Статья опубликована в рамках: CXLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 июня 2022 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
СЮРИ-ДЗЁ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ КОРОЛЕВСТВА РЮКЮ
SHURI-JŌ AND ITS SIGNIFICANCE IN THE HISTORY OF THE RYUKYU KINGDOM
Danil Khaytmetov
student, Department of Japan Studies, Far Eastern Federal University,
Russia, Vladivostok
Evgenii Pustovoit
Scientific Adviser, Candidate of Historical Sciences, Department of Japanese Studies, Far Eastern Federal University,
Russia, Vladivostok
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена замку Сюри как уникальному сооружению в истории королевства Рюкю. Цель исследования заключается в рассмотрении исторического подтекста появления замка и описании его основных характеристик на основе предложенных классификационных систем. В результате работы раскрыто значение Сюри-дзё в истории рюкюского архипелага.
ABSTRACT
The article is devoted to Shuri Castle as a unique structure in the history of the Ryukyu Kingdom. The aim of the study is to consider the historical subtext of the appearance of the castle and the description of its main characteristics based on the proposed classification systems. As a result of the work, the significance of Shuri-jō in the history of the archipelago is revealed.
Ключевые слова: королевство Рюкю, Сюри-дзё, Первая династия Сё, гусуку, порт Наха.
Keywords: the Ryukyu Kingdom, Shuri-jō, The First Shō Dynasty, gusuku, Naha Port.
Доподлинно неизвестна конкретная дата воздвижения замка и его трансформации в королевскую резиденцию первых правителей, однако возможно соотнести вышеупомянутые процессы с одним из периодов древней истории Рюкю (古琉球), а именно Гусуку-дзидай (XII – XV вв.). Название периода традиционно получено ввиду воздвижения тех самых гусуку – замков, где базировались первые крупные вожди «адзи» [6]. В хрониках «Королевства Тюдзан» (中山世鑑), в которых также затрагивается рюкюская мифология, возможно обнаружить скупые данные о семье переселенцев с материка, предположительно речь ведется о территории Китая или Кореи [11]. На синкретический характер взаимоотношений местного населения и иноземцев указывают в том числе обращения через слово «божество» – アマミキョ神. И, согласно хроникам, переселенцы Амамикё создали несколько горных пиков на территории острова, среди них: Асумори, Сэ:фу:а:у и Тамагусуку. Благодаря им же появился район «святой земли» Сюримори-Мадамамори, где позже династия Тэнсон, указанная в качестве потомка рода, воздвигла крепостное сооружение. Оно же и стало базисом для будущего замка Сюри [9, с. 85].
Стоит напомнить о том, что история Тэнсон уходит в глубокую древность. На это указывает количество поколений (порядка 25), сменявших друг друга до окончания существования династии входе локального военного конфликта с местным адзи Сюнтэном в XII веке [2]. Некоторые источники связывают появление замка Сюри с первой третью XV века, опираясь на факт проведения внутренних политических реформ первой династии Сё, в ходе которых центр сформировавшегося из разобщенных земель королевства был перемещен из Урасоэ в Сюри [8]. Однако существуют основания считать, что Сюри возник задолго до XV века. В результате раскопок были найдены старинные китайские монеты и другие предметы роскоши аристократии материка династии Хокусо: (960-1127 гг.) [9, с. 85]. Характер находки может свидетельствовать о более раннем появлении Сюри.
Обратимся к характеристике замка. По некоторым подсчетам на территории современной префектуры Окинава располагается порядка 200–300 замков, постройку которых относят к Гусуку-дзидай [10]. С точки зрения величины постройки возможно разделить гусуку на три вида: сёдзё (малые), тюдзё (средние) и дайдзё (крупные). Однако стоит обратить внимание на замки вида дайдзе. Именно дайдзё использовались первыми древнейшими королями архипелага в период Трех королевств (三山時代) – 1314-1406 гг. В период так называемой раздробленности территория архипелага была поделена на три части: северную (королевство Хокудзан), центральную (королевство Тюдзан) и южную (королевство Нандзан). Среди крупных замков лидирующую позицию занимает именно Сюри – резиденция первоначальной королевской династии, сохранившей центральные территории [7, с. 18].
