Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 июля 2023 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Будякова Г.И. ПРОПАГАНДА ПАТРИОТИЗМА В СОВЕТСКИХ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(167). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(167).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ПРОПАГАНДА ПАТРИОТИЗМА В СОВЕТСКИХ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ

Будякова Глафира Игоревна

студент, кафедра истории западноевропейской и русской культуры, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

PROPAGANDA OF PATRIOTISM IN SOVIET ANIMATED FILMS

 

Glafira Budyakova

Student, Department of the History of Western European and Russian Culture, St. Petersburg State University,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья представляет собой исследование пропагандистских элементов, использованных в советских мультфильмах. Автор проводит анализ выбранных произведений анимации, сфокусировавшись на методах и приемах, используемых для внушения идеологических установок и формирования определенных социальных норм среди юных зрителей. Основываясь на обширном обзоре советских мультфильмов и на результатах исследования, автор приходит к выводу, что пропагандистские элементы в мультфильмах были широко использованы для укрепления советской идеологии. Влияние такой пропаганды на формирование ценностей и мировоззрения молодого поколения оказалось значительным и продолжает оказывать эффект на современное общество. Полученные результаты могут быть полезными для понимания советской истории, а также для сравнительного анализа пропагандистских методов, используемых в современных мультфильмах и других формах медиа.

ABSTRACT

This article represents a study of propagandistic elements used in Soviet cartoons. The author analyzes selected animated works, focusing on the methods and techniques employed to instill ideological beliefs and shape specific social norms among young viewers. Based on an extensive review of Soviet cartoons and the research findings, the author concludes that propagandistic elements in the cartoons were widely employed to reinforce Soviet ideology. The influence of such propaganda on the formation of values and worldviews among the younger generation was significant and continues to have an impact on contemporary society. The obtained results can be valuable for understanding Soviet history and for conducting a comparative analysis of propagandistic methods used in modern cartoons and other media forms.

 

Ключевые слова: мультипликационный фильм, мультфильм, пропаганда, патриотизм, Родина, герой, враг, образ.

Keywords: animated film, cartoon, propaganda, patriotism, Motherland, hero, enemy, image.

 

Патриотизм и пропаганда всегда были неразрывно связаны в советской культуре, и одним из наиболее эффективных средств передачи идеологических ценностей стало советское киноискусство. Кинофильмы служили мощным средством формирования и поддержки патриотического духа среди молодого поколения. В них активно пропагандировали идеалы коллективизма, верности Родине и сильной советской нации.

Пропаганда не обошла стороной и советские мультфильмы. Это неудивительно, ведь одним из главных объектов пропаганды с начала ее массового использования было молодое поколение. Советская мультипликация с первых шагов утвердила себя как идейно активное искусство, политически острое, которое решительно включалось в рассмотрение самых злободневных и актуальных проблем, использовавшее плакат и карикатуру [1, с. 7]. Идейная составляющая присутствовала как во взрослых фильмах, так и в детских кинолентах, сказках и мультипликационных фильмах, ведь для строительства коммунизма, для светлого будущего, необходимо было воспитывать советского человека с малых лет.

В 1958 году выходит героико-романтический мультипликационный фильм «Сказка о Мальчише-Кибальчише» [7] режиссера Александры Снежко-Блоцкой по сказке Аркадия Гайдара. Открывающие титры указывают на то, что этот фильм посвящается «славному ленинскому комсомолу». Повествование начинает голос за кадром: «В те дальние-дальние годы, только что отгремела по всей стране война. Далеко прогнала в ту пору Красная Армия белые войска проклятых буржуинов…» [7]. Эти слова задают тон всей сказке.

