Статья опубликована в рамках: CVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 декабря 2020 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассмотрено античное искусство: периодизация Древней Греции, подробное описание каждого периода, также ордера, применяемые в архитектуре и эстетические идеалы.
Ключевые слова: периодизация; канон; вазопись; искусство; архитектура.
Греция как бы тонет в окружающих ее морях. Лишь узким перешейком соединена она с Европой. Синяя морская вода изрезала берега и пробила в скалах множество глубоких причудливых бухт.
Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.
Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический.
- Греческая архаика (7-6 в. до н.э.)
Во времена архаического периода греки отвоёвывали своё право на творчество у персов, которые совершали попытки колонизации их земель в 600-480 гг. до н. э. В данный период планирование городов следовало строгим постулатам— в центре города сначала строился акрополь, а на его вершине сооружался храм. И только следующим шагом было строение домов для богатых горожан вокруг этого возвышения. Чем ближе к храму была земля –тем дороже она стоила. Все жилые строения объединялись в кварталы по принципу социальной субординации. Все интересующие вопросы в городе решались на главной площади, называемой агорой.
Достоверен факт, что при возведении храма архитекторы огромное оказывали внимание ландшафтному дизайну — витиеватая дорога к храму украшалась статуями, а сам храм находился за поворотом, чтобы создать иллюзию его могущества.
Она находилась в окружении зданий, в которых были общественные организации, театры и стадионы. Однако, именно храм являлся эпицентром городской жизни. Доказательством явились раскопки, которые проводились на территориях некоторых греческих храмов. На их месте археологами были найдены фрески, в основном отдавали предпочтение синему и красному цвету.
В древнегреческих храмах потолки красили в синий цвет и расписывали их золотыми звездами. Считалось, что под звездным небом, проникаясь спокойствием, посетителям храмов было легче общаться с богами.
В архаике развивалось несколько художественных школ:
- Ионическая художественная школа (ионийское искусство). Культура торговых полисов островной и малоазийской Греции.
- Дорическая художественная школа (дорийское искусство). Культура областей материковой Греции, населённых дорийцами
- Аттическая художественная школа. Центром являлся город Афины.
В архитектуре начинается разработка ордеров. Ордер — это художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, наследующая традицию в нескольких вариантах, которые отличались и общим характером, и строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов, а также своими профилями (или обломами) и орнаментом, скупо располагавшимся главным образом на «неработающих» частях конструкции.
- Дорический ордер смог выявить тектоническую основу греческого зодчества, обращая её в основу гибкой системы архитектурных художественно-выразительных средств. Греческая дорическая архитектура отличается мужественностью величия, суровостью, монументальностью, силой и большой сдержанностью в использовании декора.
- Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. Разница от более раннего дорического ордера заключается в лёгкости пропорций. Характерной чертой ионического ордера является капитель, дополняющаяся двумя симметрично расположенными завитками, называемыми волютами.
- Греческая Классика (5 в. до н.э.)
Архаический этап можно назвать периодом расцвета. Многие чужестранные территории, покорённые Александром Македонским предшествовали этому периоду, однако культурное наследие жителей этих земель сыграло злую шутку с культурой Греции. Смешавшись воедино с греческими культурными обычаями, оно вызвало упадок классического искусства греков. И только после смерти завоевателя в Греции наступил период расцвета — это произошло в 480-323 годах до нашей эры.
В период с 470 г. до н.э. по 338 г до н.э. древнегреческое архитектурное искусство вышло на пик. В данное время новые храмовые сооружения приобрели благородный облик, а для их строительства зодчие применяют дорогостоящие материалы и украшения. Касаемо сицилийских творений, отличительной чертой явились монументальность и гигантизм. Архитекторы отдают предпочтение использованию для строительства не привычные до этого известняк и песчаник, а, новомодный в тому времени, мрамор. Самым известным образцом архитектуры классического периода считается Акрополь, возведенный в столице Греции из белого мрамора. Архитектурной жемчужиной Акрополя считается Парфенон — храм богини Афины.
- Эллинизм (4 в. до н.э.)
Третьим периодом в древнегреческой архитектуре является эллинизм, закончившийся в 30 годах до н.э., когда римляне завоевали Древний Египет, полностью находившийся под влиянием древних греков. Ноу-хау зодчих, работающих в это время, стали храмы, окружённые двойной колоннадой. Примером данного стиля являлся храм Дидимайон, окруженный 210 колоннами, расположенными в два ряда, который и по сей день служит одним из лучших примеров градостроительства.
Особое внимание уделялось человеческому зрению, а точнее оптическая иллюзия учитывались греками при сооружении зданий. Например, в Парфеноне середина ступенек и карниз в центре расширялся, чем по краям, а колонны созданы с наклоном к центру зала. Это было сделано неслучайно: идеально прямые линии казались бы человеческому глазу искривленными.
Касаемо эстетического идеала, выделяют:
- Калокагатиу-гармоническое единство внешней формы и внутреннего содержания
- Аполлоническое и диносийское начала в культуре (к примеру, «Аполлон и Дионис») геометрического стиля-
- Уравновешенность («Дискобол», «Курос»)
Древнегреческая вазопись. Этапы развития.
- Вазы геометрического стиля –дипилонские вазы 9-8 вв. до н.э. Общая черта-светлый фон.
- Ориентализирующий стиль (7 в. до н.э). Общая черта: светлый фон, «ковровое» покрытие узором. Например, Амфора «Пальма ди Монтекьяро» (Сицилия)
- Краснофигурная вазопись («Прилёт ласточки», «Резвящиеся сирены» и тд.)
- Чёрнофигурная – 4-6 вв. до н.э. даёт декоративные возможности, менее реалистичны: «Ахилл убивает Пентесилею», «Аякс и Ахилл, играющие в кости», «Дионис в ладье».
- Вазопись по белому фону: «Артемида. Лекиф мастера Пана», «Мужчина у стелы»
В проведённой работе мы можем проследить неоднократное изменение стилей возведения зданий, храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому, изящному, непринуждённому. Здесь я попыталась в большей или меньшей степени раскрыть все этапы формирования и преобразования архитектуры в Древней Греции.
Список литературы:
- Архитектура Древней Греции. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.ice-nut.ru/greece/greece031.htm
- А. Н. Бадак и др. «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Древняя Греция» – Минск: АСТ, 2000 г.
- [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://tonkosti.ru/
- Л. Любимов «Искусство Древнего мира» — М.: Просвещение, 1980 г.
- [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://reshal.ru/
- Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима» — М.: «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 1990 г. – 10с.
дипломов
Оставить комментарий