Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 октября 2021 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рзаева А. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОЕКТА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(127). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(127).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Рзаева Алина

студент, продюсерский факультет Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова,

РФ, г. Москва

Ланина Лилия Анатольевна

научный руководитель,

канд. экон. наук, доц., продюсерский факультет, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова,

РФ, г. Москва

BANK LENDING AS A SOURCE OF FINANCING FOR AN AUDIOVISUAL PROJECT

Alina Rzayeva

student, production faculty All-Russian state Institute of cinematography named after S. A. Gerasimov,

Russia, Moscow

Liliya Lanina

supervisor, PhD. steward. associate Professor, production faculty, All-Russian state Institute of cinematography named after S. A. Gerasimov,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы привлечения продюсером банковского кредитования как одного из источников финансирования производства аудиовизуального проекта.

ABSTRACT

The article examines the main problems of attracting a producer of bank lending as one of the sources of financing for the production of an audiovisual project.

 

Ключевые слова: кинематография, аудиовизуальный проект, банковский кредит, залог прав, киностудия.

Keywords: cinematography, audiovisual project, bank loan, pledge of rights, film studio.

 

Кинематография является значимой частью жизнедеятельности общества, как с позиций реализации идеологической и коммуникативной функций, так и с позиции формирования социокультурной идентичности. На этом фоне вопросы финансирования производства аудиовизуальной продукции занимают важное место в становлении национальной кинематографии во многих государствах.

В Европе, в ряде стран Азии значимым источником поддержки производства аудиовизуальной продукции является прямое государственное финансирование. Но, объемы государственных субсидий, как правило, ограничены долей в общем производственном бюджете и абсолютной величиной предоставляемой суммы. Так, например, Министерство культуры России выделяет субсидии на полнометражные социально-значимые фильмы и телесериалы в объеме не более 70,0 млн руб. [1]

При этом общая доля государственных средств в производственном бюджете постепенно снижается. Например, в 2019 г. в прокат вышло 78 фильмов с частичным государственным финансированием в объеме порядка 37% от совокупного производственного бюджета [4].

Иные же источники финансовых ресурсов для производства фильма, такие, как, например, спонсорские средства или целевые гранты на кинопроизводство в большей степени направлены на создание документальных аудиовизуальных проектов с жестким целевым назначением. И в целях создания полнометражного художественного фильма могут быть задействованы в единичном случае.

В тоже время одним из способов финансирования процесса создания фильма в международной практике является банковское кредитование. На данный момент, именно такой вариант финансирования фильмов в нашей стране задействован менее всего. Хотя в истории российского банковского кредитования есть примеры предоставления средств производственным киностудиям на аудиовизуальные проекты («Обитаемый остров» (2008, Банк Москвы и Экспобанк); «Консервы» (2007, КБ «БФГ-Кредит», «Иерей-Сан. Исповедь Самурая» (2016, Унифондбанк) и другие) [3].

Банковское кредитование производства аудиовизуального проекта с учетом особенностей функционирования киноиндустрии представляет собой отдельный вид проектного финансирования. И погашены обязательства по кредиту могут быть только за счет средств, вырученных продюсером, по результатам кинопроката фильма. Очевидно, что такой вариант предоставления средств для банка как кредитора является наиболее рискованным. Тем более, что заранее спрогнозировать доходы аудиовизуального достаточно сложно. Так, например, цена прав на телевизионный показ зависит от рейтингов фильма, сетки вещания самого телеканала, территории показа и ряда других факторов. Соответственно, на кинорынке цена прав на показы фильма различается даже по сопоставимым проектам.

Банковское кредитование, само по себе, подразумевает оценку кредитоспособности заёмщика (оценку его финансовых возможностей). Помимо этого, большую роль в процессе кредитования играет также кредитная история и залоговое обеспечение. Наибольшее число производственных киностудий может быть отнесено к категории «малый бизнес» и имеют низкие признаки кредитоспособности. На оценку их финансового состояния влияет несущественный объём собственного капитала, несущественное количество основных средств либо их полное отсутствие, невысокий уровень ликвидности. Важно отметить, что такие параметры на текущем этапе присущи большинству малых предприятий помимо аудиовизуальных компаний.

Соответственно, при кредитовании малого бизнеса, у банков возникают высокие транзакционные издержки банков. А также работу с малым предприятием осложняет предусмотренное банковскими требованиями обязательное резервирование средств, так как малый бизнес относится к категории повышенного риска. Здесь очевиден как повышенный уровень всех традиционных источников риска, так и наличие специфических «зон риска» самого малого бизнеса [2].

На этом фоне стоит обратить внимание на возможности снижения кредитных рисков банка путем принятия в залог нематериальных активов от производственной киностудии, например, авторских прав на имеющуюся кинобиблиотеку аудиовизуальных произведений. И такие единичные примеры в российской банковской практике существуют. Например, в 2011 году, кинокомпания «RWS» (Russian World Studies) получила кредит в 1,2 млрд руб. у ИНГ Банка Н.В. и Сбербанка под залог прав на библиотеку видеоконтента, принадлежащую компании сроком на три года [5].

Также одним из возможных способов привлечения банковского кредита можно выделить кредит под залог прав на вознаграждение, установленное в предпродажном соглашении.

Предпродажное соглашение представляет собой договор, в соответствии с которым кинокомпания-правообладатель обязуется по завершении процесса кинопроизводства передать права на использование полученного аудиовизуального произведения в пределах, определяемых этим же договором, другой стороне за определённое вознаграждение. Такой стороной могут выступать

  • кинопрокатные организации в отношении прав на кинотеатральный прокат фильма,
  • различные телевизионные каналы относительно прав на его демонстрацию по телевидению,
  • разработчики компьютерных игр, издательства и иные организации-представители вторичных рынков сбыта кинопродукции.

Непосредственно вознаграждение представляет собой некую сумму денежных средств, которая будет выплачена продюсеру в будущем при предоставлении копии фильма для его использования в установленных договором пределах, при этом часть этой суммы может выплачиваться авансом и, таким образом, фактически служить инвестицией в кинопроизводство.

В свою очередь, надлежащее исполнение предпродажного договора зависит, прежде всего, от своевременной передачи аудиовизуального произведения продюсером дистрибьютору. И в этом случае в современных российских реалиях, помимо привлечения страховой организации, страхующей предпринимательский риск, непосредственно продюсер проекта может быть привлечен в качестве поручителя, как лицо, от которого в наибольшей степени завит сам факт своевременного создания аудиовизуального проекта.

Также стоит отметить, что кредитование кинопроизводства в России обременено традиционно высокими процентными ставками, необходимостью привлечения узких специалистов за пределами банковской сферы, способных оценить зрелищный потенциал аудиовизуального произведения, и, соответственно, потенциальный доход производственной киностудии, а также стоимость уже имеющейся библиотеки фильмов.

Сложности возникают и в отсутствии соответствующих банковских кадров для профессиональной и квалифицированной оценки продюсерских проектов.

Таким образом основным видом кредитования, который сейчас доступен для большинства продюсеров – это краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств (т.е покрытие кассовых разрывов до выделения следующего транша средств по основной линии финансирования проекта) [6].

Поэтому, для развития банковского кредитования для фильмопроизводящих компаний нужен комплексный подход и целый ряд мероприятий, направленных на формирование диалога между банковскими структурами и профессиональным киносообществом. Всё это, в дальнейшем, будет только способствовать поддержке и развитию российского кинопроизводства.

 

Список литературы:

  1. Приказ Министерства культуры РФ от 07.02.2019 г. № 120 «Об основных принципах государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2019 году». / Информационно-правовой портал Гарант-ру. – Режим доступа. - https://www.garant.ru/)
  2. Бочарова О.Н., Потокина С.А., Ланина О.И. Особенности и проблемы банковского кредитования малого и среднего предпринимательства на современном этапе. // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 4 (62). – стр. 7-11. – Режим доступа. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/
  3. Малышев А.В., Ланина Л.А., Огурчиков П.К. Кредитование предприятий аудиовизуальной сферы: анализ проблем и пути преодоления (на примере международной практики). // Креативная экономика. 2021. № 3. – стр. 991-1008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: https://creativeconomy.ru/lib/111886
  4. Скобелев В.Л. Анализ состояния российского рынка кинопродукции. // Петербургский экономический журнал. 2020. № 4. – стр. 104-117.
  5. Соколов Э. RWS пустит деньги Сбербанка на кинопроизводство. // Sostav.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: https://www.sostav.ru/
  6. Управление кинопроектом: учебное пособие под ред. В.И. Сидоренко, Ю.В. Криволуцкого, П.К. Огурчикова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 303 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий