3, с. 376]. Эмоциональные всплески у подростков зачастую бывают излишне бурными, начинает проявляться гнев, упрямство, острота переживаний, уход в себя, происходят конфликты с окружающими. В этом сложном возрасте начинается осмысление себя, своего места в мире и среди людей, возникает сильное желание самовыражения. Так происходит формирование целостной личности. Так же в подростковом возрасте происходит социально-нравственное воспитание ребенка, формируются моральные убеждения и нравственные идеалы. Поэтому занятия творчеством в этом возрасте крайне необходимы.
Существует несколько видов бумажной пластики: оригами; модульное конструирование; симметричное вырезание, вырезание орнаментов; транспарантное вырезание; художественное вырезание; объемные модели из бумаги; торцевая пластика (квиллинг); плетение из бумаги; рельефные и полуобъемные композиции; макетирование в бумагопластике [2; 6].
В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство, художественные дисциплины, способные формировать высокий эстетический вкус, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработан и утвержден Обязательный минимум содержания основного общего образования по изобразительному искусству. В соответствии с ним разработана примерная программа для творческих дисциплин. Этот документ является нормативным, на его основе составляется авторские программы, в составе которых обязательно должны быть занятия бумажной пластикой.
Общеобразовательные учебные учреждения должны ориентироваться на главные направления в обучении и воспитании:
- развитие индивидуально-творческих и художественных способностей школьника, освоение им способов и методов эстетического познания мира с помощью изобразительного искусства;
- воспитание нравственных качеств у школьника.
Обязательный минимум содержания образовательного компонента «Изобразительное искусство» на сегодняшний день реализуется в нескольких программах.
В школьной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского художественная деятельность детей на уроках проявляется в разнообразных формах, среди них объемно-пространственное моделирование и проектно-конструктивная деятельность. В 5 классе школьники изучают тему «Древние корни народного искусства», на которой конструируют нарядный праздничный костюм из бумаги и народные игрушки из бумаги. Также авторы программы предлагают для изучения школьников такие темы как «Роль человека в обществе» и «Декоративное искусство в современном мире», на которых дети занимаются бумажной пластикой. В 6 классе школьники уже занимаются скульптурой, в которой используется мятая бумага. В 8 классе дети касаются темы архитектуры и дизайна в сфере пластических искусств, поэтому на уроках очень часто рекомендуют использовать бумагу и картон всевозможных видов.
При анализе школьной программы С.А. Полищук «Изобразительное искусство. Основы архитектурной композиции и дизайна» выяснилось, что курсу бумажной пластики отдается большое значение. Формы художественной деятельности могут быть разными и по содержанию, и по технике. Это может быть изображение в объеме из картона, бумаги, создание пространственных моделей в макете, творчество в технике аппликации и коллажа. В 6 классе учащиеся делают первые работы в объемно-пространственной композиции из бумаги, 7 класс посвящен обучению школьников технике макетирования, а в 8–9 классах дети уже занимаются скульптурой, не только из глины и пластилина, но и бумаги [5, с. 91].
Рассматривая учебные программы по изобразительному искусству для детей среднего школьного возраста можно сделать вывод, что бумажная пластика является неотъемлемой частью. Ведь занятия конструированием дают школьникам хорошую возможность овладеть навыками работы с различными материалами, развивает чувство формы, пластичности, совершенствует зрение, глазомер, осязание и пространственное видение, тренирует способность к тонкой ручной работе и развивает образное мышление.
Список литературы:
- Богданов И.М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. – Академия педагогических наук РСФСР, 1948. – с. 5.
- Браиловская Л.В. Арт-дизайн. Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1984. – Т. 1. – с. 376.
- Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? Дошкольное воспитание, – № 2, – 2005. – с. 10.
- Кузин В.С., Корнута И.В. сост., Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5–9 кл. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001. – с. 91.
- Макарова Н.Р. Секреты бумажного листа. Раб. тетр. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
дипломов
Оставить комментарий