Статья опубликована в рамках: CLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2023 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КЕРАМИКА ПЕРИОДА КОРЁ (X-XIV ВВ.) И ЧОСОН (XIV-XIX ВВ.) НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА ВЫСТАВОК УНИВЕРСИТЕТА «ИХВА», РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются изделия из керамики периода Корё (X-XIV вв.) и Чосон (XIV-XIX вв.), через изучение которых можно углубиться в историю и культуру средневековой Кореи. В работе представлены материалы с онлайн выставок музея Женского университета «Ихва», Республика Корея. Описанные экспонаты позволяют проследить историю развития керамического искусства Кореи, раскрывают уникальность тех или иных предметов.
Ключевые слова: фарфор, селадон, Корё, Чосон.
Керамика – это большее, чем просто посуда. Керамические изделия были широко распространены по всему Корейскому полуострову и интегрированы в повседневную культуру большей части населения. Для корейцев керамика имела большое значение – она использовалась не только в повседневной жизни, но и для религиозных обрядов.
В ходе исследования были изучены источники как российских, так и зарубежных авторов.
В большей части литературы на русском языке по данной теме рассматриваются вопросы, связанные с происхождением изделий из керамики, их распространением по Корейскому полуострову и описанием существующих видов.
В работе Курбанова С.О. «История Кореи с древности до начала XXI века» представлены развернутые факты истории и культуры Кореи, в том числе подробным углублением в культуру данной страны. Автор анализирует способы изготовления изделий из селадона в период Корё.
Работа Сиренко О.А. «Положение ремесленников в эпоху правления династии Чосон в Корее (конец XIV-XV вв.)» демонстрирует центры производства изделий из белого фарфора.
В статьях Ли Со Ён «Селадон Корё» и «В погоне за белым: фарфор династии Чосон, 1392-1910» внимание акцентируется на истории керамики выделенных периодов.
В качестве материла для изучения в основу работы вошли экспонаты онлайн выставок Женского университета «Ихва»: «Величие селадона Корё» и «Белый фарфор династии Чосон».
Целью исследования является изучение керамики периода Корё (X-XIV вв.) и Чосон (XIV-XIX вв.) на основе материала выставок «Величие селадона Корё» и «Белый фарфор династии Чосон».
В соответствии с целью исследования были сформированы следующие задачи:
- Изучить керамику периода Корё и Чосон.
- Дать характеристику экспонатов керамики, представленных на онлайн выставках Женского университета «Ихва» в 2017 и 2015гг.
В Х веке Корея пошла по следам Китая и с начала производства селадона, он стал любимой и уважаемой частью повседневной культуры в период Корё. Селадон (кор.; чонджа) оставался неотъемлемой частью жизни, начиная с рождения и заканчивая смертью, он использовался на церемониях и ритуалах. Характерной чертой корейского селадона считается его зеленоватый цвет, который напоминает цвет полудрагоценного камня нефрита.
«Для достижения характерного зеленоватого цвета в глазурь добавлялся металлический порошок, а также другие особые компоненты, являющиеся секретом мастеров. Для обжига такой керамики требовались особые печи кама. Печи представляли собой узкие камеры длиной более 40 м и шириной порядка 1 м. Они строились на склонах холмов, так, чтобы перепад между нижней и верхней частями печи составлял около 7 м» [1, с. 126].
На сегодняшний день древнейшей из найденных реликвий является сосуд с надписью «4-й год Сунхва», 993 год н.э. (рис. 1). Под дном кувшина выгравирована надпись, которая подразумевает под собой факт того, что это был один из погребальных предметов, изготовленных для первой комнаты родового святилища первого короля Корё Тэджона, а Чхве Гиль Хо был мастером-ремесленником или надзирателем, который отвечал за производство ритуальных сосудов для национальных родовых обрядов. 4-й год Суван был 12-м годом правления короля Корё Сонджона.
Рисунок 1. Ваза с надписью «4-й год Сунхва»
Распространение чайной культуры и развитие напитков, включая ликер, были наиболее важным фактором, стимулировавшими развитие селадона в династии Корё. Чай и ликер были незаменимыми предметами на собраниях литераторов, банкетах при королевском дворе и родовых обрядов в обществе Корё. Для этих случаев чашки, бутылки и чайники изготавливались из селадона и использовались в качестве питьевого оборудования.
Селадон с узорами в виде лепестков лотоса производился в различных стилях на протяжении раннего и среднего периода династии Корё. Узоры в сначала наносились на различные виды селадона, но постепенно их использование ограничилось чашами, блюдцами и кубками. Предполагалось, что эти рисунки в виде лепестков лотоса в равной степени находились под влиянием северного и южного Китая и появились во времена раннего и среднего периода династии Корё.
Во времена династии Корё было изготовлено множество чашек из селадона различных форм и дизайнов. В частности, в средние и поздние периоды Корё появились новые формы чашек, такие как чашки в форме волчка и чашечки на ножках.
Подставки для чашек были изготовлены с использованием различных материалов, включая металлические изделия, деревянные лакированные изделия и фаянс. Они были изготовлены в эпоху ранней династии Корё, и большинство из них были извлечены из мест обжига, где изготавливалась качественная фаянсовая посуда.
Среди селадона Корё бутылки были одними из самых производимых сосудов, после маленьких мисок, больших мисок, блюд и чашек. Они различаются по типу и форме, включая бутылки с длинным горлышком, бутылки для масла, вазы с лепестками, бутылки для очищенной воды, изогнутые бутылки и вазы для вина.
Рисунок 2. Бутылка в форме дыни с вырезанным и инкрустированным рисунком лотоса
Эта бутылка состоит из горлышка в форме цветка, длинного горлышка, корпуса в форме восточной дыни и установленной ножки (рис. 2). Предполагается, что это использовалось для предложения напитков в ритуалах или в качестве вазы для украшения различных банкетов.
Бутылки мэбён были впервые изготовлены в Китае времен династии Тан и распространились в Корее и Японии. В Корее они производились в больших количествах со времен династии Корё. У них круглые и широкие плечи, сужающиеся книзу. Рисунки были нанесены с использованием сложных, разнообразных методов, таких как глубокая печать, рельеф и инкрустация. Известно, что эти бутылки использовались для хранения ликера, чая и цветов, транспортировки жидкости или проведения ритуалов. Большинство бутылок мэбён были сделаны с крышкой и использовались, прислоненные к деревянной мебели или подставке.
Рисунок 3. Бутылка мэбён с крышкой и инкрустированным рисунком облака и журавля
Это ваза цвета морской волны с черно-белой инкрустацией в виде облака и журавля (рис. 3). Редко бывает, чтобы крышка оставалась неповрежденной, и контейнер, по-видимому, использовал крышку для прикрытия и сохранения своего содержимого.
Жители Корё ценили селадон и наслаждались им в повседневной культуре, а также в различных обрядах. Значительное количество старинных сосудов-копий династии Корё представляют собой курильницы для благовоний, изготовленные из металла и фарфора, квадратной или круглой формы с тремя ножками. Кроме того, культура благовоний стала преобладающей при династии Корё, следовательно, возросла потребность в различном оборудовании для благовоний, включая курильницы, которые часто изготавливались в виде иероглифических животных или предметов. Королевская семья и аристократы в Корё создали сады, чтобы наслаждаться цветами и растениями. Считается, что популярность цветочной культуры заложила основу для производства соответствующих сосудов, таких как цветочные горшки или тазики из селадона.
Производство белого фарфора (кор.; пэкджа) в Корее восходит примерно к Х веку правления династии Корё, но полноценное производство высококачественного белого фарфора началось после создания в конце XV века пунвон – королевских печей в Кванджу, провинция Кёнгидо, которая была дочерней организацией Сонвона. Сонвон отвечал за все задачи, связанные с приготовлением блюд для королей и кухонь, используемых для придворных банкетов, в то время как пунвон занимался производством белого фарфора под непосредственным наблюдением королевского двора до конца XIX века. Королевский двор династии Чосон установил производственные стандарты для ремесел, чтобы производить высококачественные, сложные изделия ручной работы, прилагая огромные усилия для внедрения соответствующих систем и политики. Чистый белый фарфор достиг своего расцвета во времена династии Чосон, поскольку в то время аскетизм почитался как основной дух вежливости и назидания, а конфуцианство было провозглашено государственной идеологией (рис. 4).
Рисунок 4. Банка с крышкой
При династии Чосон, возглавляемой бюрократической группой, состоящей из ученых-чиновников, белый фарфор, который эта группа выбрала в качестве своих сосудов, отражает ценности и эстетику литераторов. Развитие неоконфуцианства в то время вызвало тенденцию изучения принципов материи и придания предметам особого значения путем добавления культурных подтекстов к их внутренним символам. Эта тенденция привела к популярности сосны, бамбука, цветов сливы, орхидеи и хризантемы (рис. 5).
Рисунок 5. Ваза с сосновым деревом, бамбуком и фигурным рисунком в подглазурном синем цвете
Кроме того, стихи и изречения, любимые учеными, служили хорошим сюжетом для белой посуды, в то время как идеальные пейзажи, написанные на сосудах, свидетельствовали об утонченном вкусе литераторов. В связи с преобладающей тенденцией коллекционирования старинных картин и каллиграфии в поздний период Чосон керамика была широко признана предметом высокой оценки и коллекционирования. Благодаря социальной атмосфере признания изысканного отношения, особенно в канцелярских принадлежностях, разнообразные принадлежности для ученого, изготовленные из белого фарфора, приобрели популярность.
Таким образом, можно сказать, что керамические изделия периода Корё и Чосон несут в себе огромную культурную значимость для людей, проживающих в Корее. Изначально данные изделия использовались исключительно представителями высшего общества, а в последующем получили широкое распространение и среди обычных граждан. В каждый из периодов керамические изделия были популярны и значимы по разным причинам. Селадон так ценился людьми по причине того, что являлся неотъемлемой частью ритуалов и обрядов, а белый фарфор, в свою очередь, отражал идеологию неоконфуцианства. Керамика имела большое значение для людей в прошлом, и продолжают цениться людьми в настоящем.
Список литературы:
- Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 680 с.
- Сиренко О. А. Положение ремесленников в эпоху правления династии Чосон в Корее (конец XIV-XVвв.) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2013. – №4 – с. 9 – 13.
- Ewha Womans University Museum. The Splendor of Goryeo Celadon: // Special exhibition of Ewha womans university museum’s 131st Anniversary. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://artsandculture.google.com/story/the-splendor-of-goryeo-celadon-ewha-womans-university-museum/8wUxCW1az3OtJw?hl=en (дата обращения: 11.11.2022)
- Ewha Womans University Museum. White porcelain in the Joseon Dynasty: // Special exhibition of Ewha womans university museum’s 80th Anniversary. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://artsandculture.google.com/story/kQXxl0Vxl8eDJg?hl=en (дата обращения: 11.11.2022)
- Lee Soyoung. Goryeo Celadon. In Heilbrunn Timeline of Art History: // The Metropolitan Museum of Art. 2003. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.metmuseum.org/toah/hd/cela/hd_cela.htm (дата обращения: 18.11.2022)
- Lee Soyoung. In Pursuit of White: Porcelain in the Joseon Dynasty, 1392–1910. In Heilbrunn Timeline of Art History: // The Metropolitan Museum of Art. 2004. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.metmuseum.org/toah/hd/chpo/hd_chpo.htm (дата обращения: 18.11.2022)
дипломов
Оставить комментарий