По сюжету дети играют и поют песню с такими словами: «живи, да работай, разбиты враги, хорошая жизнь, веселая жизнь» [7]. То есть маленький зритель сразу понимает, что когда-то была война, и вот теперь, когда народ одержал победу, настала хорошая жизнь. Помимо «хороших» детей, играющих с Мальчишем-Кибальчишем есть и другие, например, мальчик – Мальчиш-Плохиш, который ломает деревья, издевается над птицей, ворует яблоки и т.д. Между ребятами есть различия не только в поведении, но и во внешности. Можно сделать вывод о том, что в детских мультфильмах, как и во взрослых кинолентах четко создавался образ врага следуя определенным правилам и стереотипам. Все хорошие дети стройные, красивые, хорошо себя ведут, помогают животным, заботятся о природе (подпирают сломанную ветку). В то время как Плохиш прожорливый, жадный, завистливый, неприятный, полный мальчик, вредящий всему вокруг.

Но приходит беда, снова нападают буржуины, поэтому сначала отцам, а потом и братьям приходится уйти защищать Родину, а дети остаются одни. С неба прилетают вражеские листовки, призывающие примкнуть к буржуинству за награду. Мальчиш-Кибальчиш рвет эту листовку и предлагает другим ребятам идти за ним, ведь никто не должен оставаться в стороне (даже дети) и ждать пока буржуины захватят их, поэтому ребята решают дать «отбой буржуинам за красную звезду» [7]. Плохиш же заинтересовывается листовкой и идет за ребятами, но не ради помощи.

Внутренний враг в виде Плохиша добавляется внешним врагом. Перед зрителями предстает следующий образ: главный буржуин сидит на троне с мешками денег. Он тоже полный, внешне неприятный, с красным лицом, в костюме и цилиндре, курит сигару, а другие буржуины пресмыкаются перед ним, кланяются ему. Здесь можно увидеть отсылку к некоторым странам Антанты плюс «Белая армия, черный барон». Нужно отметить, что это достаточно классический образ врага для советских мультфильмов и кинолент, применяемый режиссерами неоднократно. Тут же зритель видит, как солдат буржуинов всех ровняют под одну линейку, и делают их абсолютно одинаковыми. Исходя из данной сцены можно провести параллель с изображением советских бойцов. Они представляются высокими, сильными, красивыми, в разной одежде, когда же солдаты армии буржуинов все полностью одинаковые как под копирку от черт лица, до роста, и к тому же внешне отталкивающие.

Советские дети во главе с Мальчишем противостоят врагу, даже обращают его в бегство, но вот Плохиш за награду помогает буржуинам, «делает измену» [7] и примыкает к ним. Он продал Родину за варенье с печеньем. Из-за предательства Мальчиш попадает в плен, где его расспрашивают о военной тайне, но он героически сопротивляется и не выдает ее. Буржуины удивляются, что в этой стране даже малыши знают военную тайну и не выдают ее, «удивительный народ, непобедимая армия, неразгаданная тайна» [7]. Мальчиш погибает. Но Красная Армия подоспела и погнала врага, при этом Главный буржуин переживает только из-за денег, ему не важно, что гибнут его солдаты, он пытается ухватиться за мешки денег и бежит, но советская армия побеждает. Можно отметить, что советские режиссеры не боялись показывать смерть на экранах для юных зрителей, с малолетства необходимо было понимать, что героизм может граничить со смертью, и война также всегда несет за собой смерть и разрушения.

Данный мультфильм, несомненно, об истинной любви и преданности Родине, о настоящем патриотизме, о недопустимости предательства. Мальчиш-Кибальчиш стал для многих ребят героем. В 1964 году по этому же сюжету будет снят полнометражный фильм.

Но также выпускались мультипликационные фильмы и другой направленности. Например, в 1961 году был выпущен мультфильм о деноминации советского рубля «Дорогая Копейка» [4] режиссера Аксенчука И.С., так как маленьким зрителям нужно было объяснять и проводимые реформы. По сюжету потерялась Копейка, и никто ее не ищет, никому она не нужна, и даже воду без сиропа нельзя на нее купить или позвонить по телефону. Она пригождается только копилке, но оставаться в ней Копейка не захотела, поэтому подговорила другие монеты бежать. После бунта она попала в музей современных монет, где знакомится с деньгами из других стран. Все монетки оживают и начинается концерт, который ведет Пенс.

