Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Инамова Наташа Рахимовна
студент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»,
РФ, г. Магнитогорск
E-mail: tasa77380@mail.ru
Тумбасова Екатерина Романовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»,
РФ, г. Магнитогорск
Существование различий между людьми часто объясняется индивидуальностью и уникальностью каждого человека, обусловленной особенностями биологического и физиологического строения организма, то есть, темпераментом, как особенностью поведения человека и характера его интеллектуальной деятельности, эмоциональных проявлений и активности индивида.
Из знаний возрастной психологии является известным центральное психологическое новообразование, свойственное подростковому возрасту – самосознание личности, становление которого осуществляется посредством общения и творческого самовыражения. Творчество для подростка является не только возможностью самореализации, но продуктом становления его личности.
Таким образом, становится интересным изучение развития личности подростка, с точки зрения взаимосвязи его творческой деятельности, его креативности с динамическими чертами, индивидуальностью, его темпераментом.
Так что же такое темперамент? С точки зрения психологии, темпераментом называется индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.
Термин «темперамент» впервые отметил свое появление в античной науке, в результате изучения индивидуально-психологических различий древнегреческой медициной в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа. Гиппократ считал, что физическое состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме, то есть крови, желчи, черной желчи и слизи. В зависимости от преобладания той или иной жидкости и определялся темперамент человека.
Постепенно, в науке появляется признание психических особенностей на равне с телесными функциями человека, в результате чего, современная наука, говоря о темпераменте, имеет в виду многие психические различия между людьми. Такие как глубина, интенсивность и устойчивость эмоций, эмоциональная впечатлительность, а также, темп и энергичность действий, устойчивость поведения и деятельности человека.
Несмотря на большое количество литературных трудов, посвященных изучению темперамента, разнообразии подходов к проблеме, тема темперамента во многом остается спорной и нерешенной, при этом, многие ученые и практики сходятся во мнение о том, что темперамент является биологическим фудаментом, на котором формируется личность как социальное существо.
Несмотря на разнообразие концеций, объясняющих смысл и ценность темперамента, в отечественной и зарубежной психологии выделяются основные свойства, определяющие этот показатель личности. Автором нейрофизиологической теории, рассматривающей данные свойства является И.П. Павлов, который выделяет следующие аспекты темперамента:
Сензитивность, или чувствительность, которая определяется силой воприятия событий, так или иначе, происходящих с человеком, возникновением и скорости какой-либо психической реакции.
Реактивность, или действенность, которая отражает реакцию, возникающую у человека, в ответ на воздействия извне.
Активность, которая свидетельствует о движении и интенсивности деятельности, осуществляемой индивидом, взаимодействии с окружающей действительностью, направленностью на удовлетворение потребностей.
Пластичность и ригидность отражают степень гибкости, изменяемости, податливости и адаптивности человека, свидетельствуют о поведении в целом, его возможной инетрности и косности.
Темп реакции, который раскрывает скорость движения индивида, темп речи, находчивость, динамику жестов, быстроту ума и скорость запоминание, то есть характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов.
Экстраверсия и интраверсия, как наиболее распространенные критерии категоризации и типизации личности, наиболее известные аспекты содержания темперамента. Выражаются в поведении, в таких чертах, как направленность личности на мир внешних объектов, либо на внутренний субъективный мир.
Эмоциональная возбудимость характеризует силу или слабость воздействия на индивида, с целью возникновения эмоциональной реакции и регистрации ее скорости.
С учетом всех перечисленных свойств, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
Сангвиник. Сангвиником является человек с повышенной реактивностью, но при, уравновешенной с активностью. Очень активен и энергичен, такой человек обладает живой мимикой и выразительными движениями, легковозбудим. Имеет высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. В связи с гибкостью нервной системы, легко приспосабливается и адаптируется ко всему новому, ему свойственны такие качества как дружелюбность, доброта, толерантность и чуткость, а также беззаботность, неответственность, поверхностность.
Холерик. Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Холерики очень импульсивны и эмоциональны, обладают большей устойчивость стремлений и интересов, в сравнении с сангвиниками. Очень настойчивы, самолюбивы и горды, являются лидерами по своей натуре, имеют высокую самооценку. Легко находят общий язык с людьми, но, предпочитая занимать доминирующую позицию, соперничает с окружающими.
