Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Евдокимова В.С. ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНЫХ ЭТЮДОВ НАТЮРМОРТА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(186). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(186).pdf (дата обращения: 18.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНЫХ ЭТЮДОВ НАТЮРМОРТА

Евдокимова Виолетта Сергеевна

студент, Институт Искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Институт Искусств, Новосибирский Государственный Педагогический Университет,

РФ, г. Новосибирск

TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF COMPOSITIONAL THINKING IN THE PROCESS OF PERFORMING PICTORIAL SKETCHES OF STILL LIFE

 

Violetta Evdokimova

student, Art Institute, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia,

Novosibirsk

Ksenia Kravchenko

scientific supervisor, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Art Institute, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья исследует различные методы и приёмы развития композиционного мышления в процессе выполнения живописных этюдов натюрморта. Рассматриваются такие аспекты, как использование контрастов, перспективы, светотени, цветовой гармонии и другие приёмы, способствующие формированию умения видеть и создавать гармоничные композиции.

ABSTRACT

This article explores various methods and techniques for the development of compositional thinking in the process of performing pictorial sketches of still life. Aspects such as the use of contrasts, perspective, chiaroscuro, color harmony and other techniques that contribute to the formation of the ability to see and create harmonious compositions are considered.

 

Ключевые слова: мышление; образное мышление; композиция натюрморта; контраст; ритм.

Keywords: thinking; imaginative thinking; still life composition; contrast; rhythm.

 

Данная тема всегда была актуальная для обучающихся, поскольку именно композиция и её законы являются основой изобразительной деятельности. Формируя и развивая композиционные навыки, художник имеет возможность передать основную идею своего произведения наиболее убедительно. Одним из неотъемлемых аспектов обучения школьников и студентов является композиция натюрморта, так как она включает в себя выполнение ряда задач, которые влияют на качество создаваемого выразительного, композиционного и живописного образа.

«Мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей» [2, с. 149]. «Образное мышление — это способность мыслить и представлять информацию в виде образов, образцов или визуальных образов» [3, с. 5]. В изобразительной деятельности образное мышление предполагает не только представление идеи в собственном сознании, но и её воплощение на изобразительной плоскости. Для наиболее успешной передачи образа в процессе учебно-творческой деятельности художники развивают образное воображение в единстве с композиционным видением [4].

Композиция натюрморта включает в себя составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое, соответствующее заданной идее. В процессе обучения живописи натюрморта композиционно-образное мышление является для нас неким процессом работы над композиционным образом, который включает в себя восприятие, наблюдение, анализ, синтез, схематизацию и обобщение. Такой процесс изобразительной деятельности всегда эмоционально окрашен и насыщен эстетическими переживаниями.

Развитие композиционной грамоты возможно только в процессе творческого поиска, включающего формирование замысла, освоение композиционных принципов его воплощения, приобретение и отработку практических умений и навыков рисования. Передачу композиционного и предметного пространства на плоскости бумаги необходимо осуществлять последовательно через упрощение сложных объемных форм до условных плоскостных пропорциональных отношений предметов в натюрморте. Вместе с этим необходимо решать композиционные задачи. Сформировать начальный композиционный замысел, развить образное воображение и сформулировать свое представление о композиции, помогают различные краткосрочные наброски и зарисовки, выполненные с целью решения конкретной творческой задачи.

В процессе работы над учебной натурной постановкой и в процессе создания творческого натюрморта возникают различные композиционные задачи. Начало работы над эскизами, определяет характер формата. Разработка эскиза позволяет уточнить сюжет и решить композиционные задачи: уточнение композиционно-смыслового центра, ритма, пространства, освещенности, колорита, точки зрения, выразительности и целостности.

При создании композиции натюрморта необходимо определить главный предмет, который будет центральным, значимым по своей величине, форме и цвету и соответствующим главной идее произведения. Все второстепенные элементы должны подчиняться главному. Контрасты светотени и цвета играют важную роль и могут использоваться для визуального выделения композиционного центра натюрморта. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их более или менее заметными. Также, в создании целостной композиции натюрморта важно достичь колористического единства, которое является высшим качеством живописи.

Различные виды ритмов – линейные, тоновые, цветовые – используются для организации изображения и создания зрительного каркаса, который руководит нашим восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание. Целью разработки композиции натюрморта является ритмическое решение картинной плоскости, чередование пятен и пауз, уравновешенность картинной плоскости с определением смыслового композиционного центра, размещением второстепенных частей и поиском цветовых контрастов.

Таким образом, выполнение учебных заданий по живописи натюрморта, в которых акцентируются композиционные задачи, помогает студентам развивать профессиональные изобразительные умения, так как в результате такой работы обучающиеся проходят все основные этапы создания живописного произведения – от зарождения замысла до его воплощения в художественной форме.

 

Список литературы:

  1. Игнатьев С. Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: Автореф. дис. док. пед. наук. – Москва, 2007. – 39 с.
  2. Кузин В. С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. - 4-е изд., испр. - М. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 304 с.
  3. Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
  4. Тихоненко И. Н. Развитие композиционного мышления на занятиях по живописи у студентов начальных курсов педагогических вузов : дис. ... канд. пед. Наук. - Омск, 2005. - 186 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.