И здесь интересны образы монет. Казалось бы, что мультфильм повествует о денежной реформе, но про образы врага никто не забывает. В этом контексте важна сцена, где Копейка видит выступление реваншиста Пфеннига, который представляет свой милитаристский номер. Монеты выезжают на бочках с порохом, превращаются в танки, танцуют с ракетами, а руководит ими Пфенниг.  Они поют песню «в целях нашей обороны мы захватим пол Земли», и просят «вы за чистую монету принимайте наш рассказ» [4]. Но Копейка отвечает Пфеннигу, что их клятвам грош цена, и Пфенниг лопается от досады на пороховой бочке. Пфенниг изображается с факелом, в каске с рогами, и железным крестом, напоминающим немецкий крест (отсылка к Адольфу Гитлеру). Далее Копейка знакомится с Центом, который курит сигару, что было неизменным атрибутом при изображении американцев в период холодной войны. Он просит бармена налить всем Колы, и начинает разговор с советской Копейкой, при этом просит называть его «просто непобедимый мистер Цент». По его поведению видно, что он делец, вульгарный, самоуверенный и бездуховный [9, с. 94]. Мистер Цент является чемпионом в тяжелом весе в соревнованиях между монетами, никто не желает с ним мериться силами, и только Копейка стремиться с ним побороться. Правда ей не хватает веса. Голос за кадром объявляет, что с 1 января 1961 года вводятся новые денежные знаки. Советские монеты стремятся в Гознак на перековку. И Копейка после реформы становится всем нужной, сильной, все обращают на нее внимание, хотят ее поднять, но ее «сначала заработать надо».

На дороге Копейку встречает Цент, он жмет ей руку, а она оказывается сильнее его. Цент спрашивает куда идет Копейка, на что она ему отвечает, что «не на гонку вооружений, как некоторые». «Хотите знать куда идут советские деньги? Смотрите!» [4].  Монеты готовы служить людям день и ночь, они идут на строительство заводов, ГЭС, кораблей, машин (причем, на грузовике написано: мы за мир), самолетов, школ, больниц, стадионов, домов, ракет в космос. То есть зрителям демонстрируют, что советские деньги укрепились, они готовы бороться даже с американской валютой и могут победить ее. И все они идут исключительно на благо общества, а не как в Америке на гонку вооружений. В песне монеты поют «чем мы крепче и дороже, тем сильней родной народ». В конце Копейка улетает в космос на советской ракете и восклицает: «скоро сможете вполне, вы купить к примеру спички за меня и на Луне» [4].

Таким образом, даже в мультфильме про деноминацию советского рубля, выстроены четкие образы врага, их неизменные атрибуты. Внешний образ хорошо дополняется поведением, как это видно с Пфеннигом с рожками на каске и Центом с сигарой в зубах и бутылкой, который ведет себя развязно, а все перед ним пресмыкаются. Маленькому зрителю разъясняют не только суть реформы, но и показывают достижения, что непременно способствует формированию патриотических чувств и чувств гордости за свою страну, тем более на контрасте с американским центом. Также не нужно забывать о том, что к этому времени обострялись отношения с Западом, нарастал Карибский кризис, так что во многих кинолентах и мультипликационных фильмах использовался образ врага в лице капиталистической идеологии (необходимо понимать, что врагом был не народ, не американцы, а именно идеология), но и про недавнюю войну тоже не забывали, поэтому еще нередко можно встретить образ врага в лице фашистских захватчиков.

С точки зрения демонстрации зрителю достижений СССР интересна и другая мультипликационная работа. Изначально мультфильм «Небесная история» [6] 1962 года режиссера Ю. Прыткова выражает антирелигиозную направленность. Но в рамках данной исследовательской работы интересно то, как в мультике ярко показан научный прогресс СССР. В 60-е годы ХХ века антирелигиозная пропаганда никуда не пропадает, и в этом произведении показано, как Богу нет места ни на небе, ни в космосе, ведь их заполняют прогрессивные достижения советской авиации и космонавтики. Одного ангела так вдохновляют советские достижения, что даже он не может устоять и спускается на Землю, чтобы учиться на летчика. Зрителям показаны истребители И-16, истребители МиГ-21, пассажирский Ту-104, Ту-114, в космос вылетают Спутник-1, Лайка на Спутнике-2, и потом появляются «Восток-1» и «Восток-2» с космонавтами, а следом проносятся «Восток-3» и «Восток-4». Все это показано в целях демонстрации мощи советских достижений, с гордостью за страну, что, конечно, влияет на формирование патриотических чувств у зрителей.

Активное использование образа врага в лице буржуазного общества и капитализма продолжает раскрываться и в других работах. Это можно увидеть в мультфильме «Африканская сказка» [3] 1963 года режиссеров Л. Аристова и И. Николаева. Мультфильм был поставлен по мотивам легенды лидера национального движения Кении Джомо Кениата, что говорит о преемственности к представителям другой культуры, о дружбе народов и солидарности с ними.  По сюжету жил черный человек, который возделывал землю, трудился на ней, за что она одаривала его дарами, но пришел на земли человека некий гость – белый слон. В образе белого слона можно узнать колонизаторов. Одет слон по-модному, его наряд дополняют очки, большие часы и стильная прическа. Слон сразу же предлагает человеку сигареты марки «Winston». Гость вдоволь насыщается всеми дарами земли, пока человек отвлечен его подачками, голос за кадром предупреждает человека «посмотри человек, не слишком ли бесцеремонен твой гость» [3]. Слон понимает, что человек обратил внимание на его ужасающее поведение, поэтому снова отвлекает его большой кучей журналов с девушками, машинами и др. Пока человек увлеченно приобщался к «высокой цивилизации», его белый гость съел все, а когда начался дождь, слон забрал и дом человека. Человек стал возмущаться, тогда пришел лев и отдал человека под суд, и обвинил в том, что человек покусился на имущество слона: хижину, землю и сигареты с журналами. Но просто человеку «надо терпеливо объяснить, что за щедрые дары нашей цивилизации, он обязан отдать то, что у него есть» [3], то есть человек должен отдать абсолютно все и не протестовать. Но суд «любезно» разрешил человеку строить новый дом, при этом каждый раз, когда хижина была готова, ее забирали себе другие звери. Животные сметали все на своем пути, все ели, и даже забранные ими дома почти поломали. Тогда человек построил им новую большую хижину, за которую те были готовы перегрызть друг друга. Звери дрались друг с другом в новом доме, и тогда человек поджог его. Все разбежались.

Так, в данном мультфильме все также работает образ врага, проявляющийся не только в поведении, но и во внешнем виде. Интересно заметить, что в данном мультипликационном фильме главными героями выступают очеловеченные звери. Хотя это бывает во многим мультфильмах, здесь это оправдано и имеет другое значение. Если в других мультфильмах животными выступают все персонажи произведения, то здесь идет явное противопоставление. Якобы «дикий» персонаж выступает здесь человеком, тогда как представители той самой «высокой цивилизации» – животные. Такой прием использован для того, чтобы показать, кто на самом деле ведет себя достойно, по-человечески. Борьба угнетенных народов с колонизаторами не впервые находит отражение в советской мультипликации, можно вспомнить мультфильм 1925 г. «Блэк энд уайт» режиссеров И. Иванова-Вано и Л. Амальрика. Не стоит забывать, что во время выхода «Африканской сказки», в Советский Союз (после различных международных фестивалей) стали проникать западные ценности, и власть считала, что с этим надо было бороться. Возможно, эти события тоже повлияли на сюжет этой работы. Советская власть примерно также видела проникновение западной культуры, как звери в мультфильме пытаются пустить пыль в глаза, отвлечь «настоящего» человека сигаретами и журналами, то есть своей низкой западной идеологией.

