Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2021 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соколова П.В., Александрова Е.А., Шкинёва Д.И. ТРАНСФОРМАЦИЯ СЮРРЕАЛИЗМА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(116). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(116).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЮРРЕАЛИЗМА

Соколова Полина Валерьевна

студент, кафедра рекламы и связей с общественностью, Государственный университет управления,

РФ, г. Москва

Александрова Евгения Александровна

студент, кафедра рекламы и связей с общественностью, Государственный университет управления,

РФ, г. Москва

Шкинёва Дарья Игоревна

студент, кафедра рекламы и связей с общественностью, Государственный университет управления,

РФ, г. Москва

Филиндаш Лариса Васильевна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., кафедра русского языка и литературы, Государственный университет управления,

РФ, г. Москва

THE TRANSFORMATION OF SURREALISM

 

Evgeniya Alexandrova

student, Department of Advertising and Public Relations, State University of Management,

Russia, Moscow

Darya Shkineva

student, Department of Advertising and Public Relations, State University of Management,

Russia, Moscow

Polina Sokolova

student, Department of Advertising and Public Relations, State University of Management,

Russia, Moscow

Larisa Filindash

Research Supervisor, Cand. philosophy. Sciences, Assoc., Department of Russian Language and Literature, State University of Management,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена одному достаточно интересному направлению искусства – сюрреализму. Данная тема актуальна, так как изначально и по сей день сюрреализм отличается высокой значимостью для развития культуры общества. Как направление искусства, данное течение с самого своего зарождения очень интересно, так как сюрреалисты обращаются к вопросам, остающимся актуальными для людей и всех сфер исследований. Целью статьи является систематизация и обобщение данных, связанных с методологией и философией сюрреализма.

ABSTRACT

This article is devoted to one rather interesting art direction – surrealism. This topic is relevant, since initially and to this day surrealism is highly significant for the development of the culture of society. As an art direction, this trend has been very interesting since its inception, as surrealists address issues that remain relevant to people and all areas of research. The purpose of the article is to systematize and generalize data related to the methodology and philosophy of surrealism.

 

Ключевые слова: искусство, направление искусства, авангардизм, западноевропейское искусство, сюрреализм.

Keywords: art, art direction, avant-garde, Western European art, surrealism.

 

Человечество в начале 20 века вышло на совершенно новый уровень развития. Этот период стал временем научных и культурных открытий и новшеств. Благодаря социо-культурным изменениям в настроениях людей, искусство становится доступным для всех слоёв общества. Возникают новые направления, одним из самых выдающихся становится сюрреализм.

Сюрреализм (в переводе с французского приставка «сюр-» означает «сверх-», то есть больше, чем реальность) — это авангардное направление в западноевропейском искусстве первой половины ХХ века, которому свойственно парадоксальное сочетание форм и применение аллюзий. Данному направлению свойственно отображение способностей человеческого воображения, то есть всё, что не имеет связи с реальностью. Сюрреализм не поддаётся логике. Фантазии, мечты, сны, эмоции, разные странности, вымыслы —всё это характеризует данное направление.

Сюрреализм зарождается в 1920-х годах во Франции. Его основоположником считается Андре Бретон, чья работа «Магнитные поля» стала предвестником данного движения. А позже, в 1924 году, был опубликован «Манифест сюрреализма», который чётко сформулировал основные черты и признаки нового направления в искусстве. Изначально сюрреализм существовал только в литературе, но позже распространился и на живопись. В то время он приобрёл настолько большую популярность, что все известные художники писали работы в этом стиле. Первыми представителями течения, работавшими с сюрреалистическими техниками и образами, были немец Макс Эрнст (1891-1976), француз Андре Массон (1896-1987), испанец Жоан Миро (1893-1983) и американец Ман Рэй (1890-1976). Они неукоснительно соблюдали автоматизм в живописи – попытку выразить образы, возникшие в подсознании, без корректирования изначального замысла. Огромное влияние на их творчество оказал психоанализ их сновидений, которые позже они изображали на холсте. Художники, такие как Жоан Миро и Макс Эрнст, использовали различные методы для создания необычных и даже экзотичных образов, включающие коллаж, рисование, фроттаж (перенос текстуры предмета посредством натирающих движений карандаша), декалькоманию (перенесение многокрасочного рисунка с бумаги на стекло, фарфор, дерево) и граттаж (выполнение рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги); а художники, как Ханс Арп, использовали коллажи как самостоятельные работы. Позже появились и другие направления: иносказательный психологизм и внешняя фантасмагоричность сюжетов.

Самыми известными работами в сюрреализме можно считать «Постоянство памяти» Сальвадора Дали, «Империя света» Рене Магритта, «Сон» Пабло Пикассо. Стоит подробно рассмотреть каждую из них и проследить постепенную трансформацию сюрреализма со временем.

При упоминании сюрреализма первым на ум приходит Сальвадор Дали со своей картиной «Постоянство памяти», которая имеет необычную предысторию. Он написал эту работу в 1931 году буквально за пару часов, пока лежал дома с головной болью. Дали думал о тающем сыре, рисуя картину — его мягкость и легко изменяемая форма подтолкнула художника к оригинальным ассоциациям. Часы стекают с предметов словно плавленый сыр. Работа состоит из символов: три циферблата часов символизируют отказ от делимости времени на прошлое, настоящее и будущее; спящее существо на переднем плане — автопортрет в профиль; муравьи на оранжевых часах — символ гниения; скалы вдалеке — отсылка к родине для художника Каталонии; яйцо, которое Дали использовал на протяжении всей творческой карьеры, — жизнь. В этом и есть основная черта сюрреализма — художник рисует всё, что приходит ему в голову, игнорируя здравый смысл. Картины Сальвадора Дали отличаются иллюзией трехмерности, точной передачей светотени, перспективы, что также характерно для академической живописи. Цвет в его работах чаще всего насыщенный, передающий состояние сна.

Также интересна работа Пабло Пикассо, который в определенный период своего творчества использовал техники сюрреализма. В картине «Сон», нарисованной в 1932 году всего за один день, Пикассо использует занимательный приём, разделив изображенное лицо в анфас на две части так, что можно проследить линию профиля. Такое сочетание несовместимых ракурсов положило начало новому направлению в портретной живописи. Пикассо отказывается от реалистичного изображения спящей девушки, используя форму и цвета так, чтобы вызвать эмоции и передать общее ощущение покоя и умиротворения.

Следующая работа, которую стоит отметить – это «Империя света» Рене Магритта, который посмел пойти против одного из основных правил манифестируемых Бретоном ради собственного стиля, отказавшись от фантасмагории и психоанализа сновидений в своих работах. Сюрреализм Магритта можно было перепутать с реальностью. На примере картины «Империя света», написанной в 1949 году, можно увидеть самый обычный двор, освещенный фонарем и небо в облаках. Парадокс в том, что внизу картины поздний вечер, а наверху — ясный день. В этом проглядывается один из часто используемых приемов Рене Магритта — сочетать несочетаемое.

Таким образом, мы можем проследить изменения сюрреализма со временем и его индивидуальная адаптация каждым художником под себя.

Что касается сюрреализма в современном мире, то он не сохранился в чистом виде, а существует только в рамках разных направлений: «фантастический реализм», «мок-сюрреализм», «виженари арт» и «поп-сюрреализм». Из многих идей, которые были заложены во время формирования жанра, до наших дней у многих представителей стиля осталась лишь фантасмагория, но некоторые художники до сих пор стараются наполнить свои работы экспрессией и психологизмом. Вместе с тем в современных направлениях сюрреализма выявляются принципиально новые черты:

1) В МОК-сюрреализме вдохновение художник черпает из жизненных реальных ситуаций, проблем общества, но преподносит эти проблемы как продукт сновидений - в отличие от сюрреализма классического. Самое важное – это социальная роль, которую несет в себе произведение, а не стилистическое решение, характерное для этого направления в искусстве.

2) Представители поп-сюрреализма черпают идеи для своих картин из множества источников массовой культуры: телевидения, комиксов, музыки и других сферах культуры, подводящих привычные образы до сюрреалистичных, гипертрофированных форм.

3) В свою очередь, представители направления «Арт брют» не являются профессиональными мастерами. Это инвалиды и душевнобольные, которые пишут работы независимо от общественного мнения и совершенно спонтанно.

В заключении хотелось бы отметить, что сюрреализм в значительной мере способствовал дальнейшему формированию творчества, в котором каждый художник вкладывает особый смысл в сюрреалистическую картину, чаще какую-либо социальную проблему, над которой можно поразмышлять. Таким образом, сюрреализм имеет важное значение для развития искусства и культуры. До сих пор авторы продолжают использовать тематику упадка, смерти, эротизма и философии. Они стараются придерживаться творческих приёмов, установок и принципов классического сюрреализма, хоть и в разном объеме.

 

Список литературы:

  1. Gallery Культурное наследие. URL: https://gallery-nasledie.ru/zhanry/hudozhniki-syurrealisty-20-veka.html (дата обращения - 05.05.2021)
  2. Карина Казанцева «Сюрреализм в живописи: 5 ключевых картин, о которых нужно знать» // Искусство, Лучшее 5 ноября, 2019. URL: https://losko.ru/greatest-5-surrealistic-artists/ (дата обращения – 05.05.2021)
  3. Very important lot «Сюрреализм — искусство из глубин подсознания человека» // Арт-журнал 26.02.2020 URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/syurrealizm-iskusstvo-iz-glubin-podsoznaniya-cheloveka (дата обращения – 05.05.2021)
  4. Е.С. Нильзен «ТРАНСФОРМАЦИИ СЮРРЕАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ» // актуальные проблемы социальных наук 26–27 апреля 2019 г (дата обращения – 05.05.2021)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий