Статья опубликована в рамках: LXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2019 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕ УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день перед педагогом стоит огромное количество задач. Одной из них является умение научить детей думать, размышлять творчески, находить ответы на свои вопросы. Урок литературы является самой благодатной почвой, способствующей развитию данных умений и навыков.
Современный мир требует от каждого индивида уметь творчески, нестандартно мыслить, принимать креативные решения. Задачей учителя, в данном случае, является формирование способностей через развитие творческой активности обучающихся, развитие их мотивации и, как результат, получение более глубоких знаний по изучаемому предмету. Другими словами, педагог должен уметь раскрывать в школьниках такие качества, которые лежат в основе творческого мышления, способствующего проявлению активной жизненной позиции, формированию умения управлять творческими процессами, такими как: решение сложных, проблемных ситуаций, понимание закономерностей или даже фантазирование [3, с. 480].
Проблема развития творческой активности, особенно на уровне средней и старшей школы, крайне актуальна не только в нашей стране. Весь мир ищет действенные методы развития творческой жилки обучающегося. Согласно ФГОС нового поколения, современный школьник должен не только полностью овладеть материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его на уроке и за его пределами, он должен находить решение любой проблемы. Такой результат возможен при создании соответствующих условий в результате целенаправленной педагогической деятельности, сфокусированной на этих аспектах обучения.
Уроки литературы, пожалуй, как никакие другие открывают возможности для развития креативных способностей. При это несомненно, что литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле художественного творчества. Из известной всем цитаты В.А. Сухомлинского явствует, что «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». На уроках литературы, прежде всего, должна быть создана атмосфера креативности, так как творческая активность проявляется только благодаря творческой направленности духа. Тематически построенные уроки развивают творчество, способствуют раскрытию таланта [1, с. 318].
Обучаясь литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям методистов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности [2, с. 155].
Существует несколько действенных способов, через которые обучающийся сможет почувствовать себя комфортно на уроке литературы и позволит себе «включить» творческую активность. Среди данных пунктов можно выделить следующие.
Во-первых, роль учителя как образца для подражания. Творческие способности развиваются не из необходимости их раскрыть, а от созерцания их у других людей. Педагог в первую очередь должен транслировать детям, как это работает. Так, на уроке литературы. Учитель должен проявлять себя как креативная творческая личность, что может реализовываться и в выборе организационных форм урока, и использовании образовательных технологий, и, конечно, непосредственно при работе с художественными текстами. Так, творческое чтение и проблемные вопросы позволяют увести от шаблона, заставляют взглянуть на проблему по-иному
Во-вторых, как ни странно это звучит, уметь поощрять сомнения. Педагог должен уметь поддерживать ситуации сомнения, нередко возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Обучающиеся быстрее научатся проявлять свою творческую активность, если будут уверены в том, что их мысли и решения поддержат в коллективе, а не опровергнут их на зачаточном этапе. Реализации этого будут способствовать активные формы организации работы: коллоквиумы, дискуссии, работа в командах и т.д.
В-третьих, стоит организовывать урок таким образом, чтобы школьники не испытывали боязни сделать ошибку, высказать неправильную точку зрения, дать ответ, расходящийся с мнением учителя или хрестоматийными взглядами. Обучающиеся зачастую скорее промолчат, нежели выскажут именно свою, личностную точку зрения. Учитель должен донести до сознания детей, что ошибаться – это не страшно, что каждое мнение интересно, что только сопоставляя различные мнения можно, действительно, открыть для себя что-то новое. Только через ошибки дети будут понимать, как их исправить. Они станут более открытыми, активными при постановке ответа на любой интересующий вопрос.
В-четвёртых, необходимо поощрять поиск, исследовательскую деятельность обучающихся. После того, как дети не будут бояться совершать ошибки, необходимо донести до них, что умение искать ответ на самостоятельно поставленный вопрос, даже априори неверный – это очень важное качество личности обучающегося. Если обучающийся пошел на разумный риск, работая над какой-либо исследовательской работой (например, анализируя художественное произведение не совсем верно применил тот или иной литературоведческий инструментарий или, отстаивая свою точку зрения на идею произведения выбрал неуместную аргументацию и т.п.), необходимо поощрить его усилия, даже если результат работы будет неудовлетворительным.
В-пятых, необходимо включать в учебную программу формы работы которые точно бы позволили обучающимся продемонстрировать их способности к творчеству, например, проводя при знакомстве с новой персоналией или проверке усвоенного материала. Для таких форм работ подходит проектная исследовательская деятельность, задания по типу: перевоплощение в персонажа того или иного произведения, написание рассказа о персонаже, выступление в качестве соавтора истории с открытым финалом или создание альтернативного окончание истории и т.д.
Кроме того, учитель не должен забывать поощрять умения обучающихся находить, формулировать и первыми предлагать ответы на вопросы, стимулировать высказывание ими своего мнения, предложения собственного видения (например, при интерпретировании художественного текста), творческие идеи и результаты творческой деятельности. Школьникам важно уметь переживать радость творческого открытия через воспитание потребности к его созданию. Однако при этом стоит избегать голословных высказываний: любой анализ должен опирать на аргументированные высказывания, а не являться возможностью просто «выделиться» в классе. Также многим школьникам импонирует отражать наблюдения за персонажами в рисунках иллюстрациях. Учитель может предложить детям делать небольшие зарисовки персонажей или целых эпизодов и затем пытаться рассказать историю их глазами.
Необходимо дать ученикам уверенность в том, что препятствия – это не повод усомниться в своих способностях и стимулировать посредством этого желание дальнейшего развития. В этом аспекте творчество должно пониматься не только умение мыслить творчески, но и не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение. Это будет способствовать осознанию возможности творить как хочется и теми способами, которыми хочется [4, с. 288].
Решающим условием развития творческой активности обучающихся в средней и старшей школе является неустанная работа педагога-предметника с учетом способностей и интересов каждого обучающегося и творческого характера самого учебного предмета, не исчерпывающегося одним ракурсом восприятия.
Таким образом, учителю необходимо при подготовке и реализации урока литературы опираться на то, что любое знакомство с творческой личностью и созданным их художественным произведением – это не постоянное чтение и вопросы по тексту, скорее это возможность реализовать полноценный творческий диалог, окунувшись в мир прекрасного, вечного. При помощи развития фантазии, творческой активности и креативности обучающиеся с помощью педагога воспитывают в себе потребность в чтении, развивают интерес к литературе, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.
Список литературы:
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 318 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991. – 480 с.
- Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. – СПб: Питер, 2006. – 480 с.
- Орлова С.Н. Развитие творческого мышления в процессе когнитивной деятельности: Монография. – Красноярск: СибГТУ, 2001. – 288 с.
дипломов
Оставить комментарий