Статья опубликована в рамках: CLXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2024 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФЕНОМЕН ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается понятие и сущность патриотизма в современной гуманитарной науке
Ключевые слова: патриотизм, формирование патриотизма, феномен, социология.
Патриотизм (от греч. patria – родина, отечество и patriotes – соотечественник) можно определить, как нравственный и общественный принцип, предполагающий любовь к своей Родине, преданность своему Отечеству, народу, стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов [11, с. 248-249].
На сегодняшний день патриотизм как ценность близок каждому человеку, поскольку современное общество связывает его со своим домом, родным языком и традициями, на которых мы воспитывались и росли. Человек готов трудится ради благополучия родного края, а также при необходимости готов встать на защиту своей Родины.
С точки зрения социологии, любовь к Родине – это важный социальный феномен и непреходящая человеческая ценность, который не подлежит ни психологическому ни диалектическому «устранению», основанному на мятежном духе отрицания. Человек, который любит свою родину, с самого начала по-другому понимает свою цель в жизни, выбирает другой путь, другие цели и стратегию их достижения, изначально он ведет себя, думает и живет иначе, чем тот, у кого нет теплых чувств к Родине, и тем более тот, кто в глубине души ненавидит страну, в которой он родился. Высшим проявлением его патриотизма бывает добровольная жертва собственной жизни ради спасения родины. Соответственно, у настоящего патриота иной образ жизни – то, что называется судьбой, «биографией». Как правило, его судьба во многом связана с судьбой его родины [8, с. 302].
Патриотизм, будучи глубоким чувством индивидуальной любви, способен одновременно объединять многих людей во внутренне сплоченные сообщества. В социокультурной истории народов, особенно в ее переломные, ответственные периоды, патриотизм всегда выступал как духовно-консолидирующая сила, как один из судьбоносных для исторических судеб страны смыслов национальной идеи, как важнейший механизм, способный мобилизовать все слои населения для решения жизненно важных социальных задач.
Сегодня, в условиях сложной политической ситуации и обострения внутренних проблем (социально-экономических, национальных, духовно-нравственных и т.д.), в современном обществе патриотизм, как социальная ценность, обретает важное жизненное значение для каждого человека, этноса, государства.
Понимание патриотизма как общественного явления указывает на возвышенные переживания человека через его любовь к Родине, и в следствии этого осуществляется формирование духовно-нравственной жизни и характера патриотизма, то есть стремления человека стать защитником тех ценностей, которые пробуждают в нем патриотические чувства. Все эти аспекты феномена патриотизма влияют на становление личности на современном этапе развития государства, этому содействуют важнейшие институты-образование и наука.
В современном обществе очевидными являются такие феномены как: патриотизм, историческая память и связь поколений. Эти понятия предполагают возможность проанализировать феномен патриотизма в различных аспектах: социологическим, психологическим и дидактическом.
Формирование патриотизма – это постепенный социализированный процесс становления особых отношений личности со своим народом, страной, возникающий на основе опыта связей с семьей. Сегодня в социологии можно выделить такие направления исследования патриотизма: 1) патриотизм – как значимая для общества духовная ценность; 2) патриотизм – как необходимая духовная составляющая процесса социализации человека; 3) патриотизм – как определенное качество характера, подлежащее целенаправленного формированию и развитию в процессе жизни; 4) обоснование форм, средств и методов, формирования патриотизма [3, с. 95].
Говорить о проблемах формирования патриотизма сегодня крайне сложно. В последние годы были разрушены многие патриотические и духовные традиции, более того, сознательно создают в сознании общественности политические лозунги, течения искажений и негативизма привели к разрушению патриотизма как ценностного принципа и размыванию его духовной сущности. На протяжении всей жизни необходимость воспитания патриотизма как объединяющей основы для обеспечения стабильности и доверия к государству и обществу является одной из главной социальной потребностью. Патриотизм и его формирование имеют глубокие корни в культуре и истории. Патриотизм характеризуется не только разнообразием направлений, богатством содержания, но и различиями в уровне теоретического осмысления, оригинальностью творческих подходов к рассмотрению аспектов данного явления как осознанной необходимости, а не как навязанного жизненного принципа. Сегодня патриотизм и его сущность является проявлением внутренней идентичности и взаимосвязанности общественности на протяжении всей истории, сохраняющим единство народа, которое определено ощущением внутренней привязанности к земле, культуре, стране и осознанием своего неделимого единства с историческими судьбами и духовной биографией своей Родины, пониманием собственной ответственности за эту сопричастность. Духовный аспект патриотизма был раскрыт философом И. А. Ильиным, который считал это явление важнейшим средством духовного развития и социально значимого самовыражения человека [4, с. 103].