Возможно разделить замки и на основе географического положения. Так существуют горные (сандзё), равнинно-горные (хирасандзё), равнинные (хирадзё) и прибрежные (кайдзё) замки [7, с. 19]. Сюри располагается на небольшой возвышенности, а именно холме при равнинной территории, что говорит о его уникальности. В данной системе он принадлежит к замкам как хирадзё, так и хирасандзё.
Примечательно, что, согласно исследованию антрополога Ричарда Пирса, гусуку также поддаются классификации по типу почв, на которых они размещались. Среди них – лесные, подзолистые, регозоли, литозоли и почвы аллювиальных равнин [5, с. 405]. Территория замка Сюри располагается на литозолях и почвах аллювиальных равнин, что подчеркивает географическое преимущество постройки. Дело в том, аллювиальные почвы, располагающиеся в поймах рек, известны свое плодоносностью. Такой фактор способствовал активному развитию сельского хозяйства, что побуждало местное население к освоению новых отраслей производства и, как следствие, к скорому переходу на производственную экономику.
Сюри-дзё являлся неотъемлемой частью подкрепления космогонического мифа о королевской династии. Согласно хроникам «Королевства Тюдзан», старший сын двух божеств уминаи-гами (сестра-богиня) и умикии-гами (брат-бог) стал королем, средний – вождем адзи; старшая дочь стала выполнять обязанности верховной жрицы уфудзими, а младшая – местной жрицы норо. Замку же была отведена роль места обитания вышеупомянутых героев мифа, благодаря которому и объяснялась сложившаяся система управления на архипелаге в течение раннего этапа его истории [1, с. 5].
Логично обозначить и сосредоточение политической власти королевства при Сюри-дзё. С восшествием первой династии Сё на протяжении XV века сформировалась четкая структура управления государством. Двор Сюри представлял собой сочетание двух корпусов: администрации и духовенства. Административный корпус королевской бюрократии носил название «о:сё:фу». Так при дворе находились и состояли на службе аристократы с такими должностями как как канцлер (о:сё:), глава администрации (тё:си) и глава архивов (тэмбо). Корпус духовенства находился под управлением главной жрицы кикоэ-огими, выступавшей хранительницей «Мандата Неба».
Монарху подчинялись вожди-адзи, чьи судьбы были похожи на участь японских дайме при сегунате Токугава. С централизацией власти и сформировавшейся системой, которую позже назовут рюкюским аналогом «санкин котай», адзи фактически потеряли свои полномочия по управлению землями и оставались номинальными лицами. При короле Сё Син в районы-магири были назначены ближайшие вассалы короля адзи-утти, сами адзи стали служить при дворе, получив одноименный ранг. Таким образом, структура власти королевства Рюкю представляла собой диархию или двоевластие, а саму систему правления возможно охарактеризовать как теократическую или сайсэй-итти («единство культа и правления»).
Замок принимал ведущее участие в отношениях с народами побережья Китайского моря. С восшествием первой династии Сё на западе, в пяти километрах от замка Сюри, импульс к развитию получил морской порт Наха. В середине XV века во время правления короля Сё Кимпуку была проложена дамба с семью шлюзными воротами. Такая постройка соединила сам порт и Сюри-дзё. Появившийся кластер «Сюри-дзё – Наха» выполнял функцию промежуточного пункта для мореплавателей из Кюсю, что также оказывало положительный эффект на торговые отношения Рюкю и Японии. Новая торговая точка повысила не только импорт, но и экспорт некоторых товаров. Так, например, декоративные чашки для сакэ (рахаи) известные по двум историческим документам XII века «Нэндзю: гё:дзи эмаки» и «Ундзусё приобрели особую популярность [4, с. 368]. Подобная посуда, инкрустированная рюкюскими раковинами, приобреталась в Наха и использовалась в придворных японских церемониях.
Двор Сюри выступал местом активного общения в рамках вассально-даннических отношений с Китаем. Династия Мин направляла своих послов для поздравления рюкюских королей с интронизацией, нередко замок принимал и китайские миссии просветителей. В 1392 году император династии Мин отправил тридцать шесть семей из собственного рода в Рюкю. Семьи обеспечили Сюри кораблями для путешествий в Китай и обучили рюкюсцев навыку навигации [3, с. 301]. Тесные контакты позволили перенять китайские знания о градостроительстве, кораблестроении, навигации, письменности и искусстве. На базе королевского двора формировались ответные поздравительные и (или) даннические миссии в Китай.
Сюри-дзё оставался важным политическим центром королевства Рюкю до его ликвидации. Замок возможно соотнести с материальной базой для космогонического мифа, за счет которой обеспечивалась легитимность правления династий. Занимая столичное положение, Сюри концентрировал вокруг себя власть центрального аппарата королевства. Он обеспечивал связь между правящей династией и местными управлениями районов, а также между главной жрицей и представителями духовенства на местах. Придворная территория замка стала местом реализации имитации японской системы «санкин котай». За счет нахождения адзи в Сюри-дзё на определенных должностях при дворе, сохранялся гарант внутренней стабильности государства. Выступал Сюри и в качестве хаба для международного сообщения. В рамках кластера «Сюри-дзё – Наха» осуществлялись торговые сделки и приемы кораблей, навигация которых проходила вблизи архипелага. Возможно причислить Сюри-дзё и к источникам передачи китайского знания. Замок посещали послы даннических, поздравительных и образовательных миссий, благодаря которым свое распространение получили китайские традиции, оказавшие влияние на политическую организацию и культуру королевства.
Список литературы:
- Бакшеев, Е. С. Мифология Рюкю: мифы о сотворении Ойкумены и возникновения общества (Часть 2) // Культурологический журнал. – 2016. – № 24. – С. 1–13.
- Сказания о годах Хогэн [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XII/1140-1160/Hogen_Monogatari/text34.phtml?id=11638 (дата обращения: 07.03.2022)
- Hendrickx, K. The Origins of Banana-fibre Cloth in the Ryukyus, Japan / K. Hendrickx. – Leuven: Leuven University Press, 2008. – 336 p.
- Nelson, T. Japan in the Life of Early Ryukyu // The Journal of Japanese Studies. – 2006. – Vol. 32, No. 2. – P. 367–392.
- Pearson, R. Fortified castles on Okinawa Island during the Gusuku Period, AD 1200–1600 // Antiquity. – 2000. – Vol. 74, No. 284. – P. 404–412.
- グスクとは何んか[Electronic resource]. – URL: http://rca.open.ed.jp/history/story/epoch2/toitu_3.html (дата обращения: 07.03.2022) Что такое гусуку?
- 新城徳祐。沖縄の城跡。― 那覇: 那覇出版社、1977年。― 512頁。Араки Токую. Замки Окинавы. – Наха: Нахасюппанся, 1997. – 512 с.
- 尚巴志の登場[Electronic resource]. – URL: http://rca.open.ed.jp/history/story/epoch2/toitu_8.html (дата обращения: 07.03.2022) Появление Сё Хаси.
- 岡田輝雄。「世界遺産」グスク紀行。 ― 那覇: 琉球新報社、 2000年。 – 223 頁。Окада Тэруо. «Всемирное наследие». Путешествие по гусуку. – Наха: Рюкюсинхо:ся, 2000. – 223 с.
- 沖縄の城めぐり! [Electronic resource]. – URL: https://www.his-j.com/kokunai/kanto/tour_info/okinawa/catchy/?p=8292 (дата обращения: 07.03.2022) Экскурсия по замкам Окинавы.
- 中山世鑑 [Electronic resource]. – URL: https://ryukyushimpo.jp/okinawa-dic/prentry-42106.html (дата обращения: 07.03.2022) Хроники королевства Тюдзан.
Оставить комментарий