Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2011 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дойко Л.С. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ КРЫМОВА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ДПИ РЕАЛИСТИЧНОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ В ЖИВОПИСИ. // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: https://sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ КРЫМОВА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ДПИ РЕАЛИСТИЧНОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ В ЖИВОПИСИ.

Дойко Людмила Сергеевна

Кафедра ДПИ, ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Коновец Татьяна Анатольевна

научный руководитель,

научный руководитель, старший преподаватель, кафедра ДПИ, ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан.

Обучение живописи является одним из основных направлений профессиональной подготовки будущих художников декоративно-прикладного искусства. Практически перед каждым студентом стает проблема реалистичности в живописи. Студенты, не имеющие основательной подготовки в области живописи, испытывают серьезные затруднения в «живом» изображении предметов на полотне. Эту проблему можно успешно разрешать, изучая и применяя творческий метод известного художника Николая Петровича Крымова. Данное исследование проведено с целью изучения творческого метода Крымова и определения возможности применять этот метод в практическом обучении живописи будущих художников.

Известно, что на лекциях Николая Крымова училось целое поколение художников, и сейчас они сохраняют свою актуальность как базовый материал для понимания секретов тональной живописи. Крымов написал множество статей, в которых дал актуальные и полезные советы начинающим художникам. [5]

С первых лет своей творческой деятельности Николай Крымов стал изображать природу. Он восхищался Левитаном и посвятил несколько статей его творчеству. Как Левитан, Крымов стремился передавать реалистичность природы, но зачастую был неуспешен, пока не нашел и не сформулировал «основной закон реалистического изображения». Закон этот касается, верно определенного тона в живописной работе. Тоном в живописи Крымов называет степень светосилы цвета, а общим тоном — общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня. [5, с. 122] Живопись, по Крымову, есть передача видимого материала тоном и дополнительно цветом. [5, с. 122]

В своем определении реалистической живописи он говорил о передаче видимого материала. Передача материала какого-либо предмета, помещенного на таком расстоянии или  находящегося в таких условиях, когда этот материал не воспринимается глазом, противоречит существу реалистической живописи. [5, с. 123] Свои предложения он подтвердил изучением лучших произведений русской и зарубежной живописи. Он убедился, что там, где художник правильно взят общий тон картины, там предметы, земля, небо — все живет подлинной полнокровной жизнью. Когда найден правильный тон, художнику уже значительно легче писать все детали. Он уже может в меньшей степени заботиться об отделке, напротив, достаточно иной раз одного верного намека, одного верного пятна, чтобы изображение стало восприниматься как реальный предмет. [3]

Найдя важнейшие закономерности реалистического изображения природы, Крымов начал думать о методах передачи общего тона в картине. Это, однако, оказалось очень трудным, так как у него не получалось найти не изменяющегося от окружающих условий живописного элемента, своего рода «камертона» в живописи, сравнивая с которым, можно было бы определить силу тона каждого данного предмета в природе.

Но это художнику все же удалось. В одной из статей Николая Крымова мы читаем следующее описание его работы. «Однажды я писал вечерний пейзаж. Раздумывая об этом «камертоне», я закурил и случайно, совершенно машинально, поднял руку с горящей спичкой на уровень глаз. Направив спичку на яркое закатное небо, я увидел, что закат по отношению к огню спички стал казаться более темным. Тогда я стал искать, с каким же предметом природы может вообще слиться огонь спички. Оказалось, что он сливается с белой стеной, освещенной солнцем. Найденный мной «камертон» позволил мне. Посредством сравнения его с предметом природы, увидеть все разнообразие тонов и убедиться, что все тона вечера, в общем, всегда темнее тонов солнечного дня. Отсюда родилось у меня понятие об общем тоне». [5, с. 12, с. 16] Несомненно, что в реалистической живописи тон играет главную, определяющую роль. Все великие реалисты прошлого писали тоном. Лучшими русскими художниками Крымов называл Репина, Левитана, Серова, Врубеля, К. Коровина, Архипова. [4]

В своей педагогической работе Николай Крымов старался сформировать у учеников это острое восприятие тона, так как знал, что человек труднее воспринимает тон предмета, чем его цвет. Чтобы убедить учеников в этом, он часто предлагал им очень простую задачу: определить цветовую и тональную разницу двух цветовых точек. То касается цвета, то он определяется сразу и единогласно, но по поводу тона Крымов получал всегда чрезвычайно путанные ответы. [5, с 125] Видеть тон гораздо труднее, чем видеть цвет. В этом каждый легко может убедиться, пробуя определить разницу в цвете двух светофоров. Что один светофор - красный, а другой — зеленый, это знает каждый, но только не многие верно определят, который из них светлее.

Действительно, в природе в сумерках все, соответственно, темнее, чем в дневные часы; в солнечный день все освещенный предметы светлее, чем в пасмурный день; в комнате темнее, чем под открытым небом; в лесу темнее, чем в чистом поле и т. д. Чувство общего тона и есть самое главное в живописи. Верно взятый тон освобождает художника от необходимости проработки деталей, дает глубину картине, размещает предметы в пространстве. Живописным можно назвать только такое произведение, в котором уловлен, найден общий тон и определены верные отношения между тонами отдельных предметов и частей картины. [2]

В реалистической живописи не играет никакой роли мазок, фактура, манера наложения краски. У Репина, например, нет никакой специальной фактуры. Все написано очень просто, но и очень верно, как в общем тоне, так и в отдельных тонах картины. При настоящей живописи отпадают заботы о внешности картины, о «красоте» и оригинальности маза, фактуры, индивидуальности и разных пустяках, но остается взамен много забот о содержании, об идее и красоте видимого в природе и жизни, о том очаровании, которое производит правда на художника.

Можно было подумать, что при таком взгляде на живопись она будет однообразна и скучна — все начнут писать одинаково и не станет оригинальных художников. Но это неверно. Наоборот, подлинная оригинальность появляется тогда, когда художник о ней не думает. [5, С. 18]

Крымовская теория позволяла ему быстро находить ошибки в работах начинающих живописцев: «При определении художественного качества живописных работ в первую очередь необходимо обращать внимание на верность общего тона, на общую правдивость и точность передачи природы. Однако существуют разные и ничего не говорящие определения достоинств и недостатков картин. Говорят: вкусно, интересно, мягко, свежо, легко, любопытно, жестко, сухо и т. д. Когда молодые художники овладевают общим тоном, все это отпадает и остается только «верно» и «хорошо». Хорошо только тогда, когда верно, и верно, если хорошо» [5, С. 119], - уверенно говорил он.

Тогда уже никого не сможет обмануть красиво написанная разными красками картина, ошибочная в общем тоне и в тонах отдельных предметов. Каждый убедится, что это не живописное, не реальное изображение природы, действительности. [5, С. 125]

Искусство объяснимо и очень логично, о нем нужно и можно знать, оно математично. В таком случае его можно и объяснить. Можно точно доказать, почему картина хорошая и почему плохая.

Разработанная Крымовым теория тональной живописи интересна не только как важное обоснование живописного процесса. Она была использована в занятиях Николая Петровича со студентами. И хотя тяжелая болезнь прервала эту деятельность, его ученики на всю жизнь сохранили не просто теплое отношение к маститому живописцу, но вспоминали его занятия с искренним воодушевлением. Главной заботой Крымова было научить ученика умению смотреть на природу. Вооружая художника профессиональными приемами, он помогал ему писать природу, учил самому существу дела, элементам живописи, никогда не заменяя это существо рассуждениями общего характера.

Овладение творческим методом художника Николая Крымова помогает делать живописные изображения реалистичными, видя изображаемое глубже. Этот способ применим не только в реалистичной живописи, но и в декоративном искусстве, поэтому он с успехом используется при обучении студентов — будущих художников декоративно — прикладного искусства.

 

Список литературы

  1. Виннер В.А. Материалы и техника живописи советских мастеров. — Москва, «Советский художник», 1958.
  2. Крымов Н.П. О живописи // Советское искусство. Выпуск 48, 02.06.1939, С. 2.
  3. Разумовская С.В. Николай Петрович Крымов. — Москва, «Искусство», 1952.
  4. Сапего И., Чувство или логика? (Заметки о творчестве Н. П. Крымова), — «Искусство», 1965, № 2.
  5. Крымов Н.П.. Художник и педагог. Статьи, воспоминания, — М.: «Изобразительное искусство», 1989 г.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий