Статья опубликована в рамках: CXLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 июня 2022 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБУЧЕНИЕ ЛИНОГРАВЮРЕ В ШКОЛЕ
TEACHING LINOCUT AT SCHOOL
Alyona Markova
student, Department of Drawing, Moscow State Regional University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается вопрос о значении линогравюры в образовании, а также о технике её исполнения. Описывается этапы изготовления линогравюры.
ABSTRACT
The article deals with the question of the significance of linocut in education, as well as the technique of its execution. The stages of linocut production are described.
Ключевые слова: графика, печатная графика, обучение линогравюре, этапы работы над линогравюрой, изобразительное искусство.
Keywords: graphics, printed graphics, linocut training, stages of work on linocut, fine arts.
Дети только начинают свой жизненный путь, им все интересно и всегда не терпится научится чему-то новому. Они быстро приспосабливаются к любому виду деятельности, их интересует сам процесс создания чего-либо, проектирование творческого пространства, в котором ребенок разыгрывает сцены воображаемой жизни, наслаждается возможностью жить в собственном мире. Практику введения в учебный процесс общеобразовательной школы линогравюры следует расценивать, как поиск дополнительных путей культурного воспитания детей. Линогравюра должна преподаваться учащимся не сразу. Дети сначала должны ознакомятся с видами изобразительного искусства, в особенности с графикой, и различными графическими техниками. Занятия линогравюрой целесообразны с учащимися подросткового возраста, в это время у учащихся достаточно крепнут кисти рук для работы над линолеумом. Чтобы подростки отнеслись к теме активно, творчески, необходимо их знакомить с явлениями, предметами, которые они будут изображать.
Целью статьи является познакомить читателей с особенностями выполнения линогравюры и ее преподавания в школе.
Для начала рассмотрим, что такое графика. Графика – это вид изобразительного искусства, где основными изобразительными средствами являются: штрихи, линии, пятна, точки и т.д. [3].
Традиционно графика делится на рисовальную и печатную [2]. В связи с компьютерно-информационной революцией, в наше время графика делится на:
- рисовальную, которую также называют уникальной, потому чтоизображение создаётся в единственном экземпляре;
- печатную, позволяющую на основе созданной печатной формы создавать любое количество изображений;
- компьютерную, не требующую переноса на печатный носитель и практически не имеющую физических ограничений по копированию.
И именно к печатной графике относится линогравюра.
Линогравюра (гравюра на линолеуме) – это вид печатной графики, где изображение вырезается на твердой основе, затем окрашивается и печатается на бумаге [5]. Самая молодая из графических техник возникла на рубеже 19-20 вв., после того как был изобретён линолеум. Как материал для творчества, его стали использовать в 1905 году германские художники объединения «Мост» [1]. Линолеум – распространенный и доступный материал, также очень удобный и легкий для работы. Он не нуждается в сложном процессе подготовки доски. Существует два вида линогравюры: черно-белая; цветная. Для техники черно-белой линогравюры применяется черная типографская краска и один штамп. Цветное изображение формируется более сложным образом – для каждого цвета готовится свой линоштамп. Поэтому лучше начинать работать с этой техникой в чёрно-белом формате.
Для изготовления линогравюры используют следующие материалы [4].
1. Основным материалом является линолеум. Линолеум бывает двух видов:
- Линолеум для линогравюр. Это линолеум с фактурой. Специально создан для работы штихелем.
- Бытовой линолеум. Это линолеум без текстуры, который продается в больших объемах. Кроме того, штихели на нем ведут себя более непредсказуемо, что требует большого опыта.
2. Следующим необходимым материалом являются также стамески (штихели). Стамеска/штихель/резец – это ручной инструмент, предназначенный для работ по дереву или другим материалам, в число которых входит линолеум. Состоит из деревянной ручки и металлической части. Металлическая часть может иметь различную форму:
- радиусная – полукруглый поперечный профиль;
- плоская – плоский поперечный профиль;
- коробчатая или скобчатая – плоские прямые стамески со сторонами разной высоты;
- угловая – с профилем в виде угла, латинской буквы V.
3. Для того, чтобы напечатать гравюру требуется краска. Печатная краска для линогравюры должна быть умеренно густой и не слишком быстро сохнуть. Краски, которые можно использовать: краска для линогравюры; печатная (типографская) краска; гуашь; акрил; текстильная краска. Для раскатывания и нанесения краски необходим валик.
4. И последнее, что требуется для печати – это бумага и пресс.
Для печати подходит любая бумага плотностью не менее 160 г/кв.м, включая картон. Очень интересные принты получаются на цветной бумаге. Линогравюра также может быть напечатана на ткани и дереве. Чтобы получить отпечаток в домашних условиях, используйте ложку, скалку или валик. Для профессиональных отпечатков используется офортный станок или пресс.
Далее рассмотрим этапы работы:
1. Создание карандашных набросков будущей линогравюры. Придумываем близкий вам сюжет или находим натуру, с которой будем рисовать. Эскиз выполняется по всем законам графики.
2. Перенос эскиза в линогравюру, убедитесь, что эскизы продуманы для их передачи в гравюру. Нужно разобрать, где будет светло, а где темные места, это основа в линогравюре. При создании набросков лучше работать на черной бумаге, рисуя белой краской или любым другим способом, где используется техника былым по-черному.
3. Перенос эскиза на линолеум. Например, с помощью кальки. Прежде чем переносить на линолеум, картинку нужно будет отзеркалить. Копируя рисунок с эскиза мягким карандашом. Затем переносим рисунок на линолеум. Переворачиваем кальку той стороной, на которой остался след мягкого карандаша и тупым карандашом или шариковой ручкой, нажимая, переносим рисунок на линолеум.
4. Резьба. Прежде чем приступить к работе с граверами, следует провести беседу о технике безопасности. Работа со штихелем без обучения может привести к плачевным последствиям. В начале нужно выполнить небольшие упражнения на куске линолеума, чтобы понять, что такое резак. Резьба в линогравюре зависит от давления руки на резак. При резьбе нельзя забывать, что даже при легком нажатии толщина линии меняется.
5. Печать. Для этого возьмите небольшое количество краски, распределите ее по поверхности, лучше всего для этого использовать стекло (или любую другую поверхность, которая не будет впитывать в себя краску). Валиком краска наносится на линолеум равномерно, без комочков. Далее на линолеум кладут чистый лист бумаги. Вы можете печатать на машине или вручную, используя любые инструменты давления ( если картинка маленькая, удобнее всего использовать ложку). Принт считается хорошим, когда каждый штрих, каждая деталь пропечатаны хорошо и четко. Бумага должна быть чистой, не испачканной руками. Только тогда печать считается успешной.
Таким образом, для успешной работы, сделанной в линогравюре, требуется определенная последовательность и специальные материалы. Соблюдая выше названные этапы работы над линогравюрой, можно привить обучающимся необходимые навыки работы над печатной графикой и интерес к изобразительному искусству в целом.
Список литературы:
- История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 320 с.
- Власов В. Г. Графика, графическое начало в искусстве, графичность // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – СПб.: Азбука-Классика, 2005. – Т. III. – С. 282−288.
- Очерки по истории современной гравюры в России (ксилография и линогравюра) / Л. Р. Варшавский. – Москва, 1923. – 175 с.
- Линогравюра – передвижник, материалы, техника печати, возможности – [электронный ресурс] – режим доступа –URL:https://www.peredvizhnik.ru/info_art/advices/linogravyura/ (Дата обращения:5.05.2022).
- Линогравюра в школе. Из опыта работы. – Составители: Богачкина Л. Г. Богачкин Б.М. – Просвещение. – Москва, 1983г. – 80с.
дипломов
Оставить комментарий