Зритель видит не только внешний образ врага, но и то, как он поступает с другими народами, его ценности и «справедливость», это важный аспект, с учетом борьбы власти в этот период с буржуазной пропагандой.

Другими представителями советской мультипликации, активно использующими образ врага, являются «Акционеры» [2], посвященный разоблачению мифа буржуазной пропаганды о «народном капитализма» Р. Давыдова 1963 г.  и «Миллионер» [5] – острый политический памфлет на капиталистическое общества Ю. Прыткова и В. Бордзиловского 1963 г. Эти мультфильмы связаны друг с другом одним смыслом, так как показывают, что в Америке все должны прислуживать тому, у кого есть деньги, причем не только людям, но и животным, а это в свою очередь перекликается с предыдущим мультфильмом «Африканская сказка». Как уже подчеркивалось, важно понимать, что врагом выступает не народ как таковой, а система, капитализм. Данный принцип подчеркивался не только властью в различных выступлениях, но и режиссерами в работах. Например, в мультфильме «Слова и буквы» 1962 г. говорится: «но в США живет народ, что не войны, а мира ждет. И это надо бы учесть, всем позабывшим стыд и честь» [8].

Таким образом, советские мультипликационные фильмы исследуемого периода не были лишены идеологической составляющей и посвящались важным политическим темам. Мультфильмы с юных лет показывали каким должен быть советский человек, какие у него должны быть ценности, а каких наоборот быть не должно. Убеждали, что надо гордиться своей странной, быть преданным своей Родине, но при этом действительно было чем гордиться и это заслуженно демонстрировали. Как в фильмах, так и в мультфильмах использовался образ врага, которому противопоставлялся советский умный, добрый, воспитанный человек с достойными моральными целями и ценностями, и верой в светлое будущее. Но, конечно, не стоит забывать о том, что выходило большое количество мультфильмов просто о добре и зле, о дружбе, о храбрости, о совести, о том, что нужно слушаться старших, важно хорошо учиться, не лениться, преодолевать трудности, о всем том, что и нужно показывать детям, прививать им правильные ценности. Выходили мультики и по сказкам или легендам братских народов, по произведениям классиков, что несомненно развивало и показывало преемственность в культуре и традициях. Маленькому зрителю нужно было не только показывать врагов и «плохой» капитализм, но и учить его правильному и хорошему посредствам других мультфильмов, а затем и фильмов. Чтобы построить коммунизм, необходимо было воспитать его строителей.

 

Список литературы:

  1. Асенин С.В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации социалистических стран. Москва: Издательство «Искусство», 1986. URL: https://royallib.com/read/asenin_sergey/  (дата обращения: 7.05.2023)
  2. Мультфильм «Акционеры». URL: https://youtu.be/gWTmwyqusjw (дата обращения 21.05.2023)
  3. Мультфильм «Африканская сказка». URL: https://youtu.be/HQaJxNVoWOs (дата обращения 22.05.2023)
  4. Мультфильм «Дорогая Копейка». URL: https://youtu.be/9syYY2an5-s  (дата обращения 26.05.2022)
  5. Мультфильм «Миллионер». URL: https://youtu.be/-fZ-QH8stAE (дата обращения 27.05.2022)
  6. Мультфильм «Небесная история». URL: https://youtu.be/I7YJK588mP0 (дата обращения 27.05.2022)
  7. Мультфильм «Сказка о Мальчише-Кибальчише». URL: https://youtu.be/AawTlDzdrIY (дата обращения: 25.05.2022)
  8. Мультфильм «Слова и буквы». URL:https://youtu.be/hMmWCES345I (дата обращения 28.05.2022)
  9. Рябов О. В. «Как хорошо, что наяву я не в Америке живу!» Образ США в гендерном дискурсе советской мультипликации (1946 – 1963). // Журнал «Женщина в российском обществе» №2 (87) – 2018.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий