Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ К СОДЕРЖАНИЮ ПОНЯТИЯ
Художественная литература служит одним из важных источников ознакомления учащихся с историческим прошлым. В практике преподавания истории в школе произведения художественной литературы широко привлекаются учителями на уроке, в массовой внеклассной работе, рекомендуются учащимся для самостоятельного чтения.
Как отмечал Н.В. Гоголь: «художественный образ, отличаясь особой «наглядностью, меткостью живописного изображения»[1, с. 5], помогает показать историческое явление наиболее рельефно, красочно и наглядно. «Живописность» художественного образа делает его прекрасным средством, с помощью которого достигается картинность повествования и описания исторических явлений. Образы художественной литературы дают педагогу возможность хотя бы до некоторой степени приблизить восприятие школьником исторического материала к живому созерцанию событий и людей прошлого, воссоздать картины и образы прошлого, помогают созданию у учащихся полнокровных исторических представлений.
Меткостью и правдивостью художественного образа определяется его убедительность. Привлечение художественных образов повышает доказательную силу изложения. Отличаясь особой эмоциональной насыщенностью, художественный образ не только повышает эмоциональное воздействие рассказа учителя, но и воспитывает у учащихся определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствие, восхищение, негодование, ненависть.
Образы художественной литературы, которыми пользуется учитель, усиливая внутреннюю наглядность и картинность изложения, способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся. При этом запоминаются не только сами исторические события и деятели, но и те общие понятия, выводы, закономерности, которые раскрываются особенно конкретно через художественные образы, в картинах прошлого.
К.Д. Ушинский отмечал, что «в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания»; «к такой врезавшейся в нас картине, – писал он, – мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро» [1, с.6].
Портрет в литературе одно из средств художественной характеристики, которое заключается в том, что писатель раскрывает типический характер героев и выражает идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
В художественной литературе как искусстве словесном портрет является одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими подобными же средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т.д.
Своеобразной системой данных средств характеристики в литературе создаётся художественный образ, а портрет оказывается тем самым одной из сторон художественного образа. Среди всех других способов изображения портрет отличается особой зрительной наглядностью и вместе с пейзажем и бытовыми описаниями придает произведению особую силу изобразительности.
Исторический портрет – это короткий рассказ о каком-либо правителе, деятеле культуре, государственном деятеле, военачальнике и т.д. Исторический портрет отражает самые основные сведения об историческом деятеле.
Литературно-исторический портрет является синтезом этих двух понятий. Литературно-исторический портрет – это небольшой рассказ об историческом деятеле, созданный на основе какого-либо художественного образа, художественного произведения и т.д.
Например, литературно-исторический портрет Петра Первого, который можно сконструировать для урока истории, опираясь на произведения М. Ломоносова, А.С. Пушкина и др.
Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед, натура Петра Первого всегда привлекала к себе внимание поэтов и писателей. Ломоносов почитал Петра и изображал его в своих произведениях, как великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа.
Рожденны к скипетру, простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки,
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов...[2]
Видение А. С. Пушкина образа Петра является более сложным и неоднозначным. Поэт неоднократно обращался к образу Петра Первого в различных своих произведениях: «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава». Для Пушкина Петр неоднозначная фигура, он царь-труженик, не гнушающийся никакой работой, великий полководец, за которым русские войска смело идут в бой и побеждают.
Выходит Петр. Его глаза сияют.
Лик его ужасен. Движенья быстры.
Он прекрасен, Он весь, как божия гроза [4].
Поэт самим строем произведения подчеркивает динамическую, кипучую, деятельную натуру Петра. Но Пушкин не склонен идеализировать царя, как делал это Ломоносов. Поэт в своих произведениях не обходит стороной негативные последствия петровских преобразований.
Ногою твердой стать при море.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе [4].
Государство, для которого так много работал Петр Первый, окрепло, обрело могущество и вес среди других европейских стран. В поэме «Медный всадник» автор показывает, какой ценой были реализованы данные задачи:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия... [4]
Поэт, с одной стороны, восхищается прекрасным городом и его создателем, «героем на коне», но, с другой стороны, Пушкин не забывает, каким тяжелым трудом сотен и тысяч простых людей был построен Санкт-Петербург, ставший тюрьмой для одних и праздником для избранных. Поэт становится на сторону обездоленных, и от их имени миллионов вопрошает у Петра:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы? [4]
Таким образом, литературно-исторический портрет – это небольшой рассказ об историческом деятеле, созданный на основе какого-либо художественного образа, художественного произведения. Использование данного средства усиливает внутреннюю наглядность и картинность изложения на уроках истории, способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся. При этом запоминаются не только сами исторические события и деятели, но и те общие понятия, выводы, закономерности, которые раскрываются особенно конкретно через художественные образы, в картинах прошлого.
Список литературы:
- Вагин, А.А. Художественная литература в преподавании истории. – М.,1966. – 346 c.
- Ломоносов, М.В. Избранные произведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/03inscript/032.htm (дата обращения: 04.02.18)
- Нефёдов, О.Ю. Межпредметные связи в преподавании истории и «Художественной мировой культуры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_74/cd_site/articles/art_2_1.htm (дата обращения: 04.02.18)
- Пушкин, А.С. Александр Пушкин: Стихи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin/ (дата обращения: 04.02.18)
дипломов
Оставить комментарий