Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2015 г.)

Наука: Науки о Земле

Секция: География

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мұ х.Ә. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(27). URL: https://sibac.info/archive/nature/2(27).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ЭТНИЧЕСКИЕ  ПРОСТРАНСТВА  РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

Мұ хтарова  Әсел  Мұхтарқызы

магистрант  2  курса,  кафедра  экологии  и  географии  ВКГУ  им  С.  Аманжолова,  Республика  Казахстан,  г.  Усть-Каменогорск

Е-mail asel-17-91@mail.ru

Салыкбаева  Галия  Манаповна

научный  руководитель,  ст.преподаватель  кафедры  экологии  и  географии,  ВКГУ  им.  С.  Аманжолова,  Республика  Казахстан,  г.  Усть-Каменогорск

 

Становление  современного  Казахстана  в  своем  этнонациональном  и  многонациональном  измерениях  происходит  в  сложных  исторических  условиях.  Это  порождает  целый  ряд  новых  и  вполне  реальных,  а  не  надуманных  проблем  обустройства  как  наций-этносов,  так  и  нации-государства.  Нации-этносы  —  это  исторические  общности  с  самобытным  социальным  и  культурным  опытом  развития  и  сотрудничества,  которые  являются  составными  частями  единой  социальной,  духовной  и  государственной  общности  Казахстана.  Следует  осознать  на  уровне  культуры,  политики  и  управления,  что  нации,  национальные  отношения,  а  значит  и  национальная  политика  для  многонационального  Казахстана,  —  это  категории,  относящиеся  к  глубинным  основам  ее  истории,  духовности,  государственного  строительства  и  безопасности.

Реалии  сегодняшнего  дня  актуализируют  обширную  проблематику,  связанную  с  феноменом  этноса.  Это  происходит  вследствие  таких  явлений  современности,  как  межэтнические  конфликты,  поиск  и  кризис  идентичности,  вытекающий  из  всеобщей  тенденции  к  интеграции  и  потребности  в  чувстве  индивидуальности.  В  виду  недостаточной  теоретической  разработки  проблем  этнического  ряда  перед  наукой  встаёт  задача  всестороннего  изучения  данного  феномена  с  общетеоретической  точки  зрения.

Как  известно,  пространство  человеческого  социума  содержит  и  соединяет  в  себя  различные  сферы:  политические,  правовые,  экономические,  геополитические,  культурные,  этнические,  конфессиональные  и  другие,  границы,  ареалы  и  конфигурации  которых  не  совпадают.

Пространство  —  не  есть  мир,  замкнутый  в  самом  себе,  оно  структурировано  в  более  широкую  глобальную  среду  обитания  человека.  Это  этнический  аспект  или  этническая  составляющая  всех  остальных  пространств,  т.  е.  своеобразная  мозаика,  состоящая  из  разных  частей,  взаимосвязанных  между  собой.  Поэтому  этническое  пространство  -  это  относительно  замкнутая  область  этнических  отношений  и  событий,  которая  отличается  динамичностью  в  развитии  и  органично  вырастает  из  взаимодействия  с  другими  этническими  группами.

Категория  «этническое  пространство»  отражает  многомерность  бытия  этноса  и  позволяет  исследовать  его  как  целостность,  интегрируя  все  пространственные  характеристики  (экологическое,  генетическое,  социокультурное,  языковое  пространство).

Этническое  пространство  является  ядром  социального  пространства  и  выполняет  роль  буфера,  отграничивающего  и  соединяющего  биосферу  и  социосферу  [1].

Этническое  пространство  является  одним  из  компонентов,  одним  из  сегментов  социосферы,  как  универсального  контекста  жизни  человека,  в  пределах  которого  развивается  и  раскрывается  этническая  культура,  происходит  седиментация  (оседание,  откладывание,  накопление)  специфической  традиции,  совокупности  обычаев  и  т.  д.  Вместе  с  тем,  «этническое  пространство»  выступает  и  местом  зарождения  инноваций,  которые  развиваются,  в  согласии  с  условиями  ландшафтов,  культурного  окружения  и  т.  д.

Этническое  пространство  —  пространство  в  пределах  которого  распространен  тот  или  иной  этнос  [2].

Этническое  пространство  не  совокупность  индивидов,  а  пространство,  насыщенное  определенными  отношениями,  нормами,  ценностями.  Индивид  живет  в  этом  этническом  пространстве,  но  он  не  связан  с  ним  неразрывной  нитью.  Входя  в  то  или  иное  этнополе,  он  надевает  на  себя  соответствующий  «национальный  костюм»,  т.  е.  начинает  жить  в  соответствии  с  нормами  «своего»  этноса;  выходя  из  него,  он  сбрасывает  прежний  «костюм»  и  либо  облачается  в  новый  в  результате  ассимиляции,  либо  использует  элементы  разных  «костюмов»,  играя  роль  космополита  и  перемещаясь  в  пограничной  зоне  между  несколькими  этнополями  (обычная  ситуация  у  родившихся  от  смешанных  браков  или  переехавших  в  новую  этническую  среду).  Это  особое,  своеобраз­ное  отношение  к  совершенно  определенной  территории,  выраженное  во  всем  богатстве  этнической  культуры.

Этнос  функционирует  в  едином  этническом  пространстве.  Прежде  всего  это  территория  и  ее  статус  (территориальное  пространство),  ресурсы  (природные  ресурсы  и  контроль  за  их  перемещением)  и  финансовые  потоки  -  экономическое  пространство,  военно-стратегические  выгоды  и  политическое  положение  —  геополитическое  пространство,  экологическое  пространство  (географическое  пространство  в  качестве  искусственной  среды  жизнедеятельности  человека),  а  также  этническая  принадлежность,  религиозные  верования,  традиции  и  духовные  ценности,  права  и  свободы  —  символическое  пространство.  Можно  сказать,  что  все  это  грани  одного  и  того  же  предмета  —  этнического  пространства.

Этнос  живет  не  изолированно  сам  по  себе,  а  формирует  определенную  среду  обитания.  Это  окружение,  совокупность  природных  условий,  от  которых  зависит  существования  этноса.

Эта  среда  обитания  является  не  просто  средой  жизнедеятельности.  Это  совокупность  связей  и  отношений,  пронизывающих  данную  группу  и  ее  природную  основу  со  всех  сторон.  Это  особый  уклад  жизни,  организация  взаимодействия  с  окружающей  средой  и  другими  этническими  группами,  это  социальная  среда  —  окружающие  человека  общественные,  материальные  и  духовные  условия  его  существования  и  деятельности  [1].

Этническое  пространство  как  область  реализации  национальных  ценностей  человека  следует  рассматривать  в  соответствии  с  его  структурой.  Элементами  этнического  пространства  является:  язык,  этнические  общности,  тип  хозяйства.  Совокупность  этнических  пространств  образует  целостное  государство.  Это  не  мешает  каждому  виду  этнического  пространства  иметь  определенную  самостоятельность,  отличаться  своей  спецификой.

Понятие  этническое  пространство  представляется  важным  в  анализе  социальных,  политических,  этнических  проблем  страны,  поэтому  важно  выделить  этнические  пространства  на  нашей  территории.

По  расчетам  удельного  веса  этносов  и  их  плотности  мы  условно  выделили  ареалы  этнических  пространств.  Территорию  Казахстана  мы  разделили  на  11  этнических  пространств:  Костанайско-Кокшетауское,  Павлодаро-Петропавловское,  Семипалатинско-Зыряновское,  Уральско-Актюбинское,  Атырау-Актауское,  Алматинское,  Кызылординское,  Карагандинское,  Астанинское,  Тараз-Шымкентское,  и  этническое  пространство  с  преобладанием  казахов  (рисунок  1).

Названия  этническим  пространствам  нами  дано  в  связи  с  условными  границами,  внутри  которых  они  существуют.

Выделение  этнических  пространств  позволяет  нам  наглядно  видеть  преобладание  того  или  иного  этноса  на  данной  территории,  их  размещение,  сочетаемость  этносов,  составить  анализ  этнического,  социального  и  политического  развития  страны.

Критериями  для  их  выделения  служат  показатели:  удельного  веса  этносов  в  структуре  населения  региона,  сравнение  с  другими  областями  или  регионами  Казахстана,  размещение,  история  расселения  этноса,  сочетаемость  этносов.

В  размещении  этносов  по  регионам  Казахстана  можно  увидеть  существенную  разницу.

Так,  в  Северном  регионе  по  удельному  весу  преобладает  русское  население  —  40,7  %,  казахи  составляют  —  40,2  %,  украинцы  —  7,4  %.  В  Восточном  Казахстане  казахи  составляют  большинство  —  54,5  %,  русские  —  40,5  %,  татары  —  1,5  %.  В  Центральном  Казахстане  ситуация  почти  похожая,  казахи  —  44,7  %,  русские  —  39,1  %,  украинцы  —  4,6  %.  Противоположная  ситуация  в  остальных  двух  регионах.  Так,  в  Южном  Казахстане  абсолютное  большинство  составляют  казахи  —  75  %,  русские  —  10  %,  узбеки  —  5  %.  В  Западном  Казахстане  казахов  —  82  %,  русских  —  12,4  %,  украинцев  —  2  %  (таблица  1).

Таблица  1.

Удельный  вес  крупных  этносов  в  структуре  населения  регионов  Казахстана

 

Северный  регион

Восточный  регион

Южный  регион

Западный  регион

Центральный  регион

Всего

100

100

100

100

100

Казахи

40,2

54,5

75

82

44,7

Русские

40,7

40,5

10

12,4

39,1

Украинцы

7,4

0,7

0,3

2

4,6

Татары

2

1,5

0,8

0,9

2,5

Немцы

3,7

1,4

0,4

0,3

2,9

Узбеки

0,07

0,08

5

0,8

0,2

Другие

5,9

1,3

8,5

2,3

6

Примечание:  Составлено  автором  на  основе  Агентства  статистики  РК

 

Следующим  критерием  выделения  этнических  пространств  является  сочетаемость  этносов,  за  его  основу  можно  взять  язык  и  религию.

Даже  если  размещение  этносов  связано  с  историческими  событиями,  мирное  существование  и  развитие,  невозможно  без  взаимовлияния  культур  народов  на  данной  территории.  Народы,  которые  волею  судьбы  оказались  в  нашей  стране,  сумели  приспособиться  к  данным  условиям,  найти  общий  язык  с  местным  населением.  В  данной  ситуации  велика  роль  языка  общения  и  религии.  Курды,  чеченцы,  азербайджанцы  мирно  сосуществуют  с  казахами,  потому  что  они  мусульмане,  хотя  и  говорят  на  разных  языках.  А  вот  татары,  турки,  узбеки,  уйгуры,  киргизы  с  казахами  имеют  общность  языковую,  так  как  они  относятся  к  общей  Алтайской  языковой  семье.  Представители  славянской  национальности  сосуществуют  с  коренным  населением  в  Казахстане  в  результате  многовековой  общей  истории.

 

Описание: точно точно

Рисунок  1.  Этнические  пространства  на  территории  Казахстана

 

Костанайско-Кокшетауское  этническое  пространство  в  свой  состав  включает  симбиоз  представителей  русской,  украинской,  белоруской,  казахской,  польской  национальности.  Павлодаро-Петропавловское  этническое  пространство  включает  наряду  с  казахами,  русскими,  украинцами  поляков  и  немцев.  Семипалатинско-Зыряновское  этническое  пространство  в  своем  составе  имеет  русских,  казахов,  украинцев,  немцев,  татар.  В  Уральско-Актюбинском  этническом  пространстве  живут  казахи,  русские,  украинцы,  немцы,  белорусы,  а  также  азербайджанцы,  корейцы  и  турки.  Атырау-Актауское  этническое  пространство  в  свой  состав  включает  казахов,  русских,  и  азербайджанцев.  Алматинское  этническое  пространство  отличается  преобладанием  в  своем  составе  населения  уйгур,  корейцев,  курдов,  турков  и  казахов.  Кызылординское  этническое  пространство  включает  наряду  с  казахами,  русских,  корейцев,  и  украинцев.  Карагандинское  этническое  пространство  является  местом  проживания  для  казахов,  русских,  немцев,  украинцев,  татар,  белорусов,  азербайджанцев.  Астанинское  этническое  пространство  включает  в  свой  состав  представителей  казахской,  русской  национальности.  Тараз-Шымкетское  этническое  пространство  отличается  преобладанием  узбеков,  казахов,  дунган,  греков,  уйгур,  русских,  курдов,  азербайджанцев.  Название  11-го  этнического  пространства  говорит  само  за  себя,  оно  является  пространством  занятым  исключительно  казахским  этносом.

Таким  образом,  в  результате  длительного  времени  все  представители  разных  этносов  превратились  в  коренных  жителей  своих  этнических  пространств,  на  данной  территории  рождается  их  третье  поколение,  воспринимающие  Казахстан  своей  родиной.  Эти  этносы  настолько  взаимосвязаны  между  собой,  что  в  нашей  стране  рождается  новая  культура  —  казахстанская,  т.  е.  своего  рода  мозаика  культур  всех  народов,  которые  уже  тесно  связаны  между  собой,  и  их  этническая  принадлежность  не  играет  какого-либо  значения.  Сохранение  межэтнического  и  межконфессионального  согласия,  достижения  духовно-нравственной  и  социально-политической  гармонии,  укрепления  единства  народа  традиционно  являются  ключевыми  для  нашей  республики.

 

Список  литературы:

1.Барабашин  М.Ю.  Этническое  пространство  как  предмет  этнополитического  конфликта  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://evrazia.org/article/  (дата  обращения  20.01.2015).

2.Демографический  энциклопедический  словарь   [Электронный  Ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://demography.academic.ru/   (дата  обращения  23.01.2015).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.