Статья опубликована в рамках: CXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2021 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
A SET OF TASKS FOR THE FORMATION OF DESIGN THINKING IN TECHNOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
Yulia Shishkina
student, Yelabuga Institute of Kazan Federal University,
Russia, Yelabuga
Lilia Gattarova
student, Yelabuga Institute of Kazan Federal University,
Russia, Yelabuga
Artem Islamov
Scientific supervisor, Associate Professor, PhD, Yelabuga Institute of Kazan Federal University,
Russia, Yelabuga
АННОТАЦИЯ
Дизайнерское мышление является не простым по выявлению видом мышления. Зачастую оно определяется на практике во время наблюдательной деятельности на уроках «Технология». Так как дизайнерское мышление понятие широкое и по результатам одной методики нелегко сделать выводы по поводу сформированности дизайнерского мышления.
ABSTRACT
Design thinking is not an easy-to-identify type of thinking. It is often determined in practice during observation activities in the lessons of "Technology". Since design thinking is a broad concept and it is not easy to draw conclusions about the formation of design thinking based on the results of one technique.
Ключевые слова: технологическое образование; дизайнерское мышление; технология.
Keywords: technological education; design thinking; technology.
Несмотря на то, что данную тематику достаточно давно и активно использовали и изучали в педагогической деятельности такие педагоги, как И.Н. Стора, В. Ф. Сидоренко, Л.П. Ермолаевой, К.И. Стародуба, Н.А. Евдокимовой, Г.М. Логвиненко. На сегодняшний день существует много средств выявления и оценки различных проявлений дизайнерского мышления (тесты Э. П. Торренса, Н. Ф. Вишняковой, Е. Е. Туник, Дж. Брунера, Д. Б. Богоявленской и др.). Однако, среди известных тестов не существует диагностического инструментария, направленного на выявление дизайнерского мышления.
Исследование дизайнерского мышления проводится на основе теоретических и эмпирических методов:
1. изучение и анализ специальной литературы и исследований по проблеме подготовки в области дизайна, организации учебного процесса;
2. анализ работы мыслительных процессов во время творческой деятельности, а также методик диагностики творческой работы мышления, педагогическое наблюдение, участие в экспертной оценке работ обучающихся, педагогический эксперимент.
В ходе изучения и моделирования диагностического инструментария сформированности дизайнерского мышления были использованы методики Р. Амтхауэра «Тест структуры интеллекта», П. Торренса на творческое мышление, Н. Ф. Вишняковой «Креативность», которые способствуют диагностике компонентов и критериев дизайнерского мышления. В качестве критериев сформированности дизайнерского мышления, как было сказано ранее, определяют развитость и целостность таких аспектов, как понятийный аппарат, творческое мышление, пространственное мышление и композиционное мышление.
После изучения литературы и диагностик по поредению сформированности дизайнерского мышления, было выявлено, что необходимо создать комплекс упражнений и диагностик, для более точного результата. В связи с этим был создан комплекс, состоящий из четырех этапов, позволяющих, сделать выводы о творческом и дизайнерском мышлениях обучающихся основной школы.
Первое задание комплекса диагностик, направлено на определение наглядно-образного мышления и логических операций анализа, сравнения, сопоставления, поиска аналогий. Для обучающихся старше 11 лет рекомендуется прохождение теста Амтхауэра «пространственное представление» (данную методику проще всего проходить онлайн).
Второе задание комплекса, является опросник на сформированность понятийного аппарата по конкретной тематике (предметная область «Технология» для обучающихся 6 класса итоговый опросник). Опросник позволяет исследовать представления школьников о учебный предмет «Технология». Большинство из понятий дается учащимся на уроке технологии в пятом классе и в последующем расширяется, дополняется. При 50 % ответов можно говорить о частичной сформированности понятийного аппарата по данной теме, 1 балл ставится при наличии более половины сообразных ответов. Данного вида тесты и опросники можно проводить по любым предметам и соответственно по различным темам.
Третье задание комплекса, направлено на определение творческого мышления. Тест позволяет выявить нетривиальное мышление в графическом (визуальном), аудиальном (текстовом) формате, гибкость и беглость, оригинальность способов решения даже незначительных проблем. Для диагностики творческого мышления школьников, оптимальным вариантом, является тест творческого мышления П. Торренса, который предназначен для определения и развития творческих способностей обучающихся от 7 до 18 лет.
Четвертое задание комплекса – определение креативного компонента личности тест «Креативность» по Н.Ф.Вишняковой. Данный тест определяет психологическую предрасположенность к творческой деятельности, определяет гибкость и нетривиальность решений обучающихся. Тест «КРЕАТИВНОСТЬ» могут использовать как дети, так и взрослые. Интерпретация теста позволяет наглядно посмотреть наиболее развитые элементы креативности из восьми представленных.
После прохождения комплекса диагностик педагог может сказать о сформированности того или иного компонента дизайнерского мышления у конкретного обучающегося, а также выявить общий уровень сформированности данной характеристики. Исходя из структуры и компонентов дизайнерского мышления, для оценки сформированности данного вида мышления необходимо применить методику, где задействуются в равной мере функции логического анализа, образного представления, воображения, абстрагирования и др., что осуществляется в кв комплексе, предложенном нами.
Для получения общего результата по тесту необходимо сложить все результаты по пройденным тестам, далее, исходя из полученной суммы, возможно определение уровня сформированности дизайнерского мышления.
Диагностические мероприятия позволяют выявить уровень сформированности дизайнерского мышления и отдельных его компонентов. Специфика данной области мышления обусловлена тем, что ее необходимо все время развивать. Для этого предлагаются различные виды творческих заданий, они формируют понятия логического анализа, улучшают фантазию и способствуют абстрагированию.
Несмотря на то, что современное образование ставит в приоритете персонофикацию образования и составление индивидуальной траектории развития конкретной личности, для развития творческих способностей (дизайнерского, креативного, творческого логического и тд. мышлений) используются преимущественно коллективные виды деятельности. Так как данные виды образовательных технологий позволяют определить индивидуальные качества каждого из членов группы, анализировать их и составить оптимальную модель развития группы в целом и личности в том числе. Помимо данных видов заданий, актуально добавлять электронные образовательные ресурсы для педагогов-предметников по конкретной учебной дисциплине.
Список литературы:
- Альмомани Х.М., Быстрова Т.Ю. Алгоритмы дизайн-мышления: теория и практика. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39160758
- Браун Тим. Дизайн-Мышление в бизнесе. ЛитагентМИФ, 2018. 128 с.
- Воронов Н.В. Суть дизайна. М.: Грантъ, 2002. 24 с.
- Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=44829&sr=1
дипломов
Оставить комментарий