Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2018 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИЗ ИСТОРИИ ОРЕНБУРГСКОГО НИКОЛЬСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
Религиозный храм является не только культовым сооружением, но и символом отечественной истории и культуры. История каждого кафедрального собора традиционно воплощает в себе историю города и всей епархии. Не стал исключением и Никольский собор г. Оренбурга, который «выстоял» в годы тяжелых испытаний, «прошел путь» от приходской церкви до главного храма Оренбургской и Бузулукской епархии Русской Православной Церкви.
Никольский кафедральный собор назван в честь святителя Николая Мирликийского, жившего в III веке, в Малой Азии, в городе Патара. Его дядя, епископ Патары, посоветовал родителям отдать Николая на службу Богу. Они согласились, и скоро епископ возвел юношу в диаконский, а затем и в священнический сан. При этом он пророчествовал, что этот пастырь будет утешителем и помощником тех, кто попал в беду. Святитель Николай и в самом деле был очень отзывчив и милостив. Святой прожил долгую жизнь и чудесным образом спас от смерти и разных злоключений многих людей. Он является покровителем путешествующих (особенно моряков), обездоленных, оклеветанных, также считается покровителем брака.
В Оренбургской епархии 19 храмов в честь Святителя Николая Чудотворца – в Оренбурге, Новотроицке, Орске, Медногорске, Новоорске, Бузулуке, в селах Нижнеозерное и Илек Илекского района, с. Дедуровка Оренбургского района, с. Электрозавод Новосергиевского района, с. Матвеевка Матвеевского района, селах Асекеево и Елизаветинка Адамовского района, селах Сара и Кариновка Переволоцкого района, с. Нижнепавловка Оренбургского района, с. Петровское Саракташского района. 19 декабря все эти приходы празднуют память своего храмового покровителя.
Заинтересовавшись судьбой Никольского собора, мы столкнулись с тем, что систематизированных и опубликованных работ по этой теме нет, а они на наш взгляд необходимы.
История рождения Никольской церкви
Весной 1883 г. в казачьей станице Форштадт (до 1922 г. – предместье Оренбурга) на улице Атаманской (современная – ул. Чкалова) заложили на средства прихожан приходской храм. Причиной закладки кирпичного здания церкви был пожар деревянных построек казачьей станицы с ее фортом (крепостью, отсюда название региона «Форштадт»). Вот в это тяжелое время и возникла мысль о постройке. Инициатива принадлежала казакам Оренбургской станицы во главе с попечителем и подрядчиком Евфимием Колокольцевым, а спланировал ее инженер-капитан В.П. Сахаров[1].
В 1883 г. будущий император цесаревич Николай Александрович сделал подарок для строившейся форштадтской Никольской церкви – напрестольное Евангелие, большого размера, под металлическим окладом с четырьмя медальонами по углам с изображениями апостолов-евангелистов, и для его хранения в 1891 г. рядом с церковью построили часовню[2].
Церковь заложили в 1883 г., а 4 мая 1886 г. ее освятил Преосвященный Вениамин II (в миру Смирнов), епископ Оренбургский и Уральский. Сначала она была однопрестольная, во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с 1910 г. числится как трехпрестольная в честь Успения Божией Матери и св. великомученика Пантелеимона. «По сердцу пришелся православным людям храм во имя святителя Николая. Молящихся собиралось так много, что понадобилось его расширять. Трудами тех же благочестивых строителей были пристроены приделы в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Кроме того, Евфимий на свои средства построил обширный притвор. В памяти старожилов сохранились имена служителей этого храма и настоятеля первостроителя о. Василия (в миру Коблова), скончавшегося в 1917 г. и похороненного за алтарем храма вместе со строителем и старостой Евфимием Колокольцевым» [3].
В годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны произошли важные изменения в государственно-церковных отношениях, отмечался рост религиозных настроений среди населения, стали открываться храмы. Активизировалась и деятельность верующих г. Чкалова (так назывался Оренбург с 1938 по 1957 гг.), которые в декабре 1943 г. обратились с письмом к Патриарху Московскому Сергию. В письме они отмечали, что их более 100 тыс. человек, просили помощи в открытии храма или молитвенного дома. С 1942 г. Никольская церковь в г. Чкалове использовалось как хранилище для эвакуированных архивов, и по данным на 1 февраля 1944 г. была занята Госархивом НКВД. В этом помещении разместили 67 вагонов документов, прибывших в город [4, С.48].
Путь возвращения храмов был долог: существовала многоступенчатая процедура прохождения заявлений верующих по инстанциям. Инициативную группу возглавлял Н.П. Кузьмин. По распоряжению СНК СССР №10974 – рс от 20 мая 1944 г. в Чкаловской области разрешалось открыть два здания религиозного культа РПЦ: в г. Чкалове и с. Студенцы Гавриловского (ныне Саракташского) района. Определенную роль в возвращении верующим церкви сыграло письмо с грифом «секретно» заместителя начальника УН КГБ И.М. Козырева секретарю Чкаловского облисполкома Н.И.Сафронову. В письме мотивировалась необходимость зарегистрированного здания религиозного культа для осуществления государственного контроля. Отмечалось, что проживающие в городе священнослужители ходят по домам верующих, совершают богослужения, на которых присутствует значительное число верующих; «с целью пресечения вражеской деятельности антисоветского элемента, для проведения патриотической работы среди религиозников необходимо предоставить верующим бывшую Никольскую церковь» [5].
