Статья опубликована в рамках: CCIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2024 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Физическая культура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
АННОТАЦИЯ
Цифровая трансформация активно внедряется в сферу физической культуры и спорта (ФКиС), способствуя повышению доступности, персонализации и эффективности занятий. Использование носимых устройств, мобильных приложений, технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), а также аналитики больших данных меняет подход к тренировочному процессу, делая его более технологичным. Эти нововведения не только помогают любителям и профессионалам достигать спортивных целей, но и находят применение в реабилитации и обучении. В перспективе дальнейшая цифровизация откроет новые горизонты для массового вовлечения и повышения качества физической активности.
Ключевые слова: цифровая трансформация, физическая культура, спорт, носимые устройства, VR, AR, мобильные приложения, Big Data, аналитика, реабилитация, обучение.
Начавшаяся несколько лет назад цифровая трансформация различных отраслей экономики, социальной сферы, в том числе и сферы физической культуры и спорта (ФКиС), определена Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве одной из приоритетных национальных целей развития Российской Федерации. Эта интеграция способствует повышению доступности, персонализации и эффективности занятий, изменяя традиционные подходы к физической активности и спорту. [4]
Носимые устройства, такие как фитнес-трекеры, умные часы и мониторы сердечного ритма, дают возможность людям следить за физической активностью в режиме реального времени. Они отслеживают параметры здоровья, включая пульс, уровень кислорода в крови, количество шагов и сожжённых калорий. Эти данные помогают пользователям корректировать свои тренировки и достигать спортивных целей, а интеграция с мобильными приложениями позволяет получать персонализированные рекомендации. Например, Garmin и Apple Watch внедряют функции, поддерживающие анализ качества сна и уровня стресса, что помогает комплексно подходить к физической активности. [2]
Мобильные приложения также стали мощным инструментом для массового вовлечения в физическую культуру. Такие программы, как Nike Training Club, Strava или MyFitnessPal, предлагают адаптированные планы тренировок, анализ прогресса и поддержку сообщества. Некоторые приложения предоставляют пользователям возможность участвовать в виртуальных соревнованиях, что значительно усиливает мотивацию и вовлечённость. Использование искусственного интеллекта позволяет этим приложениям адаптироваться под уникальные цели и возможности каждого человека, обеспечивая наиболее эффективные программы занятий [1].
Технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в том числе предоставляют пользователям уникальный опыт. VR создаёт интерактивную среду для тренировок, где можно, например, пробежать дистанцию по виртуальному лесу или посетить тренировочный зал на берегу океана. AR используется для улучшения техники выполнения упражнений, добавляя графические подсказки или корректирующие маркеры в реальной обстановке. Эти технологии особенно полезны в реабилитации, где пациентам предлагается выполнять упражнения в условиях, которые стимулируют мотивацию и улучшают концентрацию. [3]
Анализ данных из носимых устройств, приложений и профессионального оборудования в том числе помогает улучшить тренировочный процесс. Технологии больших данных (Big Data) находят применение как в любительском, так и в профессиональном спорте. Они позволяют проводить комплексный анализ эффективности тренировок, выявлять слабые стороны спортсменов и разрабатывать индивидуальные планы подготовки. Кроме того, прогнозирование риска травм и мониторинг восстановления после нагрузок становятся важным аспектом применения аналитики в спорте.
Находят применение и современные образовательные платформы. Сегодня использованию различных дистанционных курсов уделяется значительное внимание. Можно выделить как международные платформы, такие как Coursera, Udaciti, edX, так и российские (Универсариум, Stepik). Но, несмотря на важность этих платформ на сегодняшний день, курсов, связанных с подготовкой специалистов по физической культуре и спорту, практически в них нет. В большинстве же вузов используется система дистанционного обучения Moodle и каждый вуз разрабатывает свои курсы, что затрудняет их использование студентами и преподавателями других вузов. Кроме того, при создании таких курсов зачастую не учитывается специфика направления подготовки, особенно это касается методики преподавания спортивно-педагогических дисциплин, где обучение связано с освоением конкретных двигательных действий, страховкой, тактическими действиями, с методикой органи зации и проведения занятий и соревнований и т. д. [5]
В будущем ожидается ещё большее проникновение цифровых технологий в сферу физической культуры. Носимые устройства с искусственным интеллектом станут неотъемлемой частью тренировочного процесса, а "умные" спортивные площадки позволят автоматически отслеживать эффективность упражнений и предоставлять обратную связь. VR и AR могут стать стандартом в фитнес-залах, предоставляя новые форматы занятий и улучшая их качество. Кроме того, технологии помогут делать занятия спортом более инклюзивными, позволяя всем желающим заниматься, несмотря на ограничения здоровья.
Список литературы:
- Nike Training Club: Официальное приложение для тренировок. URL: https://www.nike.com/ntc-app (дата обращения 12.11.2024)
- Garmin: Официальный сайт устройств. URL: https://www.garmin.com (дата обращения 17.11.2024)
- В.Ф. Щербинин. Применение AR и VR технологий в физическом воспитании и спорте / В.Ф. Щербинин // Применение AR и VR технологий в физическом воспитании и спорте – «Теория и практика современной науки» №12(90), 2022 г. – 4 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-ar-i-vr-tehnologiy-v-fizicheskom-vospitanii-i-sporte/viewer (дата обращения 20.11.2024)
- Н.В. Стеценко. Цифровые решения актуальных вопросов в сфере физической культуры и спорта / Н.В. Стеценко // Цифровые решения актуальных вопросов в сфере физической культуры и спорта – Наука и спорт: современные тенденции. № 1 (Том 12), 2024 г. – 8 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-resheniya-aktualnyh-voprosov-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta/viewer (дата обращения 01.12.2024)
- П.К. Петров. Цифровые тренды в сфере физической культуры и спорта / П.К. Петров // Цифровые тренды в сфере физической культуры и спорта – Удмуртский государственный университет – 3 с. – URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/20605/641.pdf?sequence=1 (дата обращения 10.12.2024)
дипломов
Оставить комментарий