Статья опубликована в рамках: CVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 декабря 2020 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
БАУХАУЗ. ИСТОРИЯ И ВЛИЯНИЕ
В 2019 году праздновалось столетие со дня основания Высшей школы строительства и художественного конструирования - Баухауз и соответствующего архитектурного направления возникшего в стенах этого учебного заведения. Школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры Баухауз заложила принципы практической полезности зданий и вещей и рациональности их форм, мастера этой школы стали основоположниками нового подхода к обучению в архитектуре, в работе с мебелью и предметами быта и с городскими ландшафтами.
Для того чтобы оценить уникальность такого явления как Баухауз необходимо обратиться к истокам создания школы и подходам преподавания в ней.
После Первой мировой войны в Европе и в Германии, в частности, жизнь существенно изменилась. К ХХ веку многие принципы, определявшие внешний облик архитектуры с ее избыточностью украшений и повсеместное применение классических ордеров, перестали соответствовать техническим реалиям, общество нуждалось в функционализме т.е. в том что удобно, утилитарно и одновременно красиво. На хоне таких революционных настроений общества в апреле 1919 г года в послевоенной Германии в городе Веймаре в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и Саксонско-Веймарской школы прикладных искусств открывается Высшая школа строительства и художественного конструирования –Баухауз. Ее первым директором назначается Вальтер Гропиус. К тому времени уже будучи известным архитектором, мечтавшем о создании учебного заведения, которое бы изменило значение архитектуры и дизайна и мир вообще. И первым делом Вальтер Гропиус создает манифест школы Баухаус, в котором закладываются главные принципы:
- конечной целью творца провозглашается здание, каждый ученик обязан изучить его многогранный образ, с целью вдохнуть в здание дух архитектоники;
- каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между ремесленником и художником, художник - это высшая ступень ремесленника;
- объединение всех видов искусства с целью создания здания, в котором нет границ между монументальной и декоративной составляющими.
У каждого ученика в школе Баухаус было по два наставника по каждому предмету. Профессии обучали мастера и ремесленники, а чувство вкуса и вдохновение прививали художники. Преподавали в Баухаусе Йоханнес Иттен (швейцарский художник), Лионель Фейнингер (американский художник) - по классу обрезной гравюры по дереву, по классу керамики скульптор Герхард Маркс, искусство витража – художник Пауль Клее, архитектор Адольф Мейер, настенную живопись – художник Василий Кандинский, художественную обработку металлов – Ласло Мохой-Надь, класс сценографии – Лотар Шрейер. Студентами Баухауса были мужчины и женщины в возрасте от семнадцати до сорока пяти лет. Студентам, была отменена плата за образование, а если студент, имел коммерчески успешные работы, министерство образования назначало, ему финансовую помощь. Большая часть обучения была связана с ручной работой. Гропиус считал, что студенты должны не чертить на бумаге, а создавать реальные вещи и работать с материалами, только тогда они смогут управлять машинами профессионально.
Обучение состояло из трех курсов:
- подготовительного (форкурса), на котором изучали формы, законы цвета и работу с материалами;
- практического, на котором создавали продукцию массового потребления, занимались ремеслом;
далее три года практики и затем
- строительного курса, на котором работали подмастерьями на строительных площадках.
Стекло, фанера, пластик, глина, сталь, бетон, камень, текстиль –это основные материалы с которыми работали в Баухаусе. Предметы быта должны были быть недорогими, удобными, функциональными и красивыми, а следовательно, и доступными для массового производства. Однако главным достижением системы образования было то, что был разработан метод обучения, при котором не подавлялась личность художника, учитывалась его индивидуальность, создавалась творческая атмосфера, призванная помочь художнику найти свой путь и способ выражения. Рисование конструирование, психологические практики, пение и танцы способствовали раскрытию творческого потенциала студентов. С этой же целью и для создания дружеских отношений между студентами и преподавателями был создан театральный курс. Предполагалось, что театр будет использовать не только художественные приемы, но и законы оптики, механики и другие научные знания. В Баухаусе организовывались танцевальные и музыкальные вечера, концерты и лекции, на которые могли приходить не только студенты и преподаватели, но и простые люди. Так художники могли общаться с людьми, для которых они создавали свои объекты, а люди не сведущие в искусстве могли знакомиться с архитектурой и дизайном. В стенах школы было создано много предметов мебели и бытовых вещей, которые хорошо продавались и приносили доход школе: кресло «Wassily» Марселя Бройера вдохновившегося каркасом велосипеда, колыбель Питера Келера в основу ее легли простые геометрические формы, шахматные фигуры Йозефа Хартвига вид которых упрощен до символов выполняемых ими функций на доске, чайник «Tea infuser» от Марианны Брандт и множество других предметов в основе которых функциональность и простота геометрии.
В 1925 году Веймарские власти перестали субсидировать школу и она была переведена в Дессау, где по проекту Гропиуса всего за год было возведено новое здание школы, которое стало настоящим манифестом Баухаус. Только уже в архитектурном сооружении. Простота форм, функциональность и экономия материалов – вот слагаемые его конструкции. Железобетонная конструкция его каркаса обеспечивала баланс с тремя различными стеклянными фасадами. Смелость проекта заключалось в том, что архитектор не побоялся использовать в больших масштабах новые материалы железобетон, листовое стекло, металлопрокат. Здание bauhaus – это образец архитектурного рационализма, оно сочетает в себе принципы конструктивизма и функционализма: однотонные цвета, четкие линии, отсутствие излишеств и декора.
Вальтер Гропиус был директором школы до 1928г, затем его сменил Ханнес Маейр, а в1930г руководящую должность занял Людвиг Мис ванн дер Роэ. В 1932 г школа переехала в Берлин, а в 1933г под натиском нацистского режима школа была закрыта. Как не удивительно, но широкому распространению идей bauhaus в мире способствовало преследование школы со стороны фашистов. Преподаватели и студенты эмигрировали из Германию, унося с собой творческое наследие Баухаус в Палестину, Англию, Израиль, Северную и Латинскую Америку. Самым ярким архитектурным наследием Bauhaus стали 4000 зданий построенных в Тель-Авиве в 30-е годы, которые занесены в список всемирного культурного наследия
Баухауз был первым учебным заведением, чьи идеи и принципы мгновенно распространились среди прогрессивного сообщества ХХ века и остаются актуальными и по сей день. Доступность, функциональность и эстетика – эти критерии вдохновляют многих современных архитекторов и дизайнеров.
Список литературы:
- Екатерина Епифанова «Less is more: культовые предметы школы Баухауз» https://losko.ru/bauhaus-products
- Екатерина Епифанова «Баухауз. История самого смелого учебного заведения ХХ века» https://losko.ru/bauhaus-history
- Олег Сочалин « 100 лет Баухауз. В чем секрет успеха самой знаменитой школа искусств и дизайна ХХ века» https://architime.ru/competition/2019/bauhaus.htm
- Вальтер Гропиус «Круг тотальной Архитектуры» https://architime.ru/competition/2019/bauhaus.htm
- Баухауз. Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Баухас
дипломов
Оставить комментарий