Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Банникова А.О. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(69). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(69).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ

Банникова Алеся Олеговна

студент факультета социально-культурных коммуникаций СурГПУ

РФ, г. Сургут

Белошапка Римма Анатольевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. факультета социально-культурных коммуникаций СурГПУ

РФ, г. Сургут

Актуальность темы данного проекта заключается в том, что на сегодняшний день развитие подросткового творчества является важной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у обучающихся творческого восприятия окружающей среды. В этот возрастной период закладывается фундамент личности человека, происходит активное формирование личностных качеств, интенсивное развитие творческих способностей, появляется потребность в самореализации [1, с. 1].

Сложность подросткового этапа состоит в том, что весь этот фундамент личности строится на основе противоречий, так свойственных именно подростку. Борьба противоположностей рождает истину, которая не всегда направлена на благо и порой уводит с правильного направления [1, с. 1].

В процессе развития самостоятельности мышления усиливаются индивидуальные противоречия и различия. Они тесно взаимосвязаны с интеллектуальной активностью. 

Подобные явления приводят к тому, что подросток чувствует внутреннюю потребность и приходит в подростковый клуб. 

В процессе занятий в театральном подростковом клубе ребята осваивают пластику движений, посредством артикуляционных упражнений знакомятся с основами сценической речи. В результате   занятий в театре интенсивно происходит развитие основ творческого мышления и формирование основ зрительской культуры.

Мы отмечаем, что именно в подростковом клубе имеются все условия для творчества, самореализации и фантазии подростков. Ребята упражняются на сцене в постановке монологов и диалогов, в создании композиционных мизансцен, работают над динамикой темпоритма. Кроме этого происходит комплексный процесс социализации   подростков.  Формируется устойчивая личностная позиция, появляется собственное мнение и желание его высказать, развиваются коммуникативные навыки и т.д. Таким образом, происходит естественное вхождение ребят в мир театрального искусства.

Объектом исследования выступает организация проектной деятельности с подростками. Предметом исследования является проект «За кулисами» в процессе организации театральной деятельности с подростками муниципального подросткового клуба.

Целью является разработка проекта «За кулисами» в процессе организации театральной деятельности с подростками.

 Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

1.Раскрыть основные проблемы организации театральной деятельности в подростковых клубах.

2.Выделить эффективные формы организации театральной деятельности в подростковых клубах.

3.Охарактеризовать деятельность муниципального подросткового клуба в процессе организации работы с подростками.

4.Описать этапы разработки проекта «За кулисами» в процессе организации театральной деятельности с подростками.

5.Обосновать социальную эффективность проекта «За кулисами» в процессе организации театральной деятельности с подростками в муниципальном подростковом клубе.

Проект «За кулисами» даст возможность подросткам реализовать свои   способности и сформировать   социокультурную компетенцию. Возможность применения опыта, полученного подростками, расширяет культурное пространство, способствует личностной самореализации, стимулирует к творчеству.

При проведении исследования мы опирались на материалы опыта работы авторов по организации театральной деятельности - Н.Н. Бахтина, И.А. Генераловой, О.В. Безымянной. Разработанные теории социокультурного проектирования - Т.П. Данилина, И.В. Зевина В.С., В. Васильева. Методические материала по теории деятельности - С.Л. Рубинштейна.

В теоретической главе нашего исследования мы описали деятельность молодежно-подростковых клубов через процесс социализации личности. Хочется отметить, что клубы являются не столько местом получения знаний, сколько микросоциумом, в котором идет процесс формирования ценностей, норм и навыков полноценного развивающегося общения. Заполнение свободного времени детей образовательным содержанием, обеспечение группового общения по интересам, отвлечение от бездумного времяпрепровождения «на улице» и др. - таков социальный и педагогический фон развития современного подростка в творческих объединениях клубов по месту жительства.

При описании мы опирались на труды авторов: Антонена Арто, К.С. Станисловского, И.А. Генераловой.

Можно выделить отдельный труд И.А. Генераловой, в котором она отмечает, что данный возрастной этап характеризуется возможностью оценивать театральную постановку в историческом, нравственном, духовном, стилистическом и интеллектуальном контексте. У ребят происходит преодоление внутреннего комплекса при восприятии. Но это происходит только в том случае, когда подросток заинтересован спектаклем. Иначе у него возникает устойчивое неприятие всякого театрального действа. Так как этот аспект восприятия   подростка значительно влияет на формирование   его зрительской культуры, то тоже требует к себе особого профессионального внимания педагога, который должен обеспечить наличие благоприятных условий и специально созданной среды.

Информационной базой работы послужили материалы И.А. Генераловой «Интегративный предмет Театр или Воспитание искусством», Т.П. Данилина «Проектная деятельность учащихся: так к какой жизни готовим?», И.В. Зевина «Проектная деятельность обучающихся как средство реализации требований» и С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии».

В результате проведенного исследования мы можем сделать вывод по первой главе. Подростковый период важный, но достаточно сложный возрастной   этап. Изучив материал по заданной теме, мы увидели, что специфика работы в подростковых клубах заключается в том, что в этой форме работы заложен богатый потенциал возможностей, средств и методов для формирования творческих способностей подростка. Это касается не только качественного восприятия и принятия искусства, но и самоутверждения в собственном творчестве через самореализацию. Деятельность, организованная в условиях подросткового клуба, способствует становлению идейных и нравственных убеждений, мотивирует к социально-созидательной деятельности. Содержание   деятельности в подростковых клубах подразумевает использование разнообразных, технологий и методов работы. Особенно продуктивным в этом процессе считается метод проектов. Обязательным условием проектной деятельности является четкое понимание механизма реализации, поставленных целей и конечных результатов.

Процесс формирования личности начинается с раннего возраста, но именно переосмысление и принятие общепринятых нравственных норм происходит в подростковом возрасте. Поэтому правильной организацией досуга подростков и молодежи в настоящее время уделяется особое внимание. Это, в свою очередь, обусловлено тем, что подрастающее поколение уже имеет свои социокультурные потребности и предпочтения. Свободный досуг ребята-подростки стремятся проводить в обществе сверстников. Они считают данные сообщества комфортными, потому что в них формируется особая молодежная субкультура, влияющая на рост личности подростка и не всегда ведущая в правильном направлении.

Мы считаем, что проект «За кулисами» даст возможность обучающимся как можно больше узнать о различных видах и формах театра и определить для себя наиболее актуальное и интересное.

В ходе исследования мы использовали следующие методы:

1. Беседа проводилась с целью привлечения внимания детей к занятиям творческой деятельностью.

2. Анкетирование проводилось для выявления заинтересованности у подростков в театральной деятельности.

3. Наблюдение за процессом театральной деятельности использовалось с целью освоения пластических движений, сценической речи и развития творческого мышления.

Беседа как метод исследования помогла нам привлечь внимание подростков к занятиям театральной деятельностью.

Анкетирование определило степень заинтересованности подростков в театральной деятельности.

Наблюдение за процессом театральной деятельности помогло выявить степень развития творческого мышления у подростков.

Вывод: на данном этапе посредством вышеуказанных методов, был выделен уровень заинтересованности обучающихся в данном проекте, что позволило подобрать наилучшую стратегию взаимодействия с обучающимися и выстроить план работы, связанный с их возможностями и пожеланиями.

Первое планируемое мероприятие под названием «Давайте знакомиться» будет включать в себя беседу. Подросткам будет выдана игрушка, которую им нужно будет по очереди передавать друг другу. Тот человек, у которого игрушка окажется в руках, должен будет представиться и кратко рассказать что-нибудь о себе. Таким образом мы познакомимся с участниками проекта, а затем обучающиеся узнают, что ждет их в ходе реализации проекта.

Следующее мероприятие «Мой талант- красноречие» включает в себя занятия по выразительности речи. Подросткам будут представлены уроки по средствам выразительности речи. Это будет сделано для того, чтобы ребята расширили свой словарный запас и развили свою мыслительно-речевую деятельность.

Затем будет проведено мероприятие «Я- актер». После игры-разминки и разбора приемов актерской игры, применяемых артистами театра на сцене, подросткам будет предоставлена полная свобода действий и возможность проявить свои творческие способности. Обобщив данное мероприятие с предыдущим, мы предложим ребятам прочитать небольшой отрывок из литературного произведения или стихотворение, при этом показав небольшое театрализованное представление- постановку.

На следующей встрече с обучающимися будет проведено открытие «Творческой мастерской». В этот день мы проведем первый мастер-класс, в ходе которого подростки научатся создавать макет сцены своими руками.

На следующий день «Творческой мастерской» совместно с подростками мы изготовим персонажей для кукольного театра и приступим к выполнению декораций.

На завершающем мероприятии «Творческой мастерской» подростки доработают декорации и другие элементы, необходимые для постановки театрализованного представления.

В следующем мероприятии «По ту сторону сцены» мы проведем кастинг- распределим между ребятами главные и второстепенные роли. В этот день подросткам будет предоставлена возможность проявить как свои личные качества, имеющиеся у них задатки артистов, так и приобретенные, во время наших занятий, навыки. Также немаловажную роль здесь сыграет и сплочение между ребятами в единый коллектив, команду.

На следующем мероприятии «По ту сторону сцены. День 2-й» ребята узнают, как правильно держаться на сцене. Мы поговорим о том, как справиться с волнением перед выступлением, разберем психологические приемы, которые используют знаменитые артисты, находясь на сцене.

Следующее мероприятие, реализованное в рамках проекта «За кулисами» - «По ту сторону сцены. День 3-й» мы посвятим генеральной репетиции. В этот день будет произведена отработка всех изученных элементов в актерской деятельности, а также мы проведем репетицию выученных текстов.

Заключительным мероприятием проекта «За кулисами» станет театрализованное представление по произведению Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени».

Благодаря реализации проекта «За кулисами» подростки в интересной форме провели свой досуг и приняли участие в мастер-классах, направленных на создание необходимых элементов для реализации театральной деятельности в клубе. Специфика подростковых коллективов заключается в их неформальном статусе. Содержание деятельности строится на интересах и потребностях подростковой категории, представляет собой разнообразие организационных форм, ориентированных на личность. Молодежно-подростковый клуб является не столько местом получения знаний, сколько микросоциумом, в котором идет процесс формирования ценностей, норм и навыков полноценного развивающегося общения. Таким образом подростковый клуб является важным компонентом в образовательной системе.

 

Список литературы:

  1. Некрасова Л.М. Театр для детей и молодежи и воспитание театральной культуры [Электронный  ресурс], Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic journal/teatr-dlya-detey-i-molodezhi-i-vospitanie-teatralnoy-kultury
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.