Статья опубликована в рамках: CXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2021 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЛОГИКА И РИТОРИКА В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ
LOGIC AND RHETORIC IN THE PHILOSOPHY OF ARISTOTLE
Daniil Ignatenko
Student, Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье описана логика и риторика с точки зрения науки о слове, как об инструменте управления, становления личности, устройства общества, об уместности того или иного слова, о целесообразности слов в определенном контексте и ситуации.
ABSTRACT
The article describes logic and rhetoric from the point of view of the science of the word as an instrument of management, the formation of a person, the structure of society, the relevance of a word, the expediency of words in a certain context and situation.
Ключевые слова: современная теория, логика и риторика, коммуникация, познание, познавательный инструментарий, диолктика.
Keywords: modern theory, logic and rhetoric, communication, cognition, cognitive tools, dialectics.
В современной теории аргументации логику и риторику объединяют в качестве средства убеждения в процессах коммуникации, когда приводят логические правила в учебниках по риторике. Основание для этого состоит в том, что толкование и понимание текстов в науке включают два аспекта – уяснение для себя и разъяснение для других. Такая двойственность вытекает из социального характера познания как такового, на чем настаивает Аристотель, когда утверждает, что сущность человека состоит в его способности познания. Известно также, что в историко-философском плане логика и риторика входят в тривиум (первый этап обучения грамматика-логика (диалектика) – риторика) как познавательный инструментарий. И так как тривиум есть начало науки и обучения, следует предположить, что включенные в него дисциплины пересекаются. Вместе с тем, их часто противопоставляют. Примером такого противопоставления является столкновение софистов и Сократа. У Платона в Апологии Сократа в самом начале Сократ произносит фразу – «я не буду говорить красиво», подразумевая под этим, что он не будет следовать уловкам красноречия, которые использовали обвинители. Аналогичным образом, риторика как термин зачастую имеет отрицательную коннотацию, что приводит к противопоставлению логики и риторики. Представляется, что такое противопоставление не может содержаться в трудах Аристотеля. Проблема заключается в том, что при изучении логики и риторики большинство исследователей рассматривают обе дисциплины с двух противоположных сторон: логику как сугубо формальную науку о правильном мышлении и дедуктивном выведении убеждений, а риторику как искусство ораторской речи, выполняющее роль убеждения слушателя в определенном мнении, не обязательно истинном. В таком случае остается без должного внимания единство аналитики и риторики как контекстов открытия и изложения. Именно такое рассмотрение и содержится в идеях Аристотеля. При рассмотрении данной темы следует учитывать тот факт, что единой оформленной системы теории аргументации Аристотель все же не формирует. Однако прослеживается весьма явное сходство ролей логики (диалектики) и риторики, в котором первая имеет дело с убедительностью, полученной путем достоверного, правильного вывода, а вторая – с убедительностью, достигающейся использованием речевых приемов. Таким образом, две данные области знания дополняют друг друга. Есть также основания полагать, что Аристотель исходил из единства логики, диалектики и риторики как разных аспектов науки. Представляя собой достаточно узкую область применения (чаще всего защита или обвинение в судебном разбирательстве), данные дисциплины, описанные в большей степени практическими примерами, имеют сходные общие теоретические основания, которые могут быть рассмотрены в качестве предпосылок к оформлению теории аргументации. Основная общая и объединяющая составляющая логики и риторики – умозаключение. Риторика занимается убеждениями, а любое убеждение опирается на структуру посылка-заключение, которая напрямую связана с логикой. В таком случае ритор и логик, оперируя умозаключениями, используют одинаковый алгоритм построения мысли (или речи), т. е. правила вывода. В более широком смысле можно утверждать, что умозаключение, когда сформулированы исходные положения как научной, так и философской теории, выступает главным средством ее построения.
Список литературы:
- Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996.
- Аристотель. Соч. в 4 - х т. М., 1976.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976.
- Аристотель. Риторика. Кн.III//Аверинцев С.С. риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
- Аристотель и античная литература. М., 1978.
- Брынская О.П. систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля "Риторика". М., 1987.
дипломов
Оставить комментарий