Статья опубликована в рамках: CXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 октября 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
INTER-SUBJECT RELATIONS AS ONE OF THE DIRECTIONS OF INCREASING THE QUALITY OF EDUCATION
Anastasia Kalugina
student, Department of Piano Art, Tyumen State Institute of Culture,
Russia, Tyumen
Olga Askarova
scientific director, Associate Professor of the Department of Piano Art, Tyumen State Institute of Culture,
Russia, Tyumen
Svetlana Grauberg
scientific director, Associate Professor of the Department of Piano Art, Tyumen State Institute of Culture,
Russia, Tyumen
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются междисциплинарные связи в процессе обучения студентов-пианистов. В качестве примера взаимодействия различных дисциплин речь идет об инструменте Волны Мартено.
ABSTRACT
The article deals with interdisciplinary connections in the process of teaching piano students. As an example of the interaction of various disciplines, we are talking about the Marteno Waves tool.
Ключевые слова: межпредметные связи, Волны мартено, синтез искусств, музыкальная эрудиция, общий кругозор.
Keywords: interdisciplinary connections, Martenot waves, synthesis of arts, musical erudition, general outlook.
Пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе обучения. Использование межпредметных связей способствует формированию у студентов компетенции переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой. В настоящее время особенно востребованы обобщенные (а не частные) умения.
Книга по дидактике Яна Амоса Коменского - один из первых трактатов, в котором рассматривались вопросы о целесообразности использования межпредметных связей. «Ян подумал, что было бы неплохо давать ученикам познания одновременно в нескольких науках, обучать всех всему» [2]. В частности Коменский предлагал изучать в комплексе грамматику, философию и литературу.
В педагогической работе Джона Лока «Мысли о воспитании», речь идет о главных науках, которые должен освоить каждый ребенок, в том числе и на уровне межпредметных связей, например истории и географии. «… всестороннее и комплексное изучение наук позволит не только развить знания обучающегося по каждой их этих наук в отдельности, но и поможет сформировать целостную картину мира, заложить начало для развития мышления, умений и навыков, разнообразить и дополнить знания о самых разных сферах жизни ребенка» [4, с. 41]. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, в советское время – Н.К. Крупская.
Современный этап развития образования невозможен без применения межпредметных связей всего блока учебных дисциплин. Обучение в области музыкального искусства не является исключением. В данной работе мы рассмотрим взаимосвязь разных предметов у студентов-пианистов.
Рояль, пожалуй, более, чем любой другой инструмент, таит в себе возможности объединить, казалось бы, не связанные между собой вещи. «Разве это один инструмент? Это сто инструментов!» - восклицал Антон Григорьевич Рубинштейн, основатель Московской консерватории.
Сам учебный план пианистов уже предполагает разносторонность их обучения, под стать сложному и многоплановому звучанию инструмента. Поэтому получению профессиональных знаний студентами-пианистами способствует использование, в том числе, и межпредметных связей. Стоит упомянуть такие дисциплины как «История фортепианного искусства» и «История исполнительского искусства». Эти предметы, как и любая история тесно связаны с психологией, философией, историей как таковой. Помимо этого, в учебный план пианистов включены предметы, изучающие современные достижения в области культуры и искусства, к ним относятся дисциплины: «Работа в студии со звукорежиссером и звукооператором», «История, ремонт и настройка клавишных инструментов», «Основы игры на электронных музыкальных инструментах».
Вопрос межпредметных связей мы рассматриваем на примере необычного инструмента, который не так широко известен в нашей стране. Речь пойдет о «Волнах Мартено» (кстати, знакомство с инструментом является одной из тем дисциплины «Основы игры на электронных музыкальных инструментах»).
Волны Мартено (Ondes Martenot) - это клавишный одноголосный электромузыкальный инструмент, предшественник синтезатора, который был назван в честь своего создателя, французского изобретателя Мориса Мартено (1898-1980). Инструмент был изобретён в Париже в 1928 году.
Создатель инструмента учился играть на фортепиано и виолончели, изучал гармонию и контрапункт. Его деятельность является примером связи различных разделов человеческих знаний. Он работал в области музыкальной педагогики (золотая медаль на конкурсе изобретений имени Луи Лепина за развивающие музыкальные игры). В 1936 году в Париже открылась Школа искусств Мартено. В послевоенные годы при участии Мартено в Парижской консерватории был открыт не только класс Волн Мартено, но и класс ритмического развития. В 1967 году вышел главный педагогический труд Мартено «Фундаментальные принципы музыкального образования» [1]. Знакомство с деятельностью Мартено – одна из тем предмета «История исполнительского искусства»
Специфический «отстранённый» тембр Волны Мартено похож на тембр других предшественников синтезатора — терменвокса и траутониума. При игре в ансамбле с акустическими инструментами он отчётливо выделяется на их фоне даже при умеренной громкости. Данная характеристика инструмента рассматривается в курсе «История фортепианного искусства» как пример необычного сочетания инструментов.
К наиболее известным произведениям с участием Волн Мартено можно отнести «Турангалила-симфонию» (Turangalila-Symphonie, 1946-48), где Волнам отводилась второстепенная, но всё же значительная часть, написанная специально для исполнения Жинетт Мартено (Ginette Martenot), сестры изобретателя инструмента. Фантасмагорический «голос» Волн также можно услышать в саундтреках к футуристическим кинокартинам, «Lawrence of Arabia» и «Mad Max» [3].
Прослушивание записи этого инструмента на практических занятиях студентов-пианистов по лекционным курсам «История фортепианного искусства», «История исполнительского искусства» способствует обогащению слухового опыта, музыкального кругозора, общей эрудиции.
Таким образом, рассмотрев историю создания, развития и исполнительские традиции «Волн Мартено» сквозь призму синтеза искусств, синтеза предметов, мы можем явственно увидеть соединение различных областей знаний в одном инструменте. Инструмент Волны Мартено сам по себе является соединением нескольких стихий. Изобретатель играл и на виолончели, и на фортепиано – и конструкция имеет «следы» и того, и другого инструмента.
Изучение подобных явлений обогащают молодого музыканта, укрепляют его связь с современной ему музыкальной культурой, а также мотивируют к изучению новых учебных дисциплин.
Список литературы:
- LIVEJOURNAL [электронный доступ]. – Режим доступа. – URL: https://snowman-john.livejournal.com/19896.html (дата обращения 15.10.2021)
- Биограф [электронный доступ] – Режим доступа. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/yan-komenskiy (дата обращения 15.10.2021)
- Большая российская энциклопедия [электронный доступ]. – Режим доступа. – URL: https://bigenc.ru/music/text/4067656 (дата обращения 15.10.2021)
- Локк, Дж. Сочинения в трех томах [Текст] / Дж. Локк. – Москва : Мысль, 1988 Т. 3 – 668 с.
дипломов
Оставить комментарий