Статья опубликована в рамках: CCIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2025 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И. И. КАНТА И «ПРАГМАТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY OF I. KANT AND "PRAGMATIC ANTHROPOLOGY" IN THE MODERN WORLD
Georgy Molchanov
student, Institute of Psychology and Pedagogy, Bunin Yelets State University,
Russia, Yelets
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается антропология И. Канта путем изучения и рассмотрением работы «Антропология с прагматической точки зрения» (1798) и поиска решение трех фундаментальных вопросов.
ABSTRACT
This article examines Kant's anthropology through the study and consideration of the work "Anthropology from a pragmatic point of view" (1798) and the search for a solution to three fundamental issues.
Ключевые слова: антропология, философия, императив, прагматическая антропология, мораль.
Keywords: anthropology, philosophy, imperative, pragmatic anthropology, morality.
Иммануил И. Кант, один из самых известных деятелей европейской культуры, оставил глубокий след в философии, теории морали и понимании человеческой природы. Посвящённые ему исследования многочисленны и разнообразны, и даже простое перечисление их выходит за рамки возможностей одного человека. Однако важнее понимать, что И. Кант является подлинным автором самых распространённых представлений, характерных для европейской культуры последних двух столетий, причём зачастую это не собственно философские или научные представления, а те «максимы» его духовной жизни, которые, получив широкое признание, давно превратились в «ментальные клише» современного образованного европейца.
Философская антропология Иммануила И. Канта, представленная в его работе «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), представляет собой фундаментальный и комплексный подход к пониманию человеческой природы. Этот труд, подготовленный и изданный самим И. Кантом, является итогом его длительных лекций и размышлений о человеке, которые он читал студентам Альбертины более 20 раз, в последний раз — в зимнем семестре 1795–1796 годов. И. Кант определяет прагматическую антропологию как науку о том, что человек как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам. Это отличает её от физиологической антропологии, которая исследует то, что природа делает из человека. Прагматическая антропология И. Канта фокусируется на активности человека, его свободе воли и способности к самоопределению. Человек, по И. Канту, является живым существом, наделённым разумом и свободной волей, что позволяет ему совершать свободные поступки и самостоятельно определять свою жизнь. Работа «Антропология с прагматической точки зрения» состоит из двух основных частей: «Антропологическая дидактика» и «Антропологическая характеристика». Первая часть посвящена познавательной способности человека, чувству удовольствия и неудовольствия, а также способности желать. Здесь И. Кант рассматривает роль эмоций и чувств в человеческом познании и поведении, подчёркивая, что они играют важную роль в отношении рассудка и морали. Удовольствие, по И. Канту, есть чувство, «содействующее жизни», но оно также подвергается нравственной и культурной регуляции. Человеческое удовольствие становится синонимом культуры, особенно в контексте наслаждения науками и изящными искусствами.
Интерес И. Канта к антропологии направлен на решение трёх фундаментальных вопросов, которые он формулирует в своих ранних работах: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?». В «Антропологии с прагматической точки зрения» эти вопросы находят своё конкретное применение в контексте человеческой природы.
Первый вопрос «Что я могу знать?» тесно связан с метафизическими изысканиями И. Канта. В своей «Критике чистого разума» он разрабатывает концепцию трансцендентальной философии, которая объясняет, как человеческий разум организует и понимает опыт. И. Кант утверждает, что наше познание ограничено феноменальным миром, то есть миром явлений, доступных нашим чувствам и разуму. Вещи в себе, остаются за пределами нашего познания. В контексте И. Кантовской антропологии это означает, что человек может познавать себя и мир только через призму своих познавательных способностей и априорных форм, которые основываются на его опыте. И. Кант подчёркивает, что человеческое познание ограничено не только объективными, но и субъективными факторами. Наши чувства и разум не просто отражают мир, но и активно учувствуют в его основании. Это указывает на то, что наши знания всегда зависят от наших когнитивных способностей. Однако это не делает знание относительным или субъективным, а скорее нужно рассматривать знания как синтез эмпирического и априорного.
Второй вопрос, «Что я должен делать?», относится к моральной философии И. Канта. Категорический императив, который является центральным принципом его моральной теории, даёт ответ на этот вопрос. И. Кант утверждает, что моральные действия должны основываться на универсальных и рациональных принципах, а не на личных желаниях или эмоциях. Человек должен действовать так, чтобы его действия могли стать универсальными законами. Это требует от человека рассматривать других людей как цели сами по себе, а не как средства для достижения своих целей. В антропологическом контексте это означает, что человек должен стремиться к моральному совершенству, уважая автономию и достоинство других людей. И. Кант также подчёркивает важность доброй воли в моральных поступках. Добрая воля — это не результат внешних обстоятельств или личных интересов, а скорее внутренний принцип, который руководит нашими действиями. Это означает, что моральные поступки должны быть мотивированы нежеланием счастья или удовольствия, а скорее чувством долга и уважением к моральному закону.
Третий вопрос, «На что я могу надеяться?», связан с религиозными и эсхатологическими аспектами философии И. Канта. И. Кант верил, что человек может надеяться на то, что его моральные усилия будут иметь смысл и значение в более широком контексте. Это включает в себя идею о том, что человек может стремиться к высшему благу, которое сочетает в себе моральное совершенство и счастье. В антропологическом контексте это означает, что человек может надеяться на то, что его жизнь и действия будут иметь смысл и ценность не только в индивидуальном, но и в коллективном плане.
Прагматическая антропология также тесно связана с его более широкими философскими представлениями о познании и морали. Он считал, что человеческое познание - это синтез эмпирического содержания и априорных форм, присущих нашей познавательной способности. Пространство и время - это априорные формы чувственности, которые позволяют нам организовывать и понимать окружающий мир. В контексте морали он подчеркивает важность категорического императива, который гласит: "Поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали все". Этот принцип нравственного действия основан на идее, что моральные законы должны быть универсальными и рациональными, а не зависеть от индивидуальных склонностей и страстей.
Связь между антропологией и моралью является центральной темой философии И. Канта. Он считает, что мораль не может быть понята без учёта человеческой природы. Моральные принципы, по мнению И. Канта, должны быть основаны на универсальных и рациональных законах, применимых ко всем людям. Это означает, что мораль не является результатом личных предпочтений или культурных норм, а скорее необходимым следствием человеческой рациональности и свободы. И. Кант подчёркивает важность категорического императива как основного принципа морали. Категорический императив гласит, что человек должен поступать так, чтобы его поступки могли стать всеобщим законом. Это требует от человека рассматривать других людей как цели сами по себе, а не как средства для достижения своих целей. Таким образом, мораль становится не только личным делом, но и общечеловеческим принципом, который руководит нашими действиями и взаимодействием с другими людьми.
Роль эмоций и чувств в человеческом познании и поведении также является важным аспектом И. Кантовской антропологии. И. Кант подчёркивает, что эмоции — это не просто биологические реакции, а скорее сложные психологические и культурные феномены. Чувства удовольствия и неудовольствия играют важную роль в отношении рассудка и морали. Удовольствие, по И. Канту, — это не просто личное удовлетворение, а скорее культурный и моральный феномен, который подвергается нравственной и культурной регуляции.
Необычно высокое для философии Нового времени место нравственной философии в системе И. Канта обуславливает естественный гуманизм его учения: наряду с «миром природы» в нём обосновывается и «мир свободы». «Свобода» у И. Канта – это внутренняя, моральная и интеллектуальная, свобода, наконец, «свобода совести» в непосредственном смысле. Хотя понятие свободы оказывается у И. Канта принадлежностью мира «вещей в себе», а не «явлений», она вполне реальна: «объекты» обыденного опыта и естествознания – не единственная реальность, духовный мир представляет собой сообщество «личностей», а не совокупность объектов. В этой связи одна из формулировок категорического императива гласит, что человек (как разумное существо) всегда является целью, а не средством, то есть как раз и не должен рассматриваться в качестве «объекта». Не теоретическое познание, а деятельность, определяемая сформулированными практическим разумом принципами, достигает, наконец, «вещей в себе» как «подлинного бытия», возвращая философии достоинство прежней метафизики, утраченное, казалось, навсегда в «Критике чистого разума».
Список литературы:
- И. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / пер. С. А. Аскольдова. – Санкт-Петербург: Наука, 1999. – 224 с.
- И. Кант И. Критика чистого разума / пер. В. Ф. Асмуса. – Москва: Мысль, 1994. – 696 с.
- Баталов Э. Я. Антропология И. И. Канта: философия человека и ее место в системе трансцендентальной философии. – Москва: Изд-во МГУ, 1992. – 248 с.
- Фихте И. Г. Основы всеобщего учения о науке / пер. А. В. Гулыги. – Москва: Наука, 1989. – 352 с.
- Хоффе О. И. Кант: жизнь и философия / пер. Д. А. Андреева. – Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2010. – 368 с.
дипломов
Оставить комментарий