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Флегматики сдержаны на эмоции, рассудительны и внимательны, последовательны в своей деятельности, довольно рациональны, обладают бедной мимикой, движения невыразительны и замедленны, также, как речь. Флегматик ненаходчив, он с трудом переключает внимание и адаптируется к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом такие люди довольно энергичны, отличаются высокой работоспособностью и терпеливостью. Как правило, трудно сходятся с новыми людьми, в силу своей интровертированности и обращенности к своему внтреннему миру.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и эмоциональностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что любые события, воспринимаемые меланхоликом, даже имея незначительный повод могут вызвать у него слезы. Такие люди чрезмерно обидчивы и отличаются болезненной чувствительностью, что может активно выражаться в творческой стезе. Меланхолики очень интравертированны, что выражается в предпочтении ими одиночества компании. Довольно скромны и стеснительны, часто отмечается заниженная самооценка, что, вероятно, связано с постоянным самоанализом. Свойственны частые перепады настроения, эмпатичны и толерантны по отношению к окружающим. Мимика и движения меланхолика невыразительны, голос тихий, движения бедны. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен.
Как выясняется из фундаментальных трудов, именно темпарамент является основой индивидуальности человека, что выражается в поведении, внешности, жизни в целом и, конечно же, в творчестве как самовыражении.
В сравнении творчества взрослого и ребенка можно найти массу принципиальных различий. Творчество взрослого человека преследует целью реально полученный результат, такой как картинка, книга, самолет. Однако, для ребенка то, что создано его руками является лишь побочным продуктом основного результата, коим является созидание собственной личности. Рисуя, двигаясь под музыку, распевая слова, всплывающие сиюминутно, сочиняя песню на свои стихи и фантазируя перед сном, ребенок познает себя и тестирует мир, приспосабливая себя к своему окружению.
Второй особенностью детского творчества является его тотальность, то есть свойственность всем без исключения детям до подросткового периода, когда вхождение во взрослое сообщество побуждает большую часть людей отказаться от приспособления путем творчества. Творчество детей не может быть одинаковым, оно различается в возможностях, которыми наделила их природа, в отдельных видах творческой деятельности, которые развивает ребенок, но само творчество является непременным атрибутом становления их личности.
По мнению ряда авторов, творчество не является исключительным процесс, касающимся только отдельных творческих личностей, процесс творчества пронизывает жизнь каждого человека, что особенно заметно проявляется в детстве. Д.А. Леонтьев выделяет творчество как показатель нормально развивающегося ребенка, высшую психическую функцию, трансормирующуюся и изменяющуюся в процессе взросления ребенка.
Интересным становится рассмотрение процесса становления и проявления творческих способностей у подростков. Как указывалось ранее, творчество в этом возрасте выступает в роли возможности собственного самосознания ребенка. Подросток, выходя из границ своего привычного детского мира, расширяя их, знакомится с окружающими его явлениями заново. Формируя собственную идентичность, занимаясь становлением своего нового «Я», он выбирает доступную и одобряемую со стороны общества психологическую защиту – свое творческое развитие. Трудности, с которыми сталкивается подросток также могут являться мотивацией к его творческому становлению. Данный процесс не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск проявления отмечается к возрасту 10 лет, а второй приходится на юношеский возраст. Именно из-за неоднозначности творчества в этом возрасте, я нахожу интересным изучение этого процесса у детей 12–14 лет.
Было проведено исследование, из которого были сделаны следующие выводы:
В младшем подростковом возрасте преобладает сангвинический тип темперамента, реже встречается холерический и флегматический типы темперамента. Я считаю, что это взаимосвязано с тем, что в целом, в мире преобладает сангвинический тип темперамента.
В творческой направленности младших подростков происходит игнорирование замкнутых контуров, отмечается высокая продуктивность работы и богатство словарного запаса, способность образной передачи сути.
В младшем подростковом возрасте отмечается взаимосвязь между темпераментом и проявлением креативности в младшем подростковом возрасте. Это позволяет говорить о том, что выше креативность младшего подростка, тем ниже показатель его общительности и интереса к другим людям, преобладание закрытости внутреннего мира и склонности к самоанализу.
Таким образом, в исследовании рассматривается темперамент, как наличие многих психических различий, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также других характеристик, проявляющихся в характере деятельности подростка, в его творческом самовыражении.
Вероятно, что осознание взаимосвязи темперамента ребенка и возможностей его творческой деятельности может существенно помочь родителям и педагогам в более успешном обучении и самореализации младшего подростка.
Список литературы:
- Аверин В.С. Психология детей и подростков [Текст] / В.С. Аверин. – М.: Санкт-Петербург, 1994. – 178 с.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская – М.: Академия, 2002. – 318 с.
- Быстров А.Н. Прикладная психология и психоанализ [Текст] / А.Н. Быстров – М.: Академия, 2006.
- Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. [Текст] / Э.А. Голубева – Дубна: Феникс+, 2005. – 511 с.
- Голубева Э.А. Способности и склонности. Комплексные исследования. [Текст] / Э.А. Голубева – М.: Педагогика, 2000. – 200 с.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий [Текст] / М.С. Егорова. – М.: Планета детей, 2000. – 328 с.
дипломов
Оставить комментарий