Патриотизм и его формирование, а также проявление у определенного индивида зависят от того, каков его конкретный вклад в общественно- значимую деятельность, которая способствует росту и развитию страны. Н. Г. Чернышевский писал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, силой его патриотизма [8, с. 137].
Такие ученые как Л.И. Пахарь, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, О. П. Карпухин, рассматривают патриотизм как важную для социума духовную ценность. Стоит отметить, что в социологических исследованиях изучение патриотизма рассматривается в аксиологических аспектах.
Основные характеристики патриотизма, рассматриваемые через призму единства рационального и иррационального, чувственная и сознательная, нравственная и волевая-это любовь к Родине, идея служения национальному благу, долг перед обществом, государством и моральная ответственность личности за прошлое, настоящее и будущее своей Родины.
Патриотизм рассматривается как ценность, которая формирует ориентацию человека на конкретное сотрудничество с таким сообществом, как народ, которым он себя считает. Чаще всего оно выражается в готовности встать на защиту своего народа, который состоит не из одного этноса, а из многих, но представляет собой объедение людей, которые долгое время живут на определенной территории, имеют свои традиции, обычаи, достижение и чувство независимости.
Однако при анализе этих составляющих патриотизма можно учитывать, что люди в зависимости от своей социальной принадлежности и политических взглядов могут по-разному понимать их содержание. Социолог А.В. Меренков выделял становление противоположных патриотизму ориентаций и характеризовал влияние заниженной или завышенной гордости на возникновение и утверждение идей «расового превосходства» [5]. Их распространение ведет к социальным конфликтам, вызванным тем, что любовь к Родине выражается для большинства этноса способами, например, пропагандой, превосходства одного народа над другим, призывами к изгнанию мигрантов и т.п. [3; 4].
Трактовка патриотизма как специальное социокультурное образование, нацелено на использование различных методов обучения, воспитания, направленного. А. С. Ружа предлагает выделять следующие подходы к пониманию патриотизма в рамках социологической науки [6, с. 34]:
– объектом патриотизма выступает Родина, государство, что нередко ведет к отождествлению этих понятий, хотя их содержание различно. В результате главенствующим принципом патриотического воспитания становится принцип преданности конкретной власти в государстве;
– патриотизм рассматривается как феномен общественного сознания, в первую очередь нравственного, связанного с чувством любви, гордости и уважения;
– патриотизм исследуется в аспекте его темпоральных характеристик: патриотизм прошлого, настоящий и будущий.
Подход был сформулирован П. Сорокиным, который считал, что все группы людей, независимо от их численности, представляют собой систему взаимодействующих между собой индивидов. Социолог указывает на то, что, во-первых, существуют общие характеристики взаимодействия социальных субъектов как в малых, так и в больших общностях. Во-вторых, представители больших общностей, включая население страны, взаимодействуют между собой на основе единых норм, правил, которые уже проявляются при общении индивидов в семье, трудовой общности.
Патриотизм возникает при взаимодействии личности с самой большой общностью, которой является население страны. Она связана с ней определенной совокупностью чувственных переживаний, совместных действий, регулируемых исторически возникшими обычаями, традициями, целями и задачами, направленными на сохранение определенной политической, экономической, культурной независимости при контактах с другими государствами, а также создания условий для улучшения жизни своего народа. Основы этого взаимодействия закладываются в семье, трансформируясь, развиваясь при возникновении более сложных связей индивида, когда он становится членом трудовой ассоциации, осознает свою принадлежность к такой территориальной общности, как жители родного поселка, города, региона. Появляется привязанность, любовь к т.н. «малой родине», вбирающей формы взаимодействия, возникшие на уровне семьи, производственного коллектива. Наконец, расширение социальных связей личности до уровня населения всей страны, частью которой она себя начинает осознавать, порождает патриотизм как особое социальное взаимодействие, содержащее совокупность специфических чувственно-эмоциональных, рациональных и практических элементов.
Патриотизм выступает особенным механизмом передачи культуры, отражаясь в идеях и чувствах, которые объединяют людей вокруг и их интересы которые в степени понятны каждому и близких для всех. Основы патриотизма содержатся в осознании человеком своей принадлежности к определенной цивилизационной и национальной целостности и культуры, объединение языков, культуры, традиций, религий многих этнических групп в единое духовное пространство, – это именно та совокупность, которая подводит индивида к системе ценностей, которые коренятся в национальном менталитете и духовности. Только в сфере многонациональной культуры вероятность формирования положительного восприятия своего государства, отдельной страны наиболее высока, а вероятность формирования у индивида сознания необходимости бескорыстного служения своей Родине, Отечеству высока. В рамках постоянных усилий по присвоению культурных ценностей индивид осознает себя членом единого социокультурного и политического сообщества. Человек, воспитанный на чужих ценностях, идеалах, вскормленный ими, никогда не будет патриотом, не будет желать блага своей Родине. "Разовый" и "юбилейный" подходы к патриотическому воспитанию не принесут пользы, более того, они будут направлять этот процесс формирования сознания, который необходим сегодняшнему обществу, в формальную обстановку. Никакие патриотические чувства и идеи не будут действенными, если они не станут руководством к действию, не приобретут характер патриотической деятельности. Более того, патриота "воспитывают" не только воспитательными мерами, но и реальными и практическими, эффективная работа государства по повышению благосостояния собственного народа, укреплению экономической власти и авторитета, созданию достойных условий труда, быта, досуга, самореализации человека и обеспечению национальной безопасности [7, с. 11].
Современный патриотизм может сыграть важную роль в объединении народов и страны, в улучшении межнациональных отношений и духовного пространства, в построении сильного, процветающего, многонационального и поликультурного государства. Патриотизм должен стать принципом всей государственной политики.
Таким образом многовариантность концептуальных подходов к пониманию феномена патриотизма формирует его понимание с различных углов зрения как особого социокультурного общественного и личного института. Проведенный анализ позволяет перейти к рассмотрению особой роли системы общего и профессионального образования в формировании патриотизма у учащейся молодежи.
Список литературы:
- Абрамов А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания: дис. … канд. полит. наук. – М., 2001. – 189 с. URL-https://search.rsl.ru/ru/record/01000311816
- Бердяев Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922 / Вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2007. – 1179 с. URL- https://studfile.net/preview/4165966/page:2/
- Винер Б.Е. Этнические организации в Санкт- Петербурге // Социологический журнал. – 2001. – № 1. – C. 110-121. URL- https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskie-organizatsii-v-sankt-peterburge
- Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1951. – Т. 5. – С. 412. URL- https://ru.wikisource.org/wiki/Доклад_в_педагогическом_училище_(Макаренко)
- Меренков А.В. Проблемы формирования патриотизма у подрастающего поколения // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой отечественной войне. – Екатеринбург. – 2015. – С. 62-63. URL- https://moluch.ru/archive/350/78691/
- Ружа А.С. Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 6 (14). – URL: http://ej.soc-journal.ru/ archive/2012/6/ruzha.pdf
- Соловьев В.С. Патриотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Т. XXIII. – СПб., 1998. – С. 1261-1262. URL- https://litresp.ru/chitat/ru/Б/brokgauz-f-a/enciklopedicheskij-slovarj-p/120
- Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. – М.: Наука, 1994. – 560 с. URL- https://search.rsl.ru/ru/record/01001691538
- Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. – М.: Наука, 1994. – 560 с. URL- https://socioline.ru/book/sorokin-pa-obschedostupnyj-uchebnik-sotsiologii-stati-raznyh-let
- Трифонов Ю.Н. Патриотизм как социально-философская проблема: сущность и основные направления: дис. … канд. филос. наук. – Тамбов, 1997. – 157 с. URL- https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-ponimaniyu-fenomena-patriotizma-v-sotsiologicheskoy-nauke
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М.: Изд-во Наука, 1995. – 176 с. URL- https://search.rsl.ru/ru/record/01001711761
дипломов
Оставить комментарий