Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД
Известно, что институт прав человека (включено в реестр иностранных агентов) в настоящее время признается всеми государствами. Данная проблема актуальна на протяжении веков. Ученые разных эпох старались решить ее по-своему, согласно имеющимся традициям, социально-культурным приоритетам [1,c.442]. Так, сегодня активно развивается нормативно-правовая база как внутригосударственного, так и международного права, что влечет за собой развитие отрасли права в целом. А также ставит перед нами вопрос о существовании универсальной концепции прав человека, как фактора развития международно-правового регулирования статуса человека и гражданина.
Основные начала правового положения человека и гражданина в современном международном праве – это универсальная концепция прав человека; и в мусульманском праве, соответственно, исламская концепция прав человека. Обе концепции закрепляют основополагающие принципы такого института международного права, как права человека. Проводя анализ доктринальных трудов и правовых актов, мы пришли к выводу, что сама идея прав человека признается, а вот ее универсализм в этой сфере – нет. Однако существуют все предпосылки для создания новой универсальной концепции прав человека.
Ученые – юристы по-разному описывают универсальную концепцию прав человека и основных свобод человека. Наиболее полная и ясная характеристика приводится О. В. Бреским. Он утверждает, что «всеобщность и универсальность прав и свобод человека имеет несколько измерений. Во-первых, все люди, без какой-либо дискриминации, обладают основными правами и свободами. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.
Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения признания их содержания. Общепризнанные права человека, такие как право на жизнь, свобода совести, равенство всех перед законом, право свободного перемещения, право на гражданство и т.д. – это общие права и свободы всех людей вне зависимости от национальной и региональной специфики.
В - третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в пространственном, территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами. В – четвертых, вопросы прав человека являются предметом заботы всех государств. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод человека означает, что проблема прав человека не является внутренним делом государства»[2,c.416].
При создании новой универсальной концепции прав человека
Н.Н. Белякович отмечает, что она должна содержать следующие элементы:
- во-первых, в процессе формирования прав человека определяющую роль играет социально-политический аспект;
- во-вторых, рассмотрение прав человека в поликультурном контексте должно исходить из постулата безусловной ценности и равноправия всех типов культур, существующих в современном мире;
- в-третьих, права человека должны находиться в диалектическом единстве с обязательствами человека не только к обществу, но и к определенным социальным группам [3,c.364].
Для того чтобы наша концепция была на самом деле универсальной, мы соглашаемся с мнением Абдуллахи Ахмад Ан-Наимом и предлагаем проект решения конфликта между универсалистскими предпосылками и традиционной исламской доктриной путем «выведения норм исторического шариата, которые были, несомненно, прогрессивными во II в., но не соответствуют реалиям современности, из государственного законодательства. Это позволит избежать проблем, возникающих в связи с некоторыми положениями шариата, которые рассматриваются как дискриминационные в отношении женщин и немусульман. Аналогичной является ситуация и традиционными видами наказаний, предусмотренными шариатом, которые автор предлагает заменить на наказания, принятые в западном мире» [4,c.51].
Проведенное исследование способствует разработке конкретных мер, направленных на развитие отношений «Запад» и «Восток», выработку новых концепций защиты прав человека, ориентированных на региональную специфику и потому более эффективных.
Список литературы:
- Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 8–9 апреля 2011 г. В 2-х частях / Отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева. - М.: РУДН, 2012. - Ч. I. - 442 с.
- Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. М.: Юристъ,2010.-416 с.
- Белякович Н.Н. Права человека и политика. Философско-правовые основы. – Минск, 2009. – С. 364.
- Иванов Ф.Л.Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 15 (153). Право. Вып. 19. С. 51–55
дипломов
Оставить комментарий