Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CCIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2024 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Портнова Е.А. РАЗВИТИЕ ТУРЕЦКОГО КИНЕМАТОГРАФА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(202). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(202).pdf (дата обращения: 05.01.2025)
Проголосовать за статью
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов (обновление каждые 15 минут)
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ТУРЕЦКОГО КИНЕМАТОГРАФА

Портнова Евгения Александровна

студент, факультет среднего профессионального и предпрофессионального образования, Самарский государственный экономический университет,

РФ, г. Самара

Алексушин Глеб Владимирович

научный руководитель,

д-р ист. наук, проф., доц., Самарский государственный экономический университет,

РФ, г. Самара

THE DEVELOPMENT OF TURKISH CINEMA

 

Evgeniya Portnova

student, Faculty of Secondary Vocational and Pre-vocational Edication, Samara State University of Economics,

Russia, Samara

Gleb Aleksushin

scientific supervisor, Doctor of Historical Sciences, Professor, Associate Professor, Samara State University of Economics,

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

Турецкий кинематограф, имеющий богатую и многогранную историю, прошёл значительный путь развития, отражая социальные, политические и культурные изменения в стране. От первых немых фильмов до современных блокбастеров, турецкое кино претерпело трансформацию, формируя свой уникальный стиль и завоевывая внимание международной аудитории. В данном обзоре мы рассмотрим ключевые этапы развития турецкого кинематографа, его особенности и влияние на культурный ландшафт как самой Турции, так и всего мира.

ABSTRACT

Turkish cinema, which has a rich and multifaceted history, has gone through a significant development path, reflecting the social, political and cultural changes in the country. From the first silent films to modern blockbusters, Turkish cinema has undergone a transformation, forming its own unique style and gaining the attention of an international audience. In this review, we will look at the key stages of the development of Turkish cinema, its features and its impact on the cultural landscape of both Turkey and the whole world.

 

Ключевые слова: Турция, кино, Османская империя.

Keywords: Turkey, cinema, the Ottoman Empire.

 

Турецкий кинематограф зародился в начале XX века в Османской империи. Одним из первых пионеров был Зигмунд Вайнберг, режиссер, снявший как первые турецкие документальные, так и первые художественные фильмы [3].

В 1896 году во дворце Йылдыз прошел первый кинопоказ в Османской империи, организованный представителем французской компании «Pathé Frères», Зигмундом Вайнбергу.

С наступлением XX века в таких городах, как Константинополь и Измир, начали открываться первые публичные кинотеатры, которые показывали иностранные фильмы и привлекали зрителей.

Ноябрь 1914 года стал знаковым, когда Фуат Узкынай снял первый турецкий фильм. Это была документальная хроника, охватывающая разрушение памятника русским солдатам в Сан-Стефано и носившая название «Разрушение русского памятника в Сан-Стефано» [1].

В 1915 году было создано Центральное Армейское Управление Кинематографии (ЦАУК), ставшее первым официальным киноучреждением Османской империи.

В 1919 году братья Седен-эфенди основали в Константинополе первую кинопрокатную фирму, которая в 1922 году была преобразована в студию «Кемаль-фильм».

После окончания Первой мировой войны производство фильмов стало осуществляться частными компаниями, а также Центральной Кинодирекцией и Обществом Помощи инвалидам и ветеранам войны.

Первым значительным фильмом, выпущенным в этот период, стала документальная лента 1922 года «Независимость, Победа Измира», посвященная взятию Смирны кемалистами [3].

Первый звуковой фильм появился в 1931 году и назывался «На улицах Стамбула» [1].

В 1934 году советские режиссеры Сергей Юткевич («Анкара — сердце Турции») и Эсфирь Шуб («Турция на подъеме») снимали в Турции документальные фильмы при участии турецких кинематографистов.

В 1940-х годах турецкое кино испытывало сильное влияние театра. Важным событием середины XX века стал конкурс Турецкого кинематографического общества, где лучшим фильмом был признан «Забытый секрет» (1946) Сакира Сырмали.

В 1953 году Тургут Демираг снял первый турецкий фильм ужасов «Дракула в Стамбуле», свободную интерпретацию романа Брэма Стокера, который до сих пор популярен [4]. В этом же году был выпущен первый полнометражный цветной фильм — «Девушка с ковром».

С 1965 по 1975 год Турция стала третьим в мире производителем фильмов, производя 301 фильм в год в 1971 году. Этот период был отмечен влиянием Омера Лютфи Акада, чьи работы, такие как «Смерть блудницы» и «Во имя закона», продемонстрировали новаторский стиль и монтаж.

Параллельно с Акадом свои фильмы создавали режиссеры Метин Эрксан, Атыф Йылмаз, Осман Седен и Мемдух Ун, например, «Три друга».

1970-е годы стали эпохой зрелости турецкого кино. Фильмы получали признание на международных фестивалях в Москве, Карловых Варах, Нью-Дели, Джакарте, Нанте и других. Однако развитие видео и телевидения, а также американский бойкот после кипрского кризиса 1974 года, привели к закрытию половины кинотеатров.

Следующий период был характерен фильмами социального направления, «арабесками» и комедиями на сексуальную тематику, такими как «Туман» (1976) [3].

Военный переворот 1980 года и вызванный им экономический кризис привели к введению цензуры и сокращению производства фильмов до 20 в год. Несмотря на это, Йылмаз Гюней, находясь в тюрьме, написал сценарий к фильму «Стадо». Четыре года спустя его фильм «Дорога» получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале [3].

Первый международный кинофестиваль в Стамбуле состоялся в 1982 году. Массовый успех турецкого кино пришелся на 1996 год с фильмом «Eşkiya», который собрал 2,5 миллиона зрителей. В новом тысячелетии этот тренд продолжился: комедия «Kahpe Bizans» (2000) собрала 2 миллиона зрителей, «Vizontele» (2001) — 3 миллиона, а «Recep İvedik» (2008) привлекла 4,3 миллиона зрителей [1].

В 2011 году Дурул Тайлан, Ямур Тайлан и Ягыз Алп Акайдын начали снимать исторический телесериал «Великолепный век», повествующий о жизни султана Сулеймана I Великолепного и его жены Хюррем Султан [2].

В 2014 году фильм Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка» получил «Золотую пальмовую ветвь» на 67-м Каннском кинофестивале [1].

Турецкий кинематограф, пройдя путь от немых фильмов до современных блокбастеров, демонстрирует впечатляющую эволюцию, отражающую динамику турецкого общества и культуры. Хотя он сталкивался с трудностями, включая цензуру и экономические колебания, турецкий кинематограф сохранил свою уникальность, смешивая традиционные элементы с современными жанровыми трендами. Выход на международную арену, привлечение зарубежных инвестиций и рост популярности турецких сериалов подтверждают его успех и потенциал для дальнейшего развития. В будущем турецкий кинематограф, несомненно, будет продолжать расширять свои горизонты, экспериментировать с формами и содержанием, оставаясь важной частью культурного наследия Турции.

 

Список литературы:

  1. Кинематограф Турции / [Электронный ресурс] // Википедия : [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинематограф_Турции (дата обращения: 14.12.2024).
  2.  «Великолепный век» (сериал) / [Электронный ресурс] // Большая Российская энциклопедия : [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/c/velikolepnyi-vek-serial-0ad959 (дата обращения: 14.12.2024).
  3.  Турецкий кинематограф. История развития / [Электронный ресурс] // Дзен : [сайт]. — URL: https://dzen.ru/a/Y4t6Sh3JWiePGvlO (дата обращения: 14.12.2024).
  4. Турецкий макабр: «Дракула из Стамбула», иблисы и джинны / [Электронный ресурс] // Дзен : [сайт]. — URL: https://dzen.ru/a/Y4H9KbVKpkXURsnA (дата обращения: 14.12.2024).
  5. Алексушин, Г. В., Искандарова, А. Ш. Концептуальные средства размещения, ставшие площадками киноиндустрии / Г. В. Алексушин, А. Ш. Искандарова [Текст] // — Самара: Самарский государственный экономический университет, 2020. — С. 107.
Проголосовать за статью
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов (обновление каждые 15 минут)
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий