Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Андрейченко Антон Олегович
аспирант, кафедра психологии и педагогики АмГУ,
РФ, г. Благовещенск
E-mail: andrei4enko_anton@mail.ru
Щепкина Нэйлэ Каюмовна
научный руководитель, д-р пед. наук, доцент АмГУ,
РФ, г. Благовещенск
Современный взгляд на инновационную деятельность студента предполагает раскрытие множества условий, влияющих на процесс создания нового. Различные исследования подводят к тому, что понятия «творчество», «креативность» и «инновации» находятся в сложной взаимосвязи друг с другом и поэтому изучение данного направления на сегодняшний день является особенно актуальным.
Сложно представить личность в инновационной деятельности без наличия у нее творческого начала, а новаторскую деятельность студента – без высокоразвитой социальной креативности. Социальная креативность, выражающиеся в создании личностью новых и нестандартных способов решения социальных задач, свойственна в большей степени социально адаптированным лицам, не испытывающим ситуационное напряжение в межличностном и социальном взаимодействии [2].
В работах отечественных психологов термин «социальная креативность» присутствует крайне редко, наиболее часто способность к творчеству в социальном контексте определяется в терминах «коммуникативная креативность» (А.А. Голованова, Н.В. Мартышкина, Т.Ю. Осипова), «креативность» в сфере общения (С.Ю. Канн, Н.А. Тюрьмина) и т. д.
Развитие социальной креативности обеспечивается системным развитием свойств и способностей, составляющих творческий потенциал личности (Попель А.А.). Получается, что социальная креативность охватывает продуктивные процессы, участвующие в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в социальной сфере жизни людей в политике, в образовании, в управлении. Новаторская деятельность современных студентов, в большей степени, направляется «когнитивной инновационностью» – это тенденция получать удовлетворение от нового опыта и от изучения закономерностей функционирования этого нового [1]. А степень включенности студента в новаторскую деятельность можно представить в виде таблицы 1. В настоящее время ведётся дискуссия о том, как соотносятся между собой понятия «креативность» и «инновации».
Таблица 1.
Классификация студентов по включенности в инновационный процесс
|
||
|
|
|
Творчество представляет собой процесс создания новых материальных и духовных ценностей, тогда как креативность является внутренним потенциалом личности. Креативность, прежде всего, связывают с процессом творчества, генерированием новых, потенциально полезных идей. Но эти идеи становятся инновациями только тогда, когда они уже применены на практике. Поэтому можно считать креативность первым шагом в последующих инновациях.
Исходя из этого, целью нашего исследования стало изучение психологических коррелятов социальной креативности, связанных с инновационной деятельностью. Гипотеза: существуют прямые и обратные корреляционные связи между показателем социальной креативности и различными психологическими составляющими инновационного потенциала студентов. База исследования: Амурский государственный университет, г. Благовещенск. Выборка составила 40 человек. Был использован следующий пакет методик: «Определение социальной креативности» (А.В Батаршев), тест «Личностная креативность» (А.Е. Туник), Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ)» «Методика многофакторного исследования личности» (Р.Б. Кеттел).
Рисунок 1. Показатели личностной креативности студентов с низкой и высокой социальной креативностью
По результатам средних значений тестов социальная креативность проявляется на среднем уровне, а показатели личностной креативности значительно различаются у студентов с высокой и низкой социальной креативностью. Для людей с высокой социальной креативностью характерна большая склонность к риску, по сравнению с группой низко креативных студентов (рис. 1).
Склонность к риску имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. В большинстве случаев инновационная деятельность представляет абстрактный и неопределенный процесс, а люди с высокой социальной креативностью, благодаря своей склонности к риску, способны преодолевать неопределенность и находить новое решение проблемной ситуации. Кроме этого, студенты с различным уровнем социальной креативности различаются степенью сложности мыслительных процессов. Получается, что социально креативные студенты предпочитают и стремятся к генерированию сложных идей, которые имеют определяющее значения для новаторской деятельности. Так же для социально креативных студентов характерна более высокая любознательность во всех в сферах и развитое воображение.
По методике «САМОАЛ» наиболее высокие значения по гибкости в общении, аутосимпатии, а низкие – взгляд на природу человека.
Рисунок 2. Показатели самоактуализации студентов с различным уровнем креативности
Для студентов с высокой социальной креативностью характерно более высокое развитие автономности, спонтанности, ценностей (рис. 2). Социально креативные студенты более уверенны в себе и доверяют окружающему миру, самоактуализация для них образ жизни. Спонтанность у студентов с развитой креативностью соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, легкость без усилия. Показатели самопонимания, спонтанности и аутосимпатии связаны между собой и показывают, что студенты-креативы более ориентированы на собственное мнение, игнорируют социальные стандарты.
Рисунок 3. Результаты по тесту Кеттела
Так же было проведено исследование личностных черт социально креативных студентов (рис. 3). По тесту Кеттелла наиболее высокие значения получены по шкалам «общительность» и «смелость», то есть, что для испытуемых характерна естественность, непринужденность, активность в устранении конфликтов в группе, а так же готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми. Наиболее низкий результат по шкале «спокойствие».
При использовании коэффициента ранговой корреляции Спирмена (при p <0,05) было выявлено следующее. Социальная креативность статистически значимо связана со склонностью к риску (r=0,44) и сложностью мыслительной деятельности (r=0,56). Показатель социальной креативности прочно связан со способностью к самоактуализации (r=0,42). Чем выше студента социальная креативность, тем больше он стремиться к более полному выявлению, развитию и реализации своих личностных возможностей, своего потенциала. Так же существует положительная взаимосвязь между социальной креативностью с автономностью (r=0,49), спонтанностью(r=0,38) и самопониманием (r=0,41). Социальная креативность положительно связана с «общительностью» (r= 0,47), «доминантностью» (r= 0,37), «высокой нормативностью поведения» (r= 0,6) и «смелостью» (r= 0,58). Такие люди имеют эмоциональные интересы, готовы к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способны принимать самостоятельные, неординарные решения, склонны к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: социально креативные студенты отличаются любознательностью, сложностью идей, склонностью к риску, развитым воображением, а так же развитой автономностью, спонтанностью и гибкостью в общении. Таким образом, социальные креативы заведомо предрасположены к инновационной деятельности, генерированию идей, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Список литературы:
- Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Молодой ученый. – 2013. – № 4. – С. 521–525.
- Чичук Е.Ю. Побудительные основания социальной креативности личности (на материале социономических профессий): Дис. ... канд. психол. наук. – Краснодар, 2010. – 235 с.
дипломов
Оставить комментарий