30 мая 1944 года получили разрешение об открытии церкви в городе Чкалове, но вести службы было невозможно. «Храм был набит бумагами от пола до куполов. Целый год люди на тележках и санках вывозили кипы книг на автовокзал. Тогда временно сбили рядом палатку с односкатной крышей, без окон, с одной дверью – одним словом холодный барак; сделали молитвенный дом и служили в нем» [6].
Приход в Форштадте стал функционировать с 1 июня 1944 г., настоятелем церкви по назначению Управляющего Чкаловской епархией Уфимского архиепископа Стефана стал священник Г.И. Тучин. Главой исполнительного органа, церковного совета, избрали И.Д. Шеховцова. Первое время служба проходила в арендованном частном доме, выходящем на церковную площадь.
Объективную необходимость возвращения здания Никольской церкви раскрывал в декабре 1944 г. в письме к председателю Облисполкома Управляющий Чкаловской епархией А. Архангельский. В обращении отмечалась необходимость воспитывать «верующую массу» в патриотическом духе, произносить патриотические призывы, устраивать сборы в Фонд Обороны страны. За несколько месяцев в 1944 г. Никольской церковью было собрано в Фонд Обороны страны 40 тыс. рублей и 10 тыс. рублей сданы в местные органы государственной власти для новогодних подарков детям фронтовиков [7]. В феврале 1945 г. на Чкаловскую (Оренбургскую) кафедру был назначен епископ Мануил Лемешевский. Владыка Мануил внес весомый вклад в открытие храма и оформление епархии. (См. приложение №4 «Краткие биографические сведения об Архиепископе Мануиле»)
Вскоре после открытия церкви, «активистов» обвинили в антисоветской деятельности. Особым совещанием при МГБ СССР были осуждены: настоятель церкви Андриан Георгиевич Свистунов, староста церкви Иван Дмитриевич Шеховцов, член церковного совета Василий Игнатьевич Суреев. Обвинение заключалось в организации и проведении ночных нелегальных собраний, «где обсуждалась борьба с советской властью», распространении антисоветской литературы (книги С.А. Нилуса «Сионские протоколы»), использовании церковной кассы для антисоветской работы [8].
Церкви и молитвенные дома, которые возвращались к верующим, находились в плачевном состоянии, так как при их закрытии изымалось все церковное имущество, а сами здания использовались не по назначению. В послевоенные годы особое внимание уделялось восстановлению, ремонту, внутреннему убранству церквей и молитвенных домов, так как большинство возвращенных культовых зданий находилось в разрушенном виде и восстанавливалось только за счет верующих. В ряде епархий предусматривалось создание специальных фондов, складывающихся из отчислений приходов. В Чкаловской епархии такой фонд организовали 1 января 1947г. Одна из главных задач определялась как «помощь особенно нуждающимся приходам во время строительства или ремонта храмов (взаимообразно и безвозвратно)» [9].
В трудные десятилетия советской власти храм сумел выстоять. Прошло время, и действительно сбылось предсказание епископа Арсения (Воскресенского), Никольский храм стал кафедральным.
Никольский собор имеет огромное значение для верующих жителей Оренбурга. В храме совершается величайшее чудо – Таинство причащения Тела и Крови Христовых. Святой и праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Поистине храм есть Божий, где страшные Тайны совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, – там истинно небо и небо небес» [16]. Веками вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.
Всеми жителями строился и украшался Никольский храм. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм является средоточием духовного бытия и самые значительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение. Воскресный и праздничный благовест призывает верующих отложить всякое житейское попечение и поспешить в Храм Божий. Православный христианин чтит храм, потому что «место это свято». На нашей грешной земле, особенно в наше время, исполненное беззакониями и соблазнами, святой храм Божий есть единственное место, где мы можем укрыться от жизненных бурь и невзгод, от нравственной грязи и безумия, обрести мир душевный через «внутреннее делание» в молитвенном общении с Богом.
Я поняла, что очень важно знать не только историю своего Отечества, но и своей малой родины, частицей которой является Никольский собор.
Список литературы:
- Епархиальные ведомости. 1886. № 10. С.375.
- Горлов Г., протоиерей, Боброва О. Духовная нива Оренбуржья. Оренбург, 2010. электронный ресурс // http://ecclesiopedia.com никольский собор
- Мячина Н. А. Никольский собор: история и современность. 1999. // Эл. ресурс: http://www.oepress.ru/nikolskiy_sobor.html.
- Потапова А.Н. Из истории Никольского кафедрального собора // Материалы региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Оренбургской области. – Ч. 3. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. С.48.
- Потапова А.Н. Чкаловская Епархия в годы Великой Отечественной войны // Южный Урал в годы Великой Отечественной войны. – Оренбург: Оренб. губерния, 2000. С. 138.
- Стремский Н. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века.– Книга 3.– Оренбург,2000.–С.222.
- Потапова А.Н. Патриотические традиции Русской Православной Церкви: исторический аспект // Формирование патриотизма у учащейся молодежи в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. – СПб. Пушкин, 2001. – С.103.
- Потапова А.Н. Религиозные организации на Южном Урале в военные и послевоенные годы // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. – Оренбург: Изд. центр Оренб.гос. агр. ун-та, 2002 С.166.
- Государственный архив Оренбургской области (ГАОО.) Ф.617. Оп.1. Д.79. Л.5.
- ГАОО. Ф.617. Оп.1. Д.46. Л.44.
- Мячина Н.А. Никольский собор. 1999.(материал из Никольского собора)
дипломов
Оставить комментарий