Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2022 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Фархутдинов И.А., Ищенко Д.Ю. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(139). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(139).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ

Фархутдинов Ильназ Алмазович

курсант, направление обучения пожарная безопасность, кафедра философии и гуманитарных наук, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России,

РФ г. Екатеринбург

Ищенко Дмитрий Юрьевич

курсант, направление обучения пожарная безопасность, кафедра философии и гуманитарных наук, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России,

РФ г. Екатеринбург

Петухова Татьяна Николаевна

научный руководитель,

доц. кафедры философии и гуманитарных наук, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России,

РФ г. Екатеринбург

CLASSIFICATION AND CHARACTERISTICS OF THE HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT OF RELIGION

 

Ilnaz Farhutdinov

cadet, department of philosophy and humanities, the direction of training fire safety, Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia, Yekaterinburg

Dmitriy Ichenko

cadet, department of philosophy and humanities, the direction of training fire safety, Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia, Yekaterinburg

Tatiana Petukhova

Supervisor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Humanities, Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia, Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлена характеристика исторических этапов развития религии.

ABSTRACT

This article presents a description of the historical stages in the development of religion.

 

Ключевые слова: история, религия, классификация.

Keywords: history, religion, classification.

 

Возникновение религиозных представлений человека в эпоху первобытности могло быть обусловлено разными причинами, среди которых следует выделить: страх перед силами природы; страх перед общественными явлениями; обман сильных людей, стремящихся манипулировать сознанием слабых, менее осведомленных и образованных.

Проблема классификации религии привлекает светских исследователей на протяжении двух последних столетий. Гегель выделяет религию природы (конфессии Индии, Китая, Персии, Сирии, Египта), религию духовной индивидуальности (конфессии Иудеи, Греции, Рима) и абсолютную религию – христианство. Д. Леббок (1868) выделяет семь стадий развития религии: атеизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм, идолопоклонство, боги - сверхъестественные творцы, боги – благодетельные существа. О. Конт делит историю религии на три стадии: фетишизм, политеизм, монотеизм. Распространено выделение монотеистических (единобожие) и политеистических (многобожие) конфессий. К. Тиле (1876) делит религии на два типа: естественные (природные) и этические религии. Последние подразделяются им на национальные и всемирные (буддизм, христианство, ислам) религиозные общества. Есть классификации по этническому и географическому признакам: М. Мюллер (1878) выделил религии арийских, семитских и туранских народов.

В отечественной марксистской теории выделены два основных типа религий – религии доклассового и классового обществ. Религии классового общества делятся на национальные (национально-государственные, народностно-государственные) и мировые (буддизм, христианство, ислам).

В приведённых классификациях есть сильные стороны, в частности, признание преемственности в развитии религии. Общими недостатками являются путаница с формами и типами религии, религиозно-этических систем с верованиями отдельных народов, форм религий с элементами сознания, культа. На первый взгляд, историческая классификация (типология) религии не очень сложная задача: достаточно выделить, например, элементы структуры религии в качестве единого основания. Однако сложность и противоречивость феномена, удивительное богатство исторических форм, культурного фона их бытия, уникальность этнокультурных взаимодействий затрудняют выделение общих на все времена признаков и оснований. В частности, отечественная марксистская классификация даёт возможность рассматривать этнокультурный аспект истории религии. Ни одна из существующих типологий не является совершенной, но каждая выявляет определённые стороны и связи религиозного комплекса.

Известны и другие системы классификации религий. Гегель, например, делил их на три группы-стадии, последовательно сменяющие друг друга: религия природы (Древний Восток); религия духовной индивидуальности (иудеи, греки, римляне); абсолютная религия (христианство).

В своем развитии религия как элемент духовной культуры общества прошла три этапа: родоплеменной, народно-национальный и мировой. На первом этапе становления человечества культура носила синкретический характер. Господствовавшее в эпоху родоплеменного строя мифологическое сознание интегрировало в единую целостность зачатки эстетических, нравственных, религиозных представлений первобытного человека. Религия в этот период не представляла собой автономную систему с ярко выраженными структурными принципами. К самым ранним формам религиозных верований принято относить тотемизм, анимизм, фетишизм и магию. В дальнейшем формируется сложная система политеизма (многобожия).

Второй тип религии - народно-национальный (или национально-государственный) - возникает в эпоху становления классовых обществ и государства, формирования народностей, а затем наций. К данному типу религий принадлежат индуизм, иудаизм, конфуцианство. Их особенностью была строгая ритуализация, обрядность повседневной жизни верующих, препятствующая общению с представителями других вероисповеданий. Культура в данном случае развивалась преимущественно локально, в границах проживания единоверцев. На второй стадии развития религий политеизм уступает место монотеизму (единобожию). Вера в единого Бога тесно связана с утверждением централизации управления, общности психологии и традиций конкретного народа.

Выход за рамки родоплеменных верований обусловил возникновение мировых религий, к которым принято относить буддизм, христианство, ислам. Этим религиям присущи такие черты, как: сильная преданность вере; межэтнический и космополитический характер; обращение к представителям различных социально-демографических групп; принцип равенства людей; пропагандистская активность.

Классификацию религий можно провести, разделив все многообразие верований на две большие группы: монотеистические, т.е. признающие существование единого бога, и политеистические, проповедующие культ множества богов.

В противовес религии сложилось особое течение общественной мысли, которое отрицает существование Бога или богов, - атеизм. Атеизм в России сегодня является пережитком советской эпохи.

Племенные культы (или первобытные формы религии), по мнению многих ученых, предшествовали всем другим. Они до сих пор сохранились в традиционных верованиях народов и племен Африки, Азии, Америки. Как правило, считается, что эти религии еще не имеют Святого Писания, а также какого-то обобщенного (догматического) представления о Боге. Объектом поклонения является природа и ее явления, животные, материальные предметы. Преобладают культы предков и анимистические верования (т. е. вера в существование душ и духов), поэтому их называют еще анимистическими религиями. Впрочем, нужно заметить, что исследование племенных религий осложняется недоверчивым отношением их представителей к чужакам. В значительной степени племенная религиозность остается малоисследованной отраслью религиоведения.

Мировые религии появляются позже, они возникают на почве национально-государственных, отличаясь от них космополитизмом, то есть не связываются с отдельной нацией, и прозелитизмом (греч. Προοήλυτος, — новообращенный), то есть стремлением завербовать больше сторонников, — потому, как правило, ведут активную миссионерскую деятельность. Они характеризуются также достаточно развитой догматикой, культом. К мировым религиям принадлежат буддизм, христианство и ислам.

Национально-государственные религии появляются с формированием народностей и классового общества и играют важнейшую роль при создании государственной организации. Они отличаются национальной ограниченностью, хотя в процессе исторического развития связь национальной религии с одной нацией и одним государством может быть потеряна. По уровню своего развития эти религии очень разные, но в целом преобладают антропоморфные, то есть такие, что представляют Бога похожим по виду на человека. Национально-государственные религии существовали в Древнем Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Персии и других странах. Среди современных религий это, например, иудаизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм.

 

Список литературы:

  1. Классификация религии [Электронный ресурс] https://www.mudriyfilosof.ru/2015/01/klassifikaciya-religiy.html (05.02.2021).
  2. Типы религий [Электронный ресурс] https://rummuseum.ru/portal/node/362  (04.04.2020).
  3. Этапы развития религии [Электронный ресурс] https://studopedia.ru/28_65462_etapi-razvitiya-religii.html (03.06.2017).
  4. История религии [Электронный ресурс] https://ur-consul.ru/Bibli/Istoriya-ryeligii-konspyekt-lyektsiyi.html (07.05